Государственное
казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями
здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат I и II вида №7»
Мастер-класс
в рамках
II Всероссийской научно-практической
конференции
«Речевая
коммуникация:
междисциплинарное
взаимодействие, проблемы и перспективы»
Провела:
Парамонова Н.Г.,
учитель-дефектолог
высшей
категории
Волгоград, декабрь 2014 г.
Мастер-класс
Тема: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи при работе над диалогом».
Цель: повышение профессиональной компетентности
педагогов в работе над диалогом, по использованию ИКТ в работе с детьми,
пропаганда и распространение своего опыта работы по развитию
ритмико-интонационной стороны речи.
Оборудование: презентация, буклеты, мультимедиа, принтер, 5
ноутбуков, три кружочка (зеленый, оранжевый, синий), десять из них
смайлики.
Ход
проведения мастер-класса:
При входе каждый
участник мастер-класса получает по три кружочка.
1 этап «Презентация педагогического опыта учителем-мастером»
(1слайд) Здравствуйте,
коллеги. Меня зовут Парамонова Надежда Геннадьевна. Я работаю
учителем-дефектологом слухового кабинета в школе-интернате для глухих и
слабослышащих детей.
Сейчас я
поделюсь с Вами основными идеями своего педагогического опыта: «Развитие
ритмико-интонационной стороны речи при работе над диалогом».
Сначала, поговорим о важности и значимости выбранной темы.
Для этого я попрошу Вас послушать небольшой текст и ответить на вопросы:
«Сегодня в лесу праздник. У медвежонка день рождения. К медвежонку пришли
лисенок, зайчонок, ежонок, бельчонок. Это животные?»
«Они принесли подарки: яблоки, груши. Это фрукты.»
Почему Вы на первый вопрос ответили, а на второй нет? Наверное, Вы подумали,
что это утверждение? Как Вы определили, что в первый раз я Вас спросила, а во
второй раз нет?
Правильно, Вы услышали изменение голоса, интонации.
(2 слайд) А как показать ребенку, если он не слышит, изменение
интонации? Ребенок считывает с губ, смысл фразы ему понятен, но интонацию не
понимает. Я думаю, что это проблема важна и актуальна и об этом и будет
наш разговор.
(3 слайд) Проблема
заключается в том, что дети с нарушениями слуха не понимают лингвистического
смысла интонационных структур.
(4 слайд) Всем
известно, что ярко интонационные конструкции речи представляет диалог.
(5 слайд) Диалог –
это наилучшая модель общения, поддерживающая социальные контакты.
(6 слайд) Поэтому целью
стало: введение в работу над ритмико-интонационной стороной речи
микродиалогов.
2 этап «Представление основных
приемов работы с комментариями»
(7 слайд) Эта цель
требует решения определенных задач.
Задача 1. Определить основные требования к
подбору речевого материала для составления диалога.
(8 слайд) Результатом
решения первой задачи явилось составление требований к подбору речевого материала.
Текст должен:
·
быть
доступный детям для воспроизведения, т.е. используется
речевой материал, состоящий из звуков, которые дети произносят правильно
(включая регламентированные и допустимые замены), а также тех звуков, которые
закрепляются в его речи в данный период обучения, т.е. учитывается фонетический
принцип.
·
быть доступным детям для восприятия.
·
содержать основные интонационные конструкции;
·
отражать конкретные события, ситуации, игры, занятия детей, т.е.
коммуникативные ситуации, которые необходимы
детям для общения, знакомы им, соответствовать жизненному и эмоциональному
опыту, а так же ситуации, к участию в которых нужно подготовить обучающихся.
(9 слайд) Решая, вторую задачу:
Задача 2. Подобрать средства и приемы для
работы над ритмико-интонационной стороной речи, для того чтобы
речь детей строилась на интересном материале, и чтобы наглядно
продемонстрировать интонационные конструкции, я стала использовать диалог-комикс.
(10 слайд)
(11 – 16 слайды) Учитель
предлагает готовый диалог-комикс или вместе с ребенком на уроке создает диалог-комикс,
содержание которого отражает конкретные события, ситуации, игры, занятия, т.е.
коммуникативные ситуации.
В ходе этого вида работы
происходит обучение различным видам высказываний, дети учатся полному
оформлению фразы,
в процессе обучения диалогу у детей с нарушениями слуха происходит развитие
ритмико-интонационной стороны речи.
(17 слайд) Следующая
задача 3: описать методику работы над диалогом-комиксом. Методика представлена
в буклете.
3 этап «Проведение имитационной
игры»
(18 слайд) Результат
решения 4 задачи: составить комиксы, представлены на этих баннерах, а
так же есть в электронном варианте.
(19
слайд) Комиксы можно составить по специальной программе «Комикс Лайф», тут
есть камера для мгновенной фиксации коммуникативной ситуации, есть вставки,
разные макеты расположения фотографий, но она на английском языке, я работаю в
Вордовском документе, так составить комикс еще проще. Вся последовательность
действий составления комикса представлена в буклете.
4 этап «Моделирование»
Сейчас
мы попробуем вместе составить диалог-комикс. Для этого я приглашаю сесть за стол
10 педагогов, у которых в руках смайлики.
Один
ноутбук для двух участников. Этот вид работы может стать фрагментом урока, где
учитель составляет диалог-комикс вместе с ребенком.
(20 слайд)
Для всех подготовлены: папка с фотографиями.
(21 слайд) Откройте папку с фотографиями,
выделите одну, которую
необходимо перенести в документ Word, на вкладке нажмите кнопку Копировать.
(22
слайд) Нажмите на кнопку Пуск,
выделите документ Word и нажмите левую кнопку мыши.
(23
слайд) Нажмите правую кнопку мыши, на
вкладке выделите Вставка, нажмите правой кнопкой мыши.
(24 слайд) На ленте выделите кнопку Вставка
и нажмите кнопку.
(25 слайд) В
разделе Вставка щелкните элемент Фигуры и выделите символ
необходимой фигуры.
(26 слайд) Наведите
курсор на необходимое место для вставки символа и щелкните мышкой.
(27 слайд) Если
необходимо изменить цвет заливки, щелкните в разделе Стили фигур
на нужный цвет.
(28 слайд) Наберите
необходимый текст.
(29 слайд) Повторите те же действия со второй фотографией.
(30
слайд) Мы с Вами составили диалог-комикс. Коммуникативная ситуация есть,
интонационные конструкции ярко выражены.
Спасибо
за работу.
5 этап «Рефлексия»
Сейчас я прошу принять участие всех
присутствующих. Мне нужно, чтобы Вы ответили на вопрос: «Считаете ли Вы, что
представленный Вам опыт актуален, доступен, интересен?»
Кто считает опыт актуальным или
доступным, или интересным, пожалуйста, прикрепите свои кружки к соответствующим
словам.
Участники мастер-класса
прикрепляют кружки к словам актуально, доступно, интересно.
В заключении,
я хочу сказать, что в процессе обучения диалогу у детей с нарушениями слуха
происходит развитие ритмико-интонационной стороны речи, а одним из средств
является диалог-комикс.
Большинство
(Все) участников мастер-класса считают, что опыт работы доступен, интересен и
актуален. Я считаю, что этим опытом могут воспользоваться логопеды,
учителя-дефектологи, учителя предметники, как коррекционных школ, так и
массовых.
Спасибо за работу!
Всем участникам раздаются буклеты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.