Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«По следам сокровищ».
Учитель: Романова Елена Викторовна
МОУ СОШ №24 г.о. Коломна
2 слайд
Справка из Министерства внутренних дел
«…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».
3 слайд
ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИЮ.
4 слайд
А.С. Пушкин «Полководец».
О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
5 слайд
КОНТР НАСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В 1812 г.
6 слайд
Заполните схему.
Главнокомандующие русскими армиями
______________
______________
_______________
_______________
Герои войны 1812г.
____________
____________
Участники партизанского движения
____________
____________
_____________
1)М.И.Платов, 2)М.Б. Барклай-де-Толли, 3)П.И.Багратион, 4)Н.Н. Раевский, 5)Д.В.Давыдов, 6)В.Кожина, 7)М.И. Кутузов, 8)А.С.Фигнер, 9)А.П. Тормасов.
2)М.Б. Барклай-де-Толли
3)П.И.Багратион
7)М.И. Кутузов
9)А.П. Тормасов
5)Д.В.Давыдов
6)В.Кожина
8)А.С.Фигнер
1)М.И.Платов
4)Н.Н.Раевский
7 слайд
Кто изображен на портрете?
1. М.Б. Барклай де Толли
2. М.И. Кутузов
3. П.И. Багратион
4. В.Кожина
5. А.П. Тормасов
6. А.С. Фигнер
7. Н.Н. Раевский
8. Д.В. Давыдов
8 слайд
Карта района д.Семлево.
9 слайд
Озеро Стоячее в районе д.Семлево.
10 слайд
Переправа через Березину 29 ноября 1812 г.
Рисунок и литография Адама В. Сер. XIX в.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Комбинированное занятие с элементами практической работы:
«По следам сокровищ»
(посвящен Отечественной войне 1812 года)
Учитель: Романова Елена Викторовна
Общие сведения
Урок истории
Учитель истории МОУ СОШ №24 г.о. Коломна Романова Елена Викторовна
При подготовке к мероприятию использованы Интернет ресурсы.
Внеклассное мероприятие
история
Класс
8
Цель мероприятия
Образовательная: повторение и углубление знаний по теме «Отечественная война 1812г».
Развивающая: формирование интереса к предмету,
развитие навыков работы с документами, развитие умений логически мыслить и делать выводы, выделять главное. Формирование умений сопоставлять уже известные факты с новыми сведениями и анализировать исторические события.
Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Практическая работа.
А) Работа с источниками.
Б) Формулировка версий.
В) Выводы.
Ход мероприятия:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время
слайды
Здравствуйте. Садитесь.
Мотивационная беседа.
Сегодня мы продолжаем учиться разгадывать загадки прошлого, давать оценку уже известным нам историческим событиям. И помогут нам в этом документы. Один из них я сейчас прочитаю, а вы подумайте, о каком периоде нашей истории рассказывается в документе.
Справка из Министерства внутренних дел «…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».
Когда и кем был спрятан клад?
Докажите свой ответ словами из документа?
К какому историческому событию относится этот документ? (Отечественная война 1812 года.)
Отвечают 1 ч.
3 м.
Слайд № 1
Слайд № 2
Объявление цели мероприятия, постановка задач.
События войны по сей день подробно изучаются, но, не смотря на это в истории отечественной войны 1812 г. сохранились некоторые белые пятна. К одной из этих тайн мы сегодня и попытаемся прикоснуться. Сегодня речь пойдет о кладе, спрятанном в годы войны. В исторической литературе его называют “Клад Наполеона” или “Золотой обоз”. Первый вопрос, по которому нет единого мнения это вопрос о существовании клада как такового. Большинство историков, изучающих эту проблему, считают, что клад существует. На это указывают различные исторические источники. Один из них мы только что рассмотрели.
Сегодня мы попытаемся сделать предположения о месте нахождения клада. Побудем в роли историков. Для этого мы будем продолжать учиться работать с документами. Чтобы найти клад давайте вспомним, что вам известно об Отечественной войне 1812 г.
слушают
2. Проверка домашнего задания.
Расскажите о международной обстановке сложившейся в Европе к 1812году.
Назовите причины Отечественной войны 1812 года.
Каков был её характер?
Какова была расстановка сил? Подпишите на карте расположение частей русских и французских войск.
Обозначьте знаком Х на карте «Вторжение наполеоновской армии в Россию» места основных сражений (интерактивная доска).
Назовите причины отступления русских войск.
Кто берёт на себя командование армией?
Что вы знаете о Барклае де Толли?
Действительно он был известным военачальником. Даже А.С. Пушкин писал о нем.
Давайте послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Полководец».
Подумайте как поэт относится к Барклаю де Толли? Объективен ли он в своих оценках?
О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Как Пушкин относится к Барклаю де Толли?
Объективен ли он в своих оценках?
Почему Александр I решает сменить полководца?
Как сам император относится к Кутузову?
Какую Кутузов избирает тактику?
Почему и где он даёт генеральное сражение?
Кратко расскажите о сражении при Бородино.
Какое значение оно имело?
Почему Кутузов решает оставить Москву?
Расскажите о том, что происходило в Москве во время пребывания там Наполеона?
В чём заключался Тарутинский манёвр?
Покажите по карте «Контрнаступление Русской армии в 1812 году» места основных сражений.
Какова была роль ополчения и партизанского движения во время войны?
Давайте вспомним героев Отечественной войны 1812 года и заполним таблицу (интерактивная доска).
Кто изображен на портретах (интерактивная доска)?
Среди героев отечественной войны 1812 г., которых мы сегодня вспомнили, есть командиры партизанских отрядов. Подумайте, какова была роль партизанского движения в этой войне?
