Районный семинар по русскому
языку на базе МБОУ « СОШ с. Вольное».
Конспект отчётного мероприятия занятий «
Занимательная грамматика» по внеурочной деятельности. Возрастная категория:
2-3 класс.
Провели учителя начальных классов:
Иващенко Светлана Анатольевна и Деникина
Светлана Ивановна.
Цели:
- Расширять и углублять знания учащихся по
русскому языку.
- Развивать самостоятельность учащихся,
творческие инициативы.
- Воспитывать интерес к предмету.
Учитель: Слайд №2.С
благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
-Если вы посмотрите
на наш эпиграф, вам сразу станет ясно, что наш главный гость - его
величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык.
Дети: Наш язык – язык труда и
света,
славный прекраснейший язык
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык.
2. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша
могуч.
Ученица:
Грамматика, грамматика, наука очень
строгая,
Учебник по грамматике, всегда беру с тревогой
я.
Она трудна, но без нее плохое было бы житье.
Не отправить телеграмму, и открытку не отправить!
Даже собственную маму, с Днем рождения не
поздравить. Ученик:
Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем
самом.
Ученик Щедрое
народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему
привык.
Ученик
Жизнь идет,
словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому
учусь. Ученик
3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного
родства.
Ученик Я
ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Сегодня мы собрались вместе, ребята, чтобы
поговорить о русском языке.
Сегодня прекрасное утро- начало рабочего дня, / музыка - сказка/ но с нашим одноклассником случилась вот какая
история. (Голос за кадром…) В
некотором царстве в некотором государстве, а именно в Воленской СОШ жил да был
Матвей, обыкновенный ученик третьего класса. И мечтал Матвей о том, чтобы хоть
разочек побывать ему царем. И вот однажды… Просыпается Матвей, а на нем –
царская одежда.
Матвей: Я ли это? (Щиплет себя.) Я! И,
правда, царь! (Танцует.) Ой! Не опоздать бы в школу! Да я же – царь! И в
школу мне теперь можно не ходить.
Одноклассница Лиза: Матвей, Матвей, просыпайся! В школу опоздаешь! Ой,
какой ты интересный, как будто царь!
Матвей: Я и так царь!
Одноклассница Лиза: Не выдумывай!. Я же знаю, что ты –Матвей, мой
одноклассник, а не царь.
Матвей: Я сказал – царь! Одноклассница:
Ну ладно – царь, царь… Ну и сиди здесь, а я в школу побежала. Там Валентина
Ивановна для нас что – то интересное приготовила(Голос за кадром.)
Задумался Матвей. Можно в школу не ходить, да неучем не хочется остаться: все
же первое лицо в Красногорском
государстве.
Матвей: Иностранные гости вдруг явятся, а я – неуч. Учиться я,
конечно, буду! Да не хочется плохие отметки
получать. Как же быть? А пусть меня учат девочки из нашего класса. А то они
такие воображалы – всегда все знают. Пусть так и будет! Напишу-ка я указ!
(Пишет) (Входят
Глашатай и две девочки)
Матвей:Эй, слушайте мой указ…(Подаёт глашатому. Глашатый зачитывает.)
Глашатай: В некотором царстве, Красногорском государстве, Я, царь –
самый умнейший и самый главнейший, назначаю своими учителями следующих
подданных: Лизу Островскую и Ксюшу Долгую, – чтобы они учили меня уму – разуму.
Матвей: Слыхали? А теперь приступайте к
моему учению. Лиза:
Мы будем вас, уважаемый царь, грамоте учить. Скажите, наисветлейший, как
пишется ЧА – ЩА? Через А или через…
Матвей (перебивая): Через Е.
Лиза: Ой! Как это?! Матвей:
А вот так: я не буду писать слово “чаща”, а напишу слово “лес”.
Девочки (хором): Какой умный! Ксюша:
А как пишется ЖИ – ШИ? Через И или Ы?
Матвей: Я не буду писать это слово вообще!
Ксюша: Почему?
Матвей: Потому что слов на “жиши” в моей речи вообще нет!
Девочки: Какой умный!
