Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект комбинированного внеурочного занятия с элементами практической работы: «По следам сокровищ» (посвященное Отечественной войне 1812 года).

Конспект комбинированного внеурочного занятия с элементами практической работы: «По следам сокровищ» (посвященное Отечественной войне 1812 года).

Скачать материал
Скачать материал "Конспект комбинированного внеурочного занятия с элементами практической работы: «По следам сокровищ» (посвященное Отечественной войне 1812 года)."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «По следам сокровищ».Учитель: Романова Елена Викторовна
МОУ СОШ №24 г.о. Коло...

    1 слайд

    «По следам сокровищ».
    Учитель: Романова Елена Викторовна
    МОУ СОШ №24 г.о. Коломна

  • Справка из Министерства внутренних дел«…добыча французов: золото (переплавлен...

    2 слайд

    Справка из Министерства внутренних дел
    «…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».

  • ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИЮ.

    3 слайд

    ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИЮ.

  • А.С. Пушкин «Полководец». О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все...

    4 слайд

    А.С. Пушкин «Полководец».
    О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
    Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
    Непроницаемый для взгляда черни дикой,
    В молчанье шел один ты с мыслию великой,
    И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
    Своими криками преследуя тебя,
    Народ, таинственно спасаемый тобою,
    Ругался над твоей священной сединою.

  • КОНТР НАСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В 1812 г.

    5 слайд

    КОНТР НАСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В 1812 г.

  • Заполните схему.Главнокомандующие русскими армиями
______________
___________...

    6 слайд

    Заполните схему.
    Главнокомандующие русскими армиями
    ______________
    ______________
    _______________
    _______________
    Герои войны 1812г.
    ____________
    ____________


    Участники партизанского движения
    ____________
    ____________
    _____________



    1)М.И.Платов, 2)М.Б. Барклай-де-Толли, 3)П.И.Багратион, 4)Н.Н. Раевский, 5)Д.В.Давыдов, 6)В.Кожина, 7)М.И. Кутузов, 8)А.С.Фигнер, 9)А.П. Тормасов.





    2)М.Б. Барклай-де-Толли
    3)П.И.Багратион
    7)М.И. Кутузов
    9)А.П. Тормасов

    5)Д.В.Давыдов
    6)В.Кожина
    8)А.С.Фигнер

    1)М.И.Платов
    4)Н.Н.Раевский

  • Кто изображен на портрете?1. М.Б. Барклай де Толли
2. М.И. Кутузов
3. П.И. Ба...

    7 слайд

    Кто изображен на портрете?
    1. М.Б. Барклай де Толли
    2. М.И. Кутузов
    3. П.И. Багратион
    4. В.Кожина




    5. А.П. Тормасов
    6. А.С. Фигнер
    7. Н.Н. Раевский
    8. Д.В. Давыдов

  • Карта района д.Семлево.

    8 слайд

    Карта района д.Семлево.

  • Озеро Стоячее в районе д.Семлево.

    9 слайд

    Озеро Стоячее в районе д.Семлево.

  • Переправа через Березину 29 ноября 1812 г.Рисунок и литография Адама В. Сер....

    10 слайд

    Переправа через Березину 29 ноября 1812 г.
    Рисунок и литография Адама В. Сер. XIX в.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Комбинированное занятие с элементами практической работы:

 

«По следам сокровищ»

(посвящен Отечественной войне 1812 года)

 

 

 

 

 

Учитель:  Романова Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения

Урок истории

Учитель истории МОУ СОШ №24 г.о. Коломна Романова Елена Викторовна

При подготовке к мероприятию использованы Интернет ресурсы.

 

Внеклассное мероприятие

 

история

 

Класс

8

 

Цель мероприятия

 

Образовательная: повторение и углубление знаний по теме «Отечественная война 1812г».

Развивающая: формирование интереса к предмету,

развитие навыков работы с документами, развитие умений логически мыслить и делать выводы, выделять главное. Формирование умений сопоставлять уже известные факты с новыми сведениями и анализировать исторические события.

Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

 

План урока.

I.                    Организационный момент.

II.                  Проверка домашнего задания.

III.               Практическая работа.

  1. Клад Наполеона и его размеры.
  2. Версии  о месте нахождения клада.

А) Работа с источниками.

Б) Формулировка версий.

В) Выводы.

 

      Ход мероприятия:

     

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

 

время

слайды

 

  1. Организационный  момент. 

Здравствуйте. Садитесь.

Мотивационная беседа.

Сегодня мы продолжаем учиться разгадывать загадки прошлого, давать оценку уже известным нам историческим событиям. И помогут нам в этом документы. Один из них я сейчас прочитаю, а вы подумайте, о каком периоде нашей истории рассказывается в документе.

 

Справка из Министерства внутренних дел «…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».

Когда и кем был спрятан клад?

Докажите свой ответ словами из документа?

К какому историческому событию относится этот документ? (Отечественная война 1812 года.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают 1 ч.