Действительно они преследовали французские войска, наполеоновская армия отступала, солдаты были изнеможенны, лошади умирали по дороге.
Отвечают на вопросы
2 ученика
5 учеников
1 ученик читает стихотворение
Отвечают 2 уч.
8 уч.
3 уч.
Каждый заполняет по 3 позиции.
3 уч.
7 м.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
3. Практическая работа.
Армии приходилось избавляться от лишнего имущества. В том числе и от трофеев, захваченных в Москве. А французы вывезли из Москвы много ценностей. Давайте посмотрим, что было вывезено из Москвы.
Для этого обратимся к документам. Мы читаем и анализируем документы, план у нас есть.
Перед нами рабочий лист №1.
Чтение и ответы на вопросы.
Какой вывод можно сделать о размерах «Золотого обоза»?
Кроме того, с собой Наполеон Бонапарт вез большую казну для содержания армии. Она пополнялась за счет трофеев захваченных в войне. Каждое армейское подразделение имело казну, которой распоряжался командующий корпусом. Личная казна Наполеона следовала всегда за ним. Примерно по подсчетам историков казна армии равнялась бюджету Франции.
Итак. Все ценности, упомянутые в документах, были вывезены из Москвы, но и во Франции не оказались. Они исчезли бесследно, так как их нет ни в частных коллекциях, они никогда не выставлялись на аукционах. Остались лишь документы, с помощью которых мы попытаемся сделать предположение о месте нахождения клада.
Давайте обратимся к документам и поработаем с ними самостоятельно. Перед вами - различные тексты с документами, у каждого ряда они разные, прочитайте их и сделайте выводы, где же может находиться клад. На работу вам даётся 4 мин. Не забывайте пользоваться планомпри анализе документа.
Время для самостоятельной работы закончилось. Подведём итоги. Какие выводы вы сделали на основе документов. Начнём с первого варианта, а ученики, работавшие с другими текстами, внимательно слушают и помогают делать выводы о месте нахождения клада.
Рабочий лист №2.
Выводы:
Московская добыча была брошена в Семлевское озеро, т.к. лошади не могли больше везти груз.
Вопросы:
1. О каком событии повествует документ
2. Куда были сброшены ценности и почему.
3. Какие источники подтверждают этот же факт (воспоминания Де-Сегюра, книга Михайловского-Данилевского).
Можем ли мы считать эти сведения достоверными?
Выводы:
2. Семлевское озеро под названием оз. Стоячее располагается в 2-х километрах от старой Смоленской дороги. Его берега заболочены, а добыча была брошена в озеро в октябре. Кроме того озеро находилось в непроходимом лесу. Все вышесказанное свидетельствует, вряд ли что источники говорят именно о нем. Древние карты показывают, что в 19 веке около Смоленской дороги находилось масса запруд, которые французские солдаты, могли назвать озером и спрятать там «Московскую добычу».
Вопросы:
1. Нашёл ли историк озеро, о котором говорится в документе?
2. Почему на дне современного Семлевского Стоячего озера не может быть клада?
3. Где нужно искать клад и почему?
4. Почему он не нашёл конкретное место клада?
Вывод:
Первая версия.
Где нужно искать клад?
Клад нужно искать в районе деревни Семлева, в местах бывших запруд.
Теперь давайте с помощью источников выясним, какие ещё есть версии.
Рабочий лист №3.
№1, №2
Вывод:
В Студенку приезжает офицер Баденского полка Якоб Кёниг за четырьмя бочонками золота, которые он спрятал в годы войны. Но так их и не нашёл, в связи с изменением ландшафта местности по истечении времени.
Вопросы:
1. Кто и с какой целью приехал в Москву.
2. Смог ли Якоб Кёниг найти золото? Почему не смог?
Выводы по документам из рабочего листа №3:
Вторая версия.
Где нужно искать клад?
Клад нужно искать на берегу реки Березина, в Староборисове, Студенке.
Рабочий лист №4
Документ №1
Вывод: французские солдаты приближались к г.Вильно, 9 декабря они были в 2 лье от города. Один из солдат вез фургон за №48, нагруженный 2 миллионами золота.
Документ №2
Вывод: по предположению жителя Островецкого района клад находится в курганах, которые оставили отступающие французские войска возле деревни Слободка.
Вопросы:
Вывод: источники говорят, что после переправы через Березину у французов еще оставалось золото, и они могли спрятать клад в районе г. Вильно, в деревне Слободка или в других районах.
Вопросы:
Третья версия.
Где нужно искать клад?
Клад нужно искать в курганах, которые оставили отступающие французские войска возле деревни Слободка.
Итак, мы составили три версии о месте нахождения клада. Какая из всех этих версий вам кажется наиболее правдоподобной?
Какие источники позволяют нам судить о событиях, с которыми разделяют нас века (назовите виды источников, которыми мы сегодня пользовались)? Давайте их выпишем.
Итак, сегодня, я надеюсь, мы поняли для того чтобы разгадать загадки истории необходимо использовать различные источники и только так мы сможем приоткрыть завесу тайн.
Спасибо за работу. Занятие окончено.
Читают источники отвечают на вопросы
Учащиеся первого ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.
Учащиеся других рядов слушают и включаются в беседу.
Учащиеся второго ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.
Учащиеся других рядов слушают и включаются в беседу.
Учащиеся третьего ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.
Учащиеся других рядов слушают и включаются в беседу.
3 учащихся высказывают своё мнение
Учащиеся перечисляют виды источников, которыми пользовались на уроке
6 656 931 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Романова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.