I
|
Организационный момент
Цель: создание рабочего настроя на
образовательную деятельность.
Время: 3 минуты
|
Дефектолог
привлекает внимание детей к себе.
–
Ребята, а что это лежит на подоконнике? (листья берёзы)
–
Как они сюда попали?
–
С какого дерева слетели эти листья?
–
Значит они какие? (берёзовые)
–
Предлагаю каждому взять по одному листочку и, плавно
покружившись вокруг себя, аккуратно положить листья в корзину. Они нам
пригодятся для изготовления в будущем красивых поделок.
–
Ребята, где могут расти деревья?
–
Если в лесу растут разные деревья, то это какой лес? (смешанный). Показ
картинки с изображением смешанного леса.
–
У клёна, дуба, берёзы на ветках растут что…? (листья)
–
Значит, как можно назвать лес, в котором растут деревья, с листьями на ветвях?
Показ картинки с изображением лиственного леса.
(Если
дети затрудняются ответить, ввожу новое понятие «лиственный»)
–
А какие листья у сосны? (иголки)
–
Кто знает, как ещё можно назвать сосновые иглы? (Если дети затрудняются ответить,
ввожу новое понятие «хвоя»)
–
И если в лесу у всех деревьев хвоя, то, как можно назвать такой лес? (хвойный).
Показ картинки с изображением хвойного леса.
–
Ребята, а не отправиться ли нам в лес, где растут разные деревья? Но я что-то
забыла, как он называется?
–
Ребята, кто это к нам приближается? О ком говорят: «В гору – бегом, а с горы
– кувырком»?
Появление
персонажа – Зайца (мягкая игрушка). Он приглашает детей в гости – в лес, в
который ведёт узкая тропинка.
|
Дети
заняты свободной игровой деятельностью.
Предположительные
ответы детей.
Дети
отвечают на вопросы дефектолога.
Дети
выполняют инструкцию педагога.
Предположительные
ответы детей.
Дети
хором проговаривают относительное прилагательное «лиственный».
Дети
хором проговаривают относительное прилагательное «хвойный».
Дети
отвечают на вопросы учителя-дефектолога.
Дети
принимают приглашение персонажа.
|
II
|
Основная часть
Цель:
получение новых знаний, умений; развитие мелкой моторики.
Время: 20 минут.
|
Ходьба «По узкой тропинке»
(ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).
Цель: развитие
координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.
Дети проходят к столу, на котором стоят
подносы с разрезными картинками (из 6-ти и
более элементов).
Заяц-художник:
– Ребята, я хочу показать вам свои
рисунки об осени! (показывает на стол). Ой! Все мои работы разрезаны
на части! Что же делать?
Д/и
«Разрезные картинки» (из 6 и более
элементов)
Цель: развитие целостного восприятия предмета
и зрительно-моторной координации.
.Дефектолог
предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать целую
картинку по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей,
подготовлены дополнительные задания.
|
Дети
правильно выполняют упражнение.
Дети
встают вокруг стола.
Ребята
предлагают свою помощь (собрать целое из частей).
Дети
собирают разрезные картинки.
|
Заяц-художник:
–
Спасибо за помощь, ребята! Готовы ли вы идти дальше?
–
А впереди – «кочки». Их нужно перешагивать, высоко поднимая ноги. Идти
следует осторожно, чтобы не упасть. Готовы?
Упражнение
«Через кочки» (мягкие модули лежат на
полу в ряд, расстояние между ними 15 – 20 см).
Цель:
развитие координированных движений рук и
ног, равновесия в процессе ходьбы с перешагиванием через предметы.
Дети
подходят к столу, на котором лежат карточки для д/у «Что в пустом квадрате?».
Заяц-художник:
–
Мы пришли в мою студию. Здесь я украшал ковры узорами из листьев. Но
Ветерок-проказник подул и по одному листу с каждого ковра улетело. Кто же мне
поможет завершить работу?
Д/у
«Что в пустом квадрате?» (по заданному чередованию
элементов узора).
Цель:
развитие зрительного восприятия,
логического мышления; умения находить закономерность в чередовании элементов
узора и дорисовывание недостающего элемента.
Дефектолог
предлагает выбрать любой образец («ковёр»), внимательно рассмотреть, выявить
закономерность в чередовании элементов узора и дорисовать недостающий.
Наблюдает за выполнением задания. Предлагает проверить работу друг у друга.
|
Дети
отвечают на вопросы.
Дети
выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие во время ходьбы с
перешагиванием через предметы.
Ребята
предлагают свою помощь.
Дети
внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании
элементов узора и дорисовывают недостающий элемент.
Дети
проверяют работы друг друга, отмечают допущенные ошибки (если таковые есть).
|
Заяц-художник:
–
Как я рад встрече с такими талантливыми и
внимательными художниками! Спасибо вам! Ребята, я вижу дорожку из листьев.
Хотите узнать, куда она приведёт?
Упражнение
«По листочкам» (ходьба на носках по
следовой дорожке).
Цель:
развитие общей моторики,
скоординированных движений рук и ног при ходьбе на носках по следовой
дорожке.
Дефектолог
следит за равновесием и координацией при ходьбе на носках по следовой дорожке.
Следовая
дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат листы белой
бумаги разной формы и размера, простые карандаши.
Заяц-художник:
–
Дорожка из опавших листьев привела нас в мою творческую мастерскую. Друзья, ответив
на мой вопрос, я узнаю кто самый наблюдательный!
–
Лист какого дерева самый разноцветный? (ответы) По форме он похож на
руку человека (ответы).
–
Я предлагаю нарисовать кленовый лист, но только с помощью ладони и простого
карандаша. А не размять ли нам руки перед работой?
Пальч./г
«Ветер по лесу летал…» (по показу).
Цель:
развитие зрительно-моторной координации,
зрительного внимания, мелкой моторики.
Ветер по лесу летал
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
Рисование
кленовых листьев (простым карандашом с помощью ладони)
Дефектолог
наблюдает за выполнением работы детьми.
|
Ответы
дошкольников.
Ребята
выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координацию при ходьбе на носках по следовой дорожке.
Дети
предлагают свои варианты ответов.
Дети
отвечают согласием.
Дети
выполняют пальчиковую гимнастику по показу педагога.
Дошкольники
обводят на листе бумаги свою ладонь, затем преобразуют её в лист клёна.
|
III
|
Итог
Цель:
«возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести
простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.
Время: 2 минуты.
|
–
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Но мы возьмём работы с собой,
чтобы потом их красиво раскрасить кто чем пожелает. Спасибо тебе, Заяц, за интересную
прогулку!
Заяц-художник:
–
Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой
сюда пришли! До свидания, ребята!
Дети
прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются»
в детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке: следовая
дорожка, «кочки», ходьба по узкой тропинке).
–
Вот мы и вернулись в свою группу.
–
Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было
трудным?
–
Со всеми трудностями вы справились, молодцы! Мне было очень приятно видеть
таких дружных и отзывчивых ребят!
|
Воспитанники
последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз.
Дошкольники
отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.