3 м.

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

Объявление цели мероприятия, постановка задач.

События войны по сей день подробно изучаются, но, не смотря на это в истории отечественной войны 1812 г. сохранились некоторые белые пятна. К одной из этих тайн мы сегодня и попытаемся прикоснуться. Сегодня речь пойдет о кладе, спрятанном в годы войны. В исторической литературе его называют “Клад Наполеона” или “Золотой обоз”. Первый вопрос, по которому нет единого мнения это вопрос о существовании клада как такового. Большинство историков, изучающих эту проблему, считают, что клад существует. На это указывают различные исторические источники. Один из них мы только что рассмотрели. 

 

Сегодня мы попытаемся сделать предположения о месте нахождения клада. Побудем в роли историков. Для этого мы будем продолжать учиться работать с документами. Чтобы найти клад давайте вспомним, что вам известно об Отечественной войне 1812 г.

 

 

 

слушают

 

 

 

 

  2. Проверка домашнего задания.

Расскажите о международной обстановке сложившейся в Европе к 1812году.

Назовите причины Отечественной войны 1812 года.

Каков был её характер?

Какова была расстановка сил? Подпишите на карте расположение частей русских и французских войск.

Обозначьте знаком Х на карте «Вторжение наполеоновской армии в Россию» места основных сражений (интерактивная доска).

Назовите причины отступления русских войск.

Кто берёт на себя командование армией?

Что вы знаете о Барклае де Толли?

Действительно он был известным военачальником. Даже А.С. Пушкин писал о нем.

Давайте послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Полководец».

Подумайте как поэт относится к Барклаю де Толли? Объективен ли он в своих оценках?

 

О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

 

Как Пушкин относится к Барклаю де Толли?

Объективен ли он в своих оценках?

 

Почему Александр I решает сменить полководца?

Как сам император относится к Кутузову?

Какую Кутузов избирает тактику?

Почему и где он даёт генеральное сражение?

Кратко расскажите о сражении при Бородино.

Какое значение оно имело?

Почему Кутузов решает оставить Москву?

Расскажите о том, что происходило в Москве во время пребывания там Наполеона?

В чём заключался Тарутинский манёвр?

Покажите по карте «Контрнаступление Русской армии в 1812 году» места основных сражений.

Какова была роль ополчения и партизанского движения во время войны?

Давайте вспомним героев Отечественной войны 1812 года и заполним таблицу (интерактивная доска).

 

 

Кто изображен на портретах (интерактивная доска)?

  Среди героев отечественной войны 1812 г., которых мы сегодня вспомнили, есть командиры партизанских отрядов. Подумайте, какова была роль партизанского движения в этой войне?

Действительно они преследовали французские войска, наполеоновская армия отступала, солдаты  были изнеможенны, лошади умирали по дороге.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

2 ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

5 учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик читает стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают 2 уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 уч.

Каждый заполняет по 3 позиции.

3 уч.

 

7 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая работа.

Армии приходилось избавляться от лишнего имущества. В том числе и от трофеев, захваченных в Москве. А французы вывезли из Москвы много ценностей. Давайте посмотрим, что было вывезено из Москвы.

 Для этого обратимся к документам. Мы читаем и анализируем документы, план у нас есть.

Перед нами рабочий лист №1.

Чтение и ответы на вопросы.

Какой вывод можно сделать о размерах «Золотого обоза»?

 

Кроме того, с собой Наполеон Бонапарт  вез большую казну для содержания армии. Она пополнялась за счет трофеев захваченных в войне.  Каждое армейское подразделение имело казну, которой распоряжался командующий корпусом. Личная казна Наполеона следовала всегда за ним. Примерно по подсчетам историков казна армии равнялась бюджету Франции.

 

Итак. Все ценности, упомянутые в документах, были вывезены из Москвы, но и во Франции не оказались. Они исчезли бесследно, так как их нет ни в частных коллекциях, они никогда не выставлялись на аукционах. Остались лишь документы, с помощью которых мы попытаемся сделать предположение о месте нахождения клада.

 

Давайте обратимся к документам и поработаем с ними самостоятельно. Перед вами - различные тексты с документами, у каждого ряда они разные, прочитайте их и сделайте выводы, где же может находиться клад. На работу вам даётся 4 мин. Не забывайте пользоваться планомпри анализе документа.

Время для самостоятельной работы закончилось. Подведём итоги. Какие выводы вы сделали на основе документов. Начнём с первого варианта, а ученики, работавшие с другими текстами, внимательно слушают и помогают делать выводы о месте нахождения клада.

Рабочий лист №2.

Выводы:

 Московская добыча была брошена в Семлевское озеро, т.к. лошади не могли больше везти груз.

Вопросы:

1. О каком событии повествует документ

2. Куда были сброшены ценности и почему.

3. Какие источники подтверждают этот же факт (воспоминания Де-Сегюра, книга Михайловского-Данилевского).

Можем ли мы считать эти сведения достоверными?

