Инфоурок Классному руководителю КонспектыКонспект классного часа на тему "Буддизм на берегах Невы. Храм Будды в Северной столице"

Конспект классного часа на тему "Буддизм на берегах Невы. Храм Будды в Северной столице"

Скачать материал

 

Цель занятия:

·         знакомство с буддизмом как мировой религией,

·         формирование уважительного отношения к буддизму, толерантного мышления и веротерпимости.

 

Задачи:

·         знакомство с ключевыми понятиями буддизма, с представлением буддистов о перерождении;

·         знакомство с историей строительства дацана в Санкт-Петербурге.

 

Форма занятия: заочное путешествие.

 

 


 

Прямоугольник: скругленные углы: Буддизм 

 

 


Буддизм — древнейшая из трех мировых религий. Он примерно на пятьсот лет старше христианства. Сегодня каждый седьмой человек на Земле считает себя буддистом.

Прямоугольник: скругленные углы: МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

Религия становится мировой, когда она, зародившись в одной стране, преодолевает границы и переходит в другие культуры. Учение Будды возникло в очень развитой культуре Индии в VI–V веках до нашей эры. Оно просуществовало на своей родине более полутора тысячелетий,  пока в XIII веке нашей эры его не уничтожили мусульмане-тюрки. Исчезнув в захваченной ими Индии, буддизм продолжал распространяться в Южной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, а начиная с ХХ века и на Западе. 
В мире есть три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. 
Для сравнения — такие религии, как индуизм, даосизм и иудаизм, мировыми не являются, поскольку каждую из них исповедуют люди только одной культуры или национальности.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э. Распространен в Китае, Таиланде, Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри Ланке. С конца XIX в. интерес к буддизму стали проявлять многие европейцы. Сегодня буддийские общины существуют практически во всех странах Европы, а также в России и США.

Основателем буддизма считается Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама, р. в 560 г. до н.э.).

Буддизм — самая нерелигиозная из мировых религий. В буддизме нет бога-творца, соответственно нет ни момента создания мира, ни первопричины. Бесчисленные вселенные рождаются, развиваются и исчезают по своим естественным законам с безначальных времен. Нет в буддизме и бога-судьи, какой-то карающей и регулирующей силы. Все в жизни человека подчинено закону причины и следствия: то, что мы думаем, говорим и делаем сегодня, оставляет отпечаток в нашем подсознании. Впоследствии эти впечатления созревают и превращаются в приятные или трудные события, и нет необходимости в «высшей личности», которая управляла бы этим процессом. Закон причины и следствия на санскрите называется «карма».

Буддизм никогда не завоевывал себе сторонников «огнем и мечом». Обычно он распространялся как интересная философия в сочетании с умственными упражнениями и практичными советами для повседневной жизни. Приходя в очередную страну, он не уничтожал сложившуюся там культуру, но приспосабливался к ней, впитывал ее особенности.

Сегодня буддизм существует в виде десятков разных традиций  и школ. Их поучения подходят разным людям, но основное содержание буддийского пути неизменно: его методы ведут к освобождению от страданий, внутреннему покою и раскрытию качеств ума для блага всех существ.

Прямоугольник: скругленные углы: Жизнь Будды 

 

 

 

 


Статуя Будды Шакьямуни

Японская традиция

Тибетская традиция

 

 

Основатель буддизма – Будда («Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти.

Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 в. до н.э. Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакьев, принадлежал к касте воинов. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел ни знамений, ни страданий мира. В результате Сиддхартха провел юные годы в роскоши, как и подобало богатому молодому человеку. Он женился на двоюродной сестре Яшодхаре, завоевав ее в состязании на ловкость и силу (сваямвара), в котором посрамил всех прочих участников. Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии. В возрасте 29 лет, вопреки стараниям отца, он все же увидел четыре знамения, которым предстояло определить его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость (дряхлого старика), затем болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) и истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха). В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу.

Даже счастливая весть о рождении сына не обрадовала его, и однажды ночью он покинул дворец и ускакал на своем верном коне Кантхаке. Сиддхартха снял дорогие одежды, переоделся в монашеское платье и вскоре поселился отшельником в лесу. Затем он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни.

Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я его свидетельница».

В конце концов Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенности от мира (нирваны), которая означает прекращение страданий.

Еще 49 дней провел он в медитации под деревом, а затем отправился в Олений парк близ Бенареса, где нашел пятерых аскетов, с которыми жил в лесу. Им Будда и прочитал свою первую проповедь. Вскоре Будда приобрел множество последователей,  и организовал общину (сангху). Посвященных последователей Будда наставлял в освобождении от страданий и достижении нирваны, а мирян – в нравственном образе жизни. Будда много путешествовал, на короткое время вернулся домой, чтобы обратить собственную семью и придворных. Со временем его стали называть Шакьямуни («Мудрец из рода Шакьев»).

