КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия,
учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода
Жидковой Нины Павловны
в группе для детей с НЧП
Предлоги «над, под»
Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».
Задачи:
-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях
предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со
схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над»,
«под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении
предлогов «над», «под» в тексте.
-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание,
мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки
самоконтроля, расширять словарный запас.
-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение
работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную
учебную мотивацию.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов,
карточки, фишки.
План занятия:
1.
Организационный момент.
2.
Основная часть. Введение в
тему.
3.
Уточнение
пространственного значения предлогов «под», «над».
4.
Уточнение значения всех
предлогов.
5.
Распределение картинок под
схему данных предлогов.
6.
Работа по сюжетной
картинке.
7.
Работа со схемами.
8.
Физ-минутка.
9.
Развитие слухового
внимания.
10.
Работа с карточками.
11.
Пальчиковая гимнастика.
12.
Работа в тетрадях.
13. Развитие словесно-логичсекого мышления.
14. Подведение итогов.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
-Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение?
Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь
к занятию.
- Давайте, с вами выполним небольшую речевую
(фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы
повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было
слышно каждый звук. Готовы?
Бу-бу-бу! – ворон на дубу!
Ва-ва-ва! – высокая трава!
Де-де-де! - У деда в бороде!
Жу-жу-жу! - Жучку покажу!
Зи-зи-зи! – Зину привези!
Ле-ле-ле – лейка на столе!
Молодцы, ребята!
2.
Основная часть. Введение в
тему.
-Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка
на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.
У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые,
озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой
уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться
только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята
бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы
под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под
шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не
понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».
- Почему утка не поняла? Какое маленькое слово
пропустили утята? (под).
«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает
положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим
предметом.
Посмотрите не схему предлога «под».
Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над
столом.
Какое маленькое слово вы услышали? (над).
«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т.
е.
Предмет находится, висит над чем – то.
Посмотрите на схему предлога «над».
3.
Уточнение
пространственного значения предлогов «под», «над».
Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите
карандаш над столом.
2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над
тетрадью.
3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над
тетрадью.
4.
Уточнение значения всех
предлогов.
Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.
5.
Распределение картинок под
схему данных предлогов.
- Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим
предлог «над», а в каком «под»? ( пчелка над цветком, мячик под диваном).
6.
Работа по сюжетной
картинке.
- Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы
используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над
зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с
предлогами «над», «под».
7.
Работа со схемами.
- Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним
предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят
шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы
там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое
«словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч
под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).
8.
Физ-минутка.
- Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие
признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в
игру «Веснянка».
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
(движения полукругом вправо-влево).
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Руки тянут вверх).
Побежал в саду ручей,
(Бег на месте).
Прилетели сто грачей,
(взмахивают руками как крыльями).
А сугробы тают, тают,
(Медленно приседают)
А цветочки подрастают.
(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв
руки).
Садитесь, ребята.
9.
Развитие слухового
внимания.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто
внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я
вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над»
поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?
Зайчик под кустом
Дети под деревьями
Над лесом туча
Люди под зонтиками
Ковер над кроватью
Птицы под облаками
Бабочки над цветами
Ласточка над гнездом.
10.
Работа с карточками.
А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или
«под».
Прячется … стул Поставили … кровать
Вырос … березой … нами комары
Картина … диваном … головой шары
Самолет … лесом живет … землей
- Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом
предлог.
Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания,
отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?
Голова ________ шляпа
Тапки _________ стулом
Люстра ________ стол
Парта _________ ноги
Крот __________ земля
Мыши _________ пол
В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.
Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось
солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под
густой ветвями было темно и сыро.
11.
Пальчиковая гимнастика.
«Месим тесто».
- Тесто мнем, мнем, мнем!
- Тесто жмем. Жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в
кулачки (одновременно и поочередно)).
- Пироги мы испечем!
(Руками совершаем движения, как будто лепим
снежки).
12. Работа в тетрадях.
Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в
предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.
Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала
под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и
сыро. Над березами кружили грачи.
Произнесите по очереди каждое предложение так, как
будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте
запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.
13. Развитие словесно-логичсекого мышления.
Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».
14Подведение итога.
- Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами
познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?
Литература:
1.
Горбунова С. Ю., «Сборник
конспектов логопедических занятий». – М., 2007.
2.
Ефименко Л. Н, Мисаренко
Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте».
– М., «Просвещение», 1991.
3.
Кузнецова Е. В.,
«Ступеньки к школе». – М., 2007.
4.
Кукушина В. С., «Логопедия
в школе. Практический опыт». – М., 2005.
5.
Миронова С. А., «Развитие
речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.
6.
Садовникова И. Н.,
«Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М,
«Аркти», 2005.
7.
Смирнова И. А.
«Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и
связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.