Государственное
казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение
Свердловской области для обучающихся, воспитанников
с ограниченными
возможностями здоровья
«Верхнепышминская
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
имени С.А. Мартиросяна»
Мастер-класс «Технические средства реабилитации
для социально-бытовой и пространственной ориентировки
незрячего ребенка», проведенный в рамках встречи работников Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии с родителями, воспитывающими слепых и
слабовидящих детей дошкольного возраста
Автор-составитель:
Замятина А. В.,
учитель-тифлопедагог
г. Верхняя
Пышма
14 декабря
2012 г.
Мастер-класс
«Технические средства реабилитации для социально-бытовой
и
пространственной ориентировки незрячего ребенка» в рамках встречи
специалистов
Центральной психолого-медико-педагогической комиссии
(сотрудников
школы) с родителями (законными представителями) детей
с
глубокими нарушениями зрения дошкольного возраста
Форма проведения: мастер-класс.
Место проведения: кабинет ориентировки в
пространстве (№ 207).
Дата проведения: 14 декабря 2012
г.
Участники: родителями (законными
представителями) детей с глубокими нарушениями зрения дошкольного возраста
Тема мастер-класса: «Технические средства
реабилитации для социально-бытовой
и пространственной ориентировки незрячего
ребенка».
Формы работы: беседа с участниками мастер-класса; знакомство с нормативно-правовой документацией,
регламентирующей обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР), со способами приобретения ТСР и организациями, занимающимися поставкой ТСР; демонстрация ТСР, предназначенных для
людей с нарушением зрения, и особенностей работы с ними; просмотр электронной
презентации.
Оборудование: трости
опорные и тактильные (цельные, складные, телескопические); тифло-флеш-плеер,
лупа, электронный ручной видеоувеличитель; медицинский термометр и тонометр с
речевым выходом; звуковибрационный индикатор уровня жидкости, «Говорящая
крышка», нож-дозатор; определитель цвета, электронная презентация. Раздаточный
материал: перечень выходных данных нормативно-правовых актов, регламентирующих
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, перечень
организаций, занимающихся поставкой ТСР.
Цель мастер-класса – сформировать представление участников
мастер-класса о приспособлениях, облегчающих и делающих наиболее безопасным процесс
ориентировки незрячего человека в пространстве, социуме и быту – о технических
средствах реабилитации.
Задачи, которые будут
реализовываться в процессе мастер-класса
·
Знакомство с техническими
средствами реабилитации, предназначенными для людей с нарушением зрения, и
особенностей работы с ними;
·
Обсуждение существующих способов приобретения инвалидом технических
средств реабилитации.
·
Освещение перечня нормативно-правовой документации, регламентирующей
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и перечня организаций, занимающихся поставкой ТСР.
Мастер-класс «Технические средства реабилитации
для социально-бытовой и пространственной ориентировки
незрячего ребенка»
«Насколько ваш
ребенок самостоятелен сегодня,
настолько
он свободен и счастлив завтра».
Ориентировка - умение разбираться в чем-либо.
Умение
самостоятельно разбираться в вопросах, возникающих в повседневной жизни (в
быту), при общении с людьми, при передвижении в окружающем пространстве –
основа полноценной самостоятельной жизни незрячего человека в обществе зрячих
людей.
Это
очень сложная задача, которая решается незрячим человеком на протяжении
практически всей его жизни. Основа всех видов ориентировки закладывается в
дошкольном детстве.
Сегодня
мы с вами поговорим о существующих приспособлениях, которые облегчают и делают
наиболее безопасным процесс ориентировки незрячего человека в пространстве,
социуме и быту – о технических средствах реабилитации (ТСР).
Хотелось
бы обратить ваше внимание на два важных момента, связанных с ТСР.
Во-первых, ряд ТСР и их ремонт по закону «О социальной
защите инвалидов в РФ» должны предоставляться незрячему бесплатно – за счет средств
федерального бюджета. Это ТСР, содержащиеся в Федеральном перечне
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30
декабря 2005 г. №2347-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 12.11.2010
N 1980-р. С данным перечнем и алгоритмом получения ТСР вы можете ознакомиться в
самом распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2005
г. №2347-р или в брошюре «Социальные,
медицинские и правовые гарантии детей-инвалидов: Информация для родителей (по
состоянию на 01.01.2012 г.)», с. 13 - 16, которые вы сегодня получите на руки.
Также в качестве раздаточного материала вам будет
предложен перечень выходных данных нормативно-правовых актов, регламентирующих
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, с которыми стоит
ознакомиться.
Для людей с тяжелыми нарушениями зрения вышеуказанным
перечнем предусмотрены следующие ТСР и услуги:
п. 6. Трости тактильные и опорные.
Демонстрация тростей разного вида – опорные и
тактильные (цельные, складные, телескопические). Подробнее на особенностях работы с ними при
необходимости можем остановиться на одной из следующих наших встречах.
п. 13. Специальные устройства для чтения «говорящих книг», для
оптической коррекции слабовидения.
Демонстрация работы тифло-флеш-плеера; луп,
электронного ручного видеоувеличителя - для людей с остаточным зрением.
Тифло-флеш-плеер – устройство, доступное для управления как зрячим
взрослым, так и а непосредственно инвалидом по зрению.
п. 14, Собаки-проводники с комплектом снаряжения. + п. 25. Содержание и
ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной
компенсации).
п. 15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
Демонстрация термометра и тонометра.
В настоящее время существует множество ТСР, не
входящих в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, которые могут быть
приобретены незрячими или членами их семей за свой счет.
Важно отметить, что среди многообразия ТСР имеются те,
что признаны незрячими людьми разного возраста и потерявшими зрение в разные
периоды времени как полезные и те, что не приносят незрячему человеку
существенной пользу или их функции могут выполнять другие наиболее простые и доступные
приспособления, а значит, целесообразность их включения в жизнь инвалида па
зрению является сомнительной.
Остановимся на этом поподробнее.
·
Измерение уровня жидкости
в посуде – кружке, банке, кастрюле при ее наполнении:
- при помощи пальцев рук;
- при помощи звуковибрационного индикатора уровня жидкости.
Обсуждение пользы данного ТСР и целесообразности его
приобретения в пользование незрячего ребенка.
·
Демонстрация ТС - «Говорящая
крышка».
Обсуждение пользы ТС и необходимости его приобретения
для незрячего ребенка, возможность замены его функций другими, наиболее
простыми приспособлениями (объемные наклейки, метки, выполненные рельефно или
шрифтом брайля на самоклеющейся бумаге или пленке).
·
Определение толщены
ломтика продукта при его отрезании с помощью:
- пальца левой руки и обычного ножа;
- ножа-дозатора.
Обсуждение пользы данного ТСР и целесообразности его
приобретения в пользование незрячего ребенка.
·
Определение цвета
окружающих предметов при помощи определителя цвета.
Обсуждение пользы ТС и необходимости его приобретения
для незрячего ребенка, возможность замены его функций другими, наиболее
простыми приспособлениями.
Приобрести ТСР, не вошедшие в Федеральный перечень,
можно:
- непосредственно у фирм-производителей. Названия и сайты некоторых из
этих фирм Вы видите на слайде (слайд № 1). Их не так много, т.к. почти все
фирмы-производители являются иностранными фирмами;
- в организациях, занимающихся поставкой, а часто и гарантийным
обслуживанием ТСР. Далеко не полный перечень таких организаций представлен на
слайде (слайд № 2);
- через интернет – магазины, адреса некоторых из них размещены на
слайде (слайд № 3).
Информацию о местах приобретения ТСР также будет
предложена вам в качестве раздаточного материала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.