Существует предание, что Дэвадатта, двоюродный брат Будды, задумав из ревности убить Будду, выпустил бешеного слона на тропу, по которой тот должен был пройти. Будда кротостью остановил слона, который пал перед ним на колени. На 80-м году жизни Будда не отказался от свинины, которой угостил его мирянин Чанда-кузнец, и вскоре умер.

 

 

 

 

 


 

Прямоугольник: скругленные углы: История строительства храма 

 

 

 


Буддийская община в С.-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 г., в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 г. насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 - 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки, выходцы с “восточных окраин” Российской Империи. 

За неимением общего храма бурятские и калмыцкие буддисты обычно совершали богослужения отдельными группами на частных квартирах, перед скромными домашними алтарями с образом (бурханом) Будды Шакьямуни.  

В городе проживало и немало буддистов-иностранцев (китайцы, японцы, сиамцы), имевших при своих посольствах небольшие молельни. Число таких лиц стало расти в начале XX века, по мере расширения политических и торговых связей России со странами буддийского Востока.

Буддийский храм был построен в С.-Петербурге в 1909-1915 гг. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев (1853/54-1938). Архитектурный проект храма разработан студентом Института гражданских инженеров Н.М. Березовским и архитектором Г.В. Барановским (1909), взявших за образец тибетский соборный храм, который, однако, был подвергнут существенной европеизации в духе Северного модерна.

http://dazan.spb.ru/content/datsan/history/black-white-photos/dazan.spb.ru-1-hram-project-1.jpg

Строительством руководили архитекторы Г.В. Барановский и Р.А. Берзен (на заключительном этапе), а также специально созданный комитет, в состав которого входили известные российские востоковеды и знатоки буддизма академики В.В. Радлов и С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской, В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, кн. Э.Э. Ухтомский, художники Н.К. Рерих и В.П. Шнейдер, а также автор утверждённого проекта Г.В. Барановский. Средства на постройку были отчасти пожертвованы Доржиевым и XIII Далай-ламой, отчасти собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии.

Храм был освящен 10 августа 1915 г.; по освящении получил тибетское название: Kun la brtse mdzad thub dbang mchhos ‘byung ba’i gnas (Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника). Главными объектами поклонения являлись бурхан Большого Будды, выполненный из глины бурятскими мастерами, и две алебастровые статуи, привезённые из Сиама, – Сидящий Будда (Шакьямуни) и Стоящий Будда Майтрейя, находившиеся соответственно в нижнем и верхнем алтаре. В годы гражданской войны (1919) храм подвергся погрому и утратил большую часть своих реликвий и культовых принадлежностей. 

В 1922-1937 гг. храмовая усадьба принадлежала Тибето-монгольской миссии в СССР, находившейся под покровительством Наркомата по иностранным делам. Главой миссии являлся полномочный представитель Тибета в СССР Агван Доржиев. В 1938 г. (после ареста лам и ликвидации миссии) здание храма и два жилых дома при нём были муниципализированы, предметы культа переданы в Музей истории религии и атеизма. В последующие годы (вплоть до конца 1980-х) в храме размещались соответственно физкультурная база, военная радиостанция, лаборатории Зоологического института АН СССР.

9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета Храм был передан Ленинградскому обществу буддистов. В 1991 г. получил свое нынешнее название – Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой его первоначального названия. 

В 1994 г. в главном алтаре была установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле (из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом). Высота туловища Будды – 2 1/2 м., вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды» (подарена в 1914 г. русским консулом в Бангкоке Г.А. Плансоном). 

 


 

 

Прямоугольник: скругленные углы: Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» сегодня

 
 

 

 


Санкт-Петербург… белые ночи, роскошные дворцы, исторический центр, Адмиралтейская игла.

И вдруг вы случайно оказываетесь на северной окраине города. А там, кроме дворов-колодцев и неприветливых улочек — небольшой, но настоящий Тибет. Не верите, что такое возможно?

 

Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» расположен по адресу Приморский пр., дом 91. Чтобы попасть в храм, нужно выйти в сторону Липовой аллеи и идти по ней до пересечения с Приморским проспектом. Здание дацана расположено на перекрестке этих улиц.

Прямоугольник: скругленные углы: Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа».
«Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
 

 

 

 

 

 


http://dazan.spb.ru/pictures/full_20060427124728.jpg

 

 

Перед входом в дацан установлены несколько небольших молитвенных барабанов, на каждом из которых написано: «Ом мане падме хум», что означает «Драгоценный камень в цветке лотоса». Эту мантру можно не произносить вслух, достаточно просто провернуть барабан. Чем больше оборотов сделает барабан — тем больше раз вы произнесли мантру.

Буддийский храм внутри представляет собой большой прямоугольный зал. Перед изображениями божеств установлен алтарь, обтянутый материей стол. Над помостами, где во время богослужения сидят  буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета.