Матвей: Хватит, хватит! Я устал и спать хочу!
(Матвея засыпает, девочки снимают с него царские
одежды и уходят). Одноклассница: Матвей,
Матвей, просыпайся! Уже первый урок закончился…
Матвей (просыпаясь, смотрит на часы). Ой! Проспал! (Голос
за кадром)
Проснулся Матвей обыкновенным мальчиком, посмотрел на часы и понял, что в школу
на первый урок сегодня опоздал.
Матвей: Что же я Валентине Ивановне скажу? Правду сказать, что я царем
был, - не поверит, а врать как – то нехорошо. Лучше уж промолчу – пусть ругает.
Да и на мероприятие по русскому языку я наверное опоздал.
Звучит запись песни “Чему учат в школе” Звенит звонок.
(Голос Матвея) - Здравствуйте! Можно мне войти и сесть? (Голос учителя)
- Здравствуй, Матвей! Как ты вовремя. А мы мероприятие по
русскому языку уже начинаем.
Учитель:
А ты знаешь русский язык? Предлагаю с ребятами поучаствовать в
конкурсах. (Команды
занимают места. Представление команд, жюри.)
Учитель: А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания, смекалку
и находчивость.
1 Конкурс «Фонетические загадки»
1) Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами,
забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии
танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.)
2) Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился, за книги
не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских
коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных. (Алеша.)
3) Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика
Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие
согласные звуки. (Бабушка.) 4)Пуфф
или буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе
с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.
(Пуфф.)
5) Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о
приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед
суп из конфет, кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.)
6)
Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет,
поцелует”? В имени – отгадке все согласные звуки глухие. (Пятачок.)
Учитель: Возьмите карточку 2. Прочитайте
текст и ответьте на вопрос.
Карточка 2
Три месяца находился
узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и
воду. Когда его освободи-ли, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Откуда взялись кости?
|
/Учащиеся
указывают на допущенную ошибку в написании существительного с предлогом: с
ухой, а не сухой./
3. Конкурс «Тарабарский язык»
Учитель:Благодаря тому, что все слова в русском языке
относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи:
На доске:
Варкалось.
Хливкие шорьки /есть слайд/
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
– Определите части речи во
втором предложении.
/Учащиеся записывают
на листочках предложение, сверху надписывают части речи./
2 Конкурс «Головоломки» 1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфетку. (Ирис – ирис.)
2. Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина – герой.
Но «Л» на «Н» лишь замените
Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)
3 Конкурс «Один звук» В словах которые вам даны, замените один согласный звук, чтобы
получилось совершенно новое слово. Вот – так: корж – морж. (Ногти,
лапка, зубы, галка, норка, клин, песок.)
4 конкурс «Угадай – ка!»
1). В каком времени года не «живёт» буква «Е»?
А – лето
Б – осень
В – зима Г
– весна
2) Что обозначает имя существительное?
А – предмет
Б – признак
В – действие Г
– признак предмета
3) С помощью чего человек выражает свои мысли?
А – жестов
Б – криков
В – шипения
Г – слов
4) Что значит
сделать фонетический разбор? Разобрать по …
А – звукам Б
– составу
В – значению
Г – членам предложения
5) Как пишется
слово крокодил?
А – КРАКАДИЛ Б
– КРОКАДИЛ
В – КРАКОДИЛ
Г – КРОКОДИЛ
6) Сколько в
русском языке гласных букв?
А – 9 Б
– 10
В – 11 Г
-12
7)
Что называют главными членами предложения?
А – грамматическую основу
Б –смысл предложения В
– всё, кроме второстепенных членов
Г – самое нужное 8)
Кто был создателем первого славянского алфавита?
А- Кирилл и Мефодий
Б- Борис и Глеб
В-Афанасий Никитин
Г – Минин и Пожарский 9)Как
называют в русском языке слова – близнецы?
А – синонимы
Б – омонимы
В –
антонимы
Г – паронимы 10)
Подлежащее и сказуемое могут быть:
А – предложением
Б – сложным предложением В
– словосочетанием
Г – второстепенными членами
Ведущий:
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того,
чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом,
чётко произносить слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное
- знать вежливые слова речевого этикета.