Выводы:

2. Семлевское озеро под названием оз. Стоячее располагается в 2-х километрах от старой Смоленской дороги. Его берега заболочены, а добыча была брошена в озеро в октябре. Кроме того озеро находилось в непроходимом лесу. Все вышесказанное свидетельствует, вряд ли что источники говорят именно о нем. Древние карты показывают, что в 19 веке около Смоленской дороги находилось масса запруд, которые французские солдаты, могли назвать озером и спрятать там «Московскую добычу».

Вопросы:

1. Нашёл ли историк озеро, о котором говорится в документе?

2. Почему на дне современного Семлевского Стоячего озера не может быть клада?

3. Где нужно искать клад и почему?

4. Почему он не нашёл конкретное место клада?

Вывод:

 Первая версия.

Где нужно искать клад?

 Клад нужно искать в районе деревни Семлева, в местах бывших запруд.

 

Теперь давайте с помощью источников выясним, какие ещё есть версии.

 

Рабочий лист №3.

№1, №2

Вывод:

В Студенку приезжает офицер Баденского полка Якоб Кёниг за четырьмя бочонками золота, которые он спрятал в годы войны. Но так их и не нашёл, в связи с изменением ландшафта местности по истечении времени.    

Вопросы:

1. Кто и с какой целью приехал в Москву.

2. Смог ли Якоб Кёниг найти золото? Почему не смог?

  1. Это была единственная попытка найти золото? (Два кладоискателя из Парижа, полковник Килочевский, солдат Йохим, Рачевкий).
  2. Нашли ли они золото? Почему?

Выводы по документам из рабочего листа №3:

  1. О каких кладах здесь идет речь? (О небольших кладах, спрятанными французскими солдатами).
  2. Почему французские солдаты прятали ценности? (Не могли нести их с собой).
  3. Может ли здесь на берегу реки Березина быть спрятан золотой обоз Наполеона? (Да, вполне возможно).
  4. Какие исторические факты известные вам косвино указывают на это? (Находясь в г.Борисов попав в окружение Наполеон сжёг знамёна. После переправы через Березину он бросил армию и без обоза, который ранее лично сопровождал, уехал в Париж.)
  5. Где может находиться золото? (На берегу реки Березина, в Староборисове, Студенке).

Вторая версия.

Где нужно искать клад?

 Клад нужно искать на берегу реки Березина, в Староборисове, Студенке.

Рабочий лист №4

Документ №1

Вывод: французские солдаты приближались к г.Вильно, 9 декабря они были  в 2 лье от города. Один  из солдат вез фургон за №48, нагруженный 2 миллионами золота.

  1. К какому городу подходили отступающие французские войска. (Вильно)
  2. Когда это происходило?
  3. Что случилось с французом Дюверже?
  4. Каму он вынужден был помогать? Почему?
  5. Может ли клад находиться в районе г. Вильно?

Документ №2

Вывод: по предположению жителя Островецкого района клад находится в курганах, которые оставили отступающие французские войска возле деревни Слободка.

Вопросы:

  1. Через какие населенные пункты происходило отступление французов после переправы через реку Березина? (Молодечно, Сморгань, Ошмяны, на Вильно).
  2. Могли ли французы здесь спрятать клад? (Да. Автор ссылается на какие-то источники).
  3. Где, по мнению автора, французы могли бы спрятать ценности?  ( В Островецком районе возле деревни Слободка под французскими курганами).
  4. Есть ли у историков какие-нибудь сведения о происхождении  курганов и их названия? ( Нет)

Вывод: источники говорят, что после переправы через Березину у французов еще оставалось золото, и они могли спрятать клад в районе г. Вильно, в деревне Слободка или в других районах.

Вопросы:

  1. После переправы через Березину могли ли у французов остаться сокровища? (Да. На это указывают воспоминания Дюверже).
  2. Может ли клад находиться на пути движения французских войск после переправы через Березину?

Третья версия.

Где нужно искать клад?

 Клад нужно искать в курганах, которые оставили отступающие французские войска возле деревни Слободка.

 

 

   Итак, мы составили три версии о месте нахождения клада. Какая из всех этих версий вам кажется наиболее правдоподобной?

   Какие источники позволяют нам судить о событиях, с которыми разделяют нас века (назовите виды источников, которыми мы сегодня пользовались)?  Давайте их выпишем.

  Итак, сегодня, я надеюсь, мы поняли для того чтобы разгадать загадки истории необходимо использовать различные источники и только так мы сможем приоткрыть завесу тайн.

Спасибо за работу. Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают источники отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся первого ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Учащиеся других рядов  слушают и включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся второго ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Учащиеся других рядов  слушают и включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся третьего ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Учащиеся других рядов  слушают и включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 учащихся высказывают своё мнение

 

Учащиеся перечисляют виды источников, которыми пользовались на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 594
    • PPTX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Елена Викторовна
    Романова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 829
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 207 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 371 человек

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»