            Алтарь в буддийском храме представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень — символ земли, круглая — символ неба. Центром буддийского алтаря является изображение Будды, которое всегда располагается на самом высоком месте. На буддийский алтарь обязательно ставят подношения Будде или другим божествам. Это могут быть цветы,  благовония, ароматические масла. Все подношения принято ставить на алтарь двумя руками, чтобы выразить свое уважение. 

http://dazan.spb.ru/photo_ids/811/hakulinen-tuuli-dazan-001.jpg

 

 

Приложение 1

 

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: Словарь 

 


Буддапробужденный, просветленный.

1. Титул исторического  основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы.

2. Титул всякого живого существа (человека), достигшего Просветления и нирваны.

 

Карма — поступки человека, ведущие к следующему существованию в череде рождений. Нынешнее рождение определяется теми поступками,           которые были совершены в прошлом существовании.

 

Колесо сансары — последовательность рождений.

 

Лама — название учителя в тибето-монгольском, в том числе российском, буддизме.

 

Мантра - магическая формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и буддизме. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков Мантра. Вера в силу Мантры основана на вере в древнюю магическую силу звука. Самая известная во всех странах Мантра, превратившаяся по сути дела для громадного большинства рядовых буддистов в повседневную молитву — ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ. 

 

Молитвенный барабан

Устройство в виде барабана или диска с нанесенной на него мантрой. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра «произносится». 

 

Нирвана — состояние, в котором желания и страдания не влияют    на проявления жизни; прекращение череды рождений.

 

Оранжевый цвет  - официальный цвет буддизма (В основном в Тибете, Монголии и Индокитае). В одеяния этого цвета традиционно облачаются ламы школ ваджраяны. Будда в традиции ваджраяны также обычно изображается облаченным в оранжевые одеяния. 


Приложение 2

Прямоугольник: скругленные углы: Колесо Сансары
 

 


           

Колесо сансары — одна из ведущих концепций буддийской картины мира. Слово «сансара» переводится как «прохождение», «протекание»,  «круговорот». Это круговорот рождений, смертей и новых рождений.

В буддизме сансара символизирует мироздание, представленное в виде шести сфер (миров), исполненных страданий. В этих мирах вращается всё живое.  В представлении буддистов любое живое существо замкнуто в колесе сансары, где каждого ожидает бесконечная цепь перерождений.

Ни одно живое существо не может вырваться за пределы колеса сансары до тех пор,  пока его сознание омрачают «три яда» — гнев, алчность, неведение.

Шесть миров сансары — мир богов, асуров, людей, животных, злых духов, мир адских мук — это то жизненное пространство, в пределах которого вращается все живое, перерождаясь в любом из этих миров. При этом мир людей наиболее благоприятен для прорыва в цепи перерождений. Только личная воля и сознание человека способны разомкнуть колесо сансары, стать на путь Будды, достичь просветления в течение одной жизни. 

Сансара — частый сюжет буддийского искусства. Она изображается в виде колеса, разделённого на шесть секторов. В каждом из них изображены шесть видов существования: ад, мир богов, мир полубогов (асуров), мир людей, мир животных и мир голодных духов. В центре колеса находятся животные, символизирующие главные пороки: страсть (петух), ненависть (змея) и духовное неведение (свинья). Колесо сансары удерживает в своих лапах чудовище — бог смерти Яма. Над колесом изображаются будды,  указывающие человеку возможности освобождения и выхода из бесконечной цепи перерождений. Результат выхода из сансары — нирвана (особое состояние духа, полный покой) — часто представлен вверху в виде белого круга.

 


 

Приложение 3

Прямоугольник: скругленные углы: Как вести себя в храме 

 

 

 


Посетить дацан может любой желающий, храм работает ежедневно, кроме среды, с 10 до 19 часов. Дважды в сутки  в храме проводятся хуралы (молебны), на которых также разрешается присутствовать всем, кто интересуется буддийской культурой.

 

http://dazan.spb.ru/pictures/full_20060427124139.jpg

http://dazan.spb.ru/pictures/full_20060427124149.jpg

http://dazan.spb.ru/pictures/full_20060427124113.jpg

 

Во время хуралов ламы читают мантры, у каждого в руках свой инструмент — раковина, колокольчик, барабан или тарелки. Иногда ламы замолкают, произнося мантры про себя. Прихожанам предлагается слушать лам, сидя либо в позе лотоса, либо на деревянной скамье. Не разрешается закидывать ногу на ногу и вытягивать ноги в направлении алтаря.

Также, разумеется, не стоит опаздывать или разговаривать друг с другом во время хуралов — ламы воспринимают это как неуважение к себе и другим слушателям. При входе в алтарный зал необходимо снять головной убор, а перемещаться по главному помещению дацана следует исключительно слева направо — по ходу солнца.

 

 

 

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: Используемая литература 

 

 


·         Андреев А.И. Храм Будды в Северной столице. -  С-Пб: 2004.

·         Зеленков М.Ю. Мировые религии. История и современность: учебное пособие. – М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

·         Емельянова Т.В. Поурочные разработки к учебнику Чимитдоржиева В.