Фрагмент
коррекционной непосредственно образовательной деятельности по разделу программы
«Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 3 – 4 лет
с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
.
Составила:
учитель-дефектолог I
категории
Дудорова
Ирина Владимировна
МУ
ПСЦ «Надежда» на базе
МДОУ
«Детский сад № 15 компенсирующего вида»
г.
Заречный Пензенская обл.
Тема:
«Прогулка в осенний лес».
Продолжительность
фрагмента НОД – 15 минут.
Цель:
формирование у
детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и
упражнений на развитие общей, мелкой моторики и осязания.
Задачи:
·
коррекционно-образовательные:
формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви,
листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по
заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать относительные
прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;
·
коррекционно-развивающие:
вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие
предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать
связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое
восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать
двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с
образцом взрослого);
·
коррекционно-воспитательные:
воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство
коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование:
магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа
А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги деревьев (берёзы,
клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по
числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу
детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического
изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6
штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей);
физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические
палки).
Ход
НОД
№
|
Этап;
цели
|
Деятельность
педагога
|
Деятельность
детей
|
I
|
Организационный момент
Цель: создание рабочего настроя на
образовательную деятельность.
Время: 2 минуты
|
Дефектолог
привлекает внимание детей к себе.
–
Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда
попали?
–
Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.
Упражнение
«Такой листок, лети ко мне!»
Цель:
развитие зрительного внимания и восприятия.
Дефектолог
держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна. Показываю
берёзовый лист и обращаюсь к детям:
–
Такой листок, лети ко мне! (Те же слова говорит воспитатель).
Происходит
деление детей на подгруппы.
–
Саша, с какого дерева твой лист? (с берёзы)
Опрашиваю
ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.
–
Значит, он какой? (берёзовый)
Спрашиваю
ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это относительное прилагательное.
Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали.
На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.
–
Кто первый увидел берёзу? (словесное одобрение дефектологом ребёнка).
–
А где лежат опавшие листья? (на земле)
–
Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!
–
Ребята, прислушайтесь, кто это шуршит в листве?
Появление
персонажа – ёжа (мягкая игрушка), который приглашает детей на прогулку в лес,
в который ведёт узкая тропинка.
|
Дети
заняты свободной игровой деятельностью.
Ответы
детей об осени и её основных признаках: становится холоднее; желтеют,
краснеют и опадают листья; начинается листопад и т.д.
Дети
произвольно разбирают кленовые и берёзовые листья.
Дошкольники
соотносят свой лист с образцом педагога.
Дети
отвечают на вопросы дефектолога.
Дети
хором проговаривают относительное прилагательное «берёзовый».
Дети
прикрепляют свои листья с помощью магнитов под дерево (ковёр из листьев).
Ребята
принимают приглашение сказочного персонажа.
|
II
|
Основная часть
Цель:
получение новых знаний, умений; развитие мелкой моторики и осязания.
Время: 11 минут.
|
Ходьба «По узенькой тропинке»
(ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).
Цель: развитие
координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.
Дети проходят к столу, на котором стоят
подносы с разрезными картинками.
Ёж:
– Ребята, я хочу показать вам свои
рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои
рисунки разрезаны на части! Что же делать?
Д/и
«Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)
Цель: развитие целостного восприятия предмета
и зрительно-моторной координации (см. Приложение 1).
.Дефектолог
предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по
образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены
дополнительные задания.
|
Дети
правильно выполняют упражнение в соответствии с образцом взрослого.
Дети
встают вокруг стола.
Ребята
предлагают свою помощь (собрать целое из частей).
Дети
собирают разрезные картинки.
|
Ёж:
–
Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?
–
Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не
замочив ноги! Готовы?
Упражнение
«Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические
палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).
Цель:
развитие равновесия; скоординированных
движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением вперёд.
Дети
подходят к столу, на котором стоят подносы с
бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие
и маленькие) и лежат полоски-образцы.
Ёж:
–
А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?
Д/у
«Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному
образцу; из 6-ти бусин).
Цель:
развитие восприятия, логического
мышления; умения находить закономерность в чередовании элементов узора и
точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.
Дефектолог
предлагает выбрать любой образец собирания бус (см. Приложение 2). Наблюдает
за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание,
подготовлены дополнительные образцы.
|
Дети
отвечают на вопрос.
Воспитанники
выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие и скоординировать движения
рук и ног при отталкивании и прыжке через гимнастические палки, лежащие на
полу.
Ребята
отвечают согласием.
Дети
внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании
элементов узора и собирают нитку бус, состоящую из 6-ти элементов по
заданному образцу.
|
Ёж:
–
Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники!
Спасибо вам! А чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?
Упражнение
«След в след» (ползание на
четвереньках по следовой дорожке).
Цель:
развитие общей моторики,
скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.
Дефектолог
следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со
следами.
Следовая
дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы
графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.
Ёж:
–
Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)
–
Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?
Дефектолог
направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне.
Д/у
«Выложи ёлочку из счётных палочек»
(по заданной схеме-образцу; приём наложения).
Цель:
развитие зрительно-моторной координации
при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления;
восприятия (см. Приложение 3).
–
Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы
детей)
Дефектолог
слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам (ствол, ветви,
листья/иголки).
|
Ответы
дошкольников.
Ребята
выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координировать движения
рук и ног при ползании по следовой
дорожке.
Дети
предлагают варианты решения этой проблемы и свою помощь (выложить ёлочки с
помощью счётных палочек).
Дети
отвечают на вопросы дефектолога, опираясь на наглядность.
|
III
|
Итог
Цель:
«возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести
простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.
Время: 2 минуты.
|
–
Ребята, нам пора в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!
Ёж:
–
Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой
сюда пришли! До свидания, ребята!
Дети
прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются»
в детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке: следовая
дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).
–
Вот мы и вернулись в свою группу.
–
Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было
трудным?
–Молодцы!
Вот какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень
приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!
|
Воспитанники
последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз.
Дошкольники
отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.
|
Приложение
№ 1
Дидактическая
игра «Разрезные картинки» (образцы)
Приложение
№ 2
Дидактическое
упражнение «Собери рассыпавшиеся бусы»
и
т.д.
Приложение
№ 3
Дидактическое упражнение «Выложи ёлочку из счётных палочек»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.