Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыКонспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

Скачать материал

Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

 

Бирюкова М.А., студентка ФН и СО ПГПУ им. В.Г.Белинского

Рецензент: Липовая Г.В., учитель-логопед  МБОУ СОШ № 9 г. Пензы

 

 

Тема: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

Лексическая тема: «Весна»

 

Форма занятия: групповое

Возраст детей: 10 -11 лет (4 класс)

Речевой диагноз: общее недоразвитие речи III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речевой статус: 3 чел. – ОНР III уровня, 3 чел. - ФФНР

Время занятия: 40 минут

Оборудование: карточки с тестами, предметные картинки, мультимедийное оборудование,  презентация, карточки  к заданию «подберите прилагательное  к существительному», карточки со стихами, сюжетная картина «Весна», опорные карточки, опорная схема, карточки с вопросами, открытки,  мяч.

Цель: развивать связную речь учащихся по теме «Весна» с опорой на сюжетную картину и вопросы.

Задачи:

·        Коррекционно-образовательные:

тренировать учащихся в составлении рассказа по картине и вопросам;

закрепить знания детей о признаках весны;

·        Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и слуховое  внимание, память, логическое мышление;

расширять словарный запас по теме «Весна»;

развивать связную речь; 

·        Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе;

воспитывать эстетический вкус у детей.

      План занятия:

 

I.                    Организационный  момент.  «Тесты» (карточки)

 

II.                 Введение в тему: загадка (слайды № 2, 3)

 

III.           Сообщение темы и закрепление (слайд № 4)

 

     1) Составление словосочетаний «Подберите прилагательное к существительному» (по    карточкам)        (слайды № 5, 6, 7)

 

2) Работа с цифровым рядом

 

3) Выразительное чтение (в парах) (слайды № 8, 9, 10)

 

     4) Физкультминутка (с мячом) «Добавь слово»

 

     5) Работа по картинке и вопросам (опорные карточки и схема к  рассказу) (слайды  № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)

 

6) Самостоятельная работа  «Составь свой рассказ» (слайд № 18)

    

      7)Конкурс на лучший  рассказ.

 

IV.              Итог (слайд №19)

 

Ход занятия:

 

I.                    Организационный  момент

               «Тесты» (карточки)

 

Задание: выберите правильный ответ и прочитайте  его.

 

Лазурь - это…

а)…что-то прозрачное;

 

б)… светло-синий цвет;

 

в)…небо.

 

 

Проталины - это…

а)…лужи;

 

б) …весенние цветы;

 

в)… место, где стаял снег, и открылась земля.

 

 

Половодье - это…

а) …разлив реки  после того, как лед растает;

 

б)…время, когда река покрывается льдом;

 

в)…полная чаша с водой.

 

 

Капель - это…

а) …журчание весенних  ручьев;

 

б) …падение с крыш и  деревьев каплей тающего снега;

 

в)…звук, издаваемый незакрытым краном.

 

Подснежник - это…

а)…растение, цветущее сразу после таяния снега;

 

б)…земля, находящаяся под снегом;

 

в)…комнатное растение.

 

-Молодцы! А теперь переверните карточки на столах и убедитесь, правильно ли вы ответили (картинки с изображением капели, проталин, половодья, светло-синего цвета, подснежника).

 

untitlу55ed       уу       

 

март

 

 

2010-03-18 00-06-15_0029

 

II.                 Загадка: (слайд № 2)

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...

(весна)

Появляется слайд (№ 3) с правильным ответом.

 

III. Сообщение темы и закрепление (слайд № 4).

-Сегодня мы продолжим учиться составлять рассказ по картине и вопросам.

-Какой сейчас идет месяц?      (Ответы детей)

-Правильно. Это первый весенний месяц, и поэтому сегодня мы будем составлять рассказ о весне. Но для того, что бы вам было легче составить рассказ, мы выполним несколько заданий.

 

1) Составление словосочетаний

Задание: подберите прилагательное к существительному, получившиеся словосочетания запишите в столбик (слайды № 5, 6, 7).

лазурь               ранние

 

     половодье         звонкая

 

подснежники          чистая

 

      капель               темные

 

проталины              широкое              

 

«Проверь себя» (слайд № 6)

 (один из учащихся  читает вслух, а остальные  проверяют).