5 Конкурс « Искусство общения.»
Ведущий: Мы
сейчас покажем вам , как общаются между собой некоторые ученики.
(Двое учащихся разыгрывают сценку для команд.)
1 ученик:
- Ты сегодня собирался в
кино?
2 ученик: -
Ага!
1 ученик:
- А билеты ещё не купил? 2
ученик:
- Ага!
1 ученик:
- Будешь покупать,
купи мне.
2 ученик: -
Ага!
1 ученик:
- Зайти за тобой? 2
ученик:
- Ага!
Ведущий:
То,
что вы услышали – обрывок телефонного разговора.
Предлагаю разыграть правильный диалог. В каждой команде выберите по 2
участника для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя вежливые
слова. Выиграет команда, у которой диалог получится наиболее живой и
интересный.
6 Конкурс «Восстанови стихотворение». /Вместо этого конкурса сценка про Тамару / умение
общаться Ведущий:
А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов,
писателей – от 15000 до 18000 слов? Великий
А.С. Пушкин мог выразить свои душевные переживания имея в своём запасе 20000
слов! А сколько слов знаете?
Попробуйте в каждой строчке поменять местами
слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение.
Вот мы дим- ви му –
ма,
А у мы – ма ло – мы.
Ма –ма ет – мо му –
ра,
Бы – что то – чис ло – бы! (
Вот мы видим
маму,
А у мамы
мыло.
Мама моет
раму,
Чтобы чисто было.)
9. Конкурс «Крылатые выражения»
Учитель: Ярким и точным называем мы наш язык, одно из
средств языка – крылатые выражения, которые вы должны записать и объяснить:
Объясните, когда так
говорят:
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря.
А потом сказал:
– Друзья,
Не в своей ... (тарелке) я!
Учащиеся заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.
9 конкурс «Домашнее задание». Ребята сейчас покажут, что может случиться если плохо знать родной
язык. (Дети разыгрывают сценки)
Команда «Грамотеи» сценка «Ударение».
По комнате ходит мальчик, держится за голову.
- Ой, как болит голова, а так хочется в школу
пойти, надоело болеть. Нужно принять лекарство. (Берет бутылочку и читает.)
Принимать 3 раза в день по одной столовой ложке, после приема пищи.
(Принимает и начинает пищать).
- Что случилось, Вадим? Почему ты пищишь?
- Я лекарство принял, а там написано …
(читает)
- Вадим, но ты неверно прочитал. Принимать
после приема пищи, а не пищи.
- Ой, и правда. Учительница в школе говорила
про ударение, а я и не слушал.
/
поставить ударение в словах: торты, портфель, …/
7 Конкурс.
Оборудование: конверт со словами скороговорки.
Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку,
прочитать её правильно. Желаю
успеха!
Скороговорка:
У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
8 Конкурс «Поспевай – не зевай!»
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4) -
Какого цвета бывает тоска, скука? (зелёная) -
Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка)
- Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода,
сбежавших от Федоры. (посуда) -
Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите слово и сколько
слогов в этом слове. (верблюд) -
Каких слов больше в русском языке (и почему): начинающихся на согласные или
гласные? (Согласные.) -
Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (азбука)
- Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (буква)
9 Конкурс «Умницы!» В
тексте вставить пропущенные буквы. Прочитать его выразительно.
Русский
языке. Я
люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу русского
слова. Каждый должен хорошо знать русский язык, на котором говорят во многих
странах мира. Он помогает дружить и жить в мире и дружбе.
5.
Конкурс «Родственники»
Учитель: Вы знаете, что в нашем языке есть
слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется –
«Родственники».
– Вы кто такие?
/есть слайд/
– Я – гусь, это – гусыня, а это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетя – гусеница.
Учитель: Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница –
родственные?
Учащиеся: Нет.
10 Конкурс «В
две колонки становись!» Команды получают карточку со словами: водник, водитель, водица,
водительские, водолаз, водопой, вводный, водоросль,
водомер. Команды
должны быстро выбрать из карточки слова, родственные слову вода..
11 Конкурс «Загадка в загадке». / вместо этого синонимы по интерактивной доске/
Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные
буквы и написать отгадки.
По Полотняной стране, По
реке Простыне, Плывёт
парохо..., То
наза…, то вперё… .
А за ним такая гла …
ь, Что
и зыби не
видать.
(Утюг)
Через поле и л
…есок
Подаётся г
...л…сок,
Он б…жит по пр…в…дам
–
Скажешь
здесь,
А слышно там. (Телефон)
12 «Конкурс капитанов» Отгадайте
слово:
Его корень в слове
писать,
Приставка в слове
рассказать,
Суффикс в слове
книжка,
Окончание в слове
вода.
(Расписка)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове
замолчать,
Суффикс в слове
сказка, Окончание
в слове
рыба.
(Завязка)
Учитель: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще. А помог вам в этом
– русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет
выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное. Я
желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка. Сейчас представим слово жюри.
Подведём итоги нашего
конкурса.
(Поведение итогов. Награждение.)
Учите русский- годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Ученик 1.
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего
народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.
Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь
говорить выразительно, ясно и точно выражать свою
мысль.
Ведущий предлагает команде
– победительнице сфотографироваться на школьном
сайте- презентации).
Дополнительный материал.
Игра на прощанье:
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “наоборот”
Скажу я слово ВЫСОКО
А ты ответишь НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО
А ты ответишь БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК
А ты ответишь ПОЛ
Скажу я слово, ПОТЕРЯЛ
И скажешь ты, НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС
Ответишь ты ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу
Ну, отвечай, КОНЕЦ!
Вступление
Учитель: Сколько хороших
слов сказано о русском языке Константин Георгиевич Паустовский сказал: “С
русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск
красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шепот и шорох
морского гравия”. Язык, на котором мы говорим. Красив и богат . На русском языке
говорят не только русские. Он понятен каждому человеку , живущему в России.
Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка
является насущной необходимостью
Класс делится на 2 команды
За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов.
“Приставки”
Девиз:
Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!
|
“Существительные”
Девиз:
Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет – не пищи!
|
Ученик 1.
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Задание 1
Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова.
(соль, моль, боль, роль)
Задание 2
Найти слова ,которые спрятались в слове ГРАДУСНИК
Конкурс для болельщиков
Раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми
Рукой подать (близко)
В час по чайной ложке (медленно)
Морочить голову (обманывать)
Во весь дух (быстро)
Прикусить язык (замолчать)
Засучив рукава (хорошо работать)
Задание 3
Что такое пословицы? Для чего они нужны?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите
их:
- Век живи – ... (век учись).
- Ты ему слово, а ... (он тебе два).
- Когда больше двух, ... (говорят вслух).
- Язык мой – ... (враг мой).
- Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
- Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
- Делу время – ... (потехе час).
- Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
- Чего себе не хочешь, ... (того и другим
не твори).
- Одно дело делаешь – ... (другого не порть).
Конкурс
для болельщиков
Вопрос-ответ
- У кого глаза велики? (У страха.)
- Чем горю не поможешь? (Слезами.)
- Кого по осени считают? (Цыплят.)
- Что красит человека? (Скромность.)
- Чем не кормят соловья? (Баснями.)
- В какие сани не следует садиться? (Не в
свои.)
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без
труда.)
- Что надо беречь смолоду? (Честь.)
Задание 4
Движение в танце называется “па”. Добавляя по 1 букве, составь
цепочку слов со следующим значением
- вода в виде газа (пар)
- место отдыха (парк)
- искусственная прическа (парик)
- теплица (парник)
Задание 5. Учимся писать стихи
Участникам предлагаются опорные слова-рифмы: щенка – пока,
помогите – найдите
Четверостишие должно получиться примерно такое:
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
Заключение
– Пока жюри подсчитывает очки ,команды показывают инсценировку
по стихотворению С.Маршака “Знаки препинания”
Учите русский- годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего
народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.
Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь
говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.