-Молодцы!     

 

2)Работа с цифровым рядом

 Задание: определите, на каком месте в предложении  находится слово «весна». Поднимите  соответствующую цифру.

 

 Наступила ранняя весна.(3)

 Весной журчат говорливые ручьи.(1)

 Наконец-то весна победила суровую вьюгу.(2)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.(7)

Природа так и шепчет: «весна пришла».(5)

 

-Молодцы!!

 

 

3)Выразительное чтение (в парах).

Задание: у вас на парте две части стихотворения, определите у  кого начало стихотворения, а у кого конец. Прочитайте выразительно. После каждого стихотворения открывается слайд с соответствующей картинкой.

(слайды № 8, 9, 10).

 

1)Вскрылись
Чёрные дороги-
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.

 

По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.

 

2)Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.

 

Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»

 

 

3)Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.

 

И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

 

-Молодцы!

-О каких приметах весны говорилось в стихах?     (Ответы учеников)

 

4)Физкультминутка (с мячом) «Добавь слово».

Задание: подберите прилагательные к существительным по теме «Весна».

 

День             (какой?) …

Небо             (какое?) …

Цветы           (какие?) …

Деревья        (какие?) …

Настроение   (какое?) …

 

5) Работа по картине (слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16,17).

На доске – сюжетная картина «Весна».

Рассматривание картины по фрагментам.

Работа с опорной схемой к рассказу (схема на доске и на карточках)

и с опорными  карточками со словами:

ранняя, теплая, снежная;

майское, ласковое, яркое;

чистое, лазурное, грозовое;

темная, сонная, зеленая;

голые, старые, ожившие;

радостные, грустные, румяные;

зимующие, громкие, суетливые.

- Выберите наиболее подходящие определения, опираясь на вопросы и картину.

Составление устного рассказа.

 

Озаглавьте свой рассказ (каждый ребенок выходит и пишет свой заголовок на доске).

Образцы: Весна. Пришла весна. Прилет птиц. Весеннее утро.

 

6)Самостоятельная  работа «Составьте  рассказ по вопросам»

 (слайд № 18).

 

-А теперь каждый запишет свой рассказ.

     Вопросы:

·        Какое время года изображено на картине?

·        По каким признакам вы это узнали?

·        Что можно сказать о небе?

·        Что изменилось в мире природы весной?

·        Какие птицы прилетели? 

·        Какое настроение у детей?

·        Чем занимаются дети?

 (Написание рассказа детьми сопровождает музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»).

 

7)Конкурс на лучший  рассказ.

 

IV. Итог:

-Чему мы научились на занятии?

-Ребята, какой наступит скоро праздник?

-Вы уже подготовили свои подарки?

-А вы знаете, какой самый лучший подарок для мамы? (хорошая оценка)

-Я дарю вам весенние цветы. На обратной стороне должна стоять оценка за сегодняшнее занятие. Чтобы  узнать, как вы сегодня работали, выполните мое задание.

-Я вам продиктую слова, а вы выделите из слова второй звук и обозначьте его буквой. Буквы вписывайте по порядку в клеточки на обратной стороне открытки (слова: лошадь, стол, улица, синий, учебник, внук, сон).

 -Что у вас получилось? (отлично)

- Вы все сегодня очень хорошо работали.

-Молодцы!! (слайд № 19)

 

  медуница2                   w09

 

 

 

    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Форма занятия: групповое

Возраст детей: 10 -11 лет (4 класс)

Речевой диагноз: общее недоразвитие речи III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речевой статус: 3 чел. – ОНР III уровня, 3 чел. - ФФНР

Цель: развивать связную речь учащихся по теме «Весна» с опорой на сюжетную картину и вопросы.

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:

тренировать учащихся в составлении рассказа по картине и вопросам;

закрепить знания детей о признаках весны;

· Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;

расширять словарный запас по теме «Весна»;

развивать связную речь;

· Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе;

воспитывать эстетический вкус у детей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 844 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1575
    • DOCX 1 мбайт
    • 40 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Липовая Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Липовая Галина Васильевна
    Липовая Галина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62270
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обслуживание и эксплуатация оборудования в пищевой промышленности: резка свеклы

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методы и инструменты программной инженерии: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель программной инженерии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 362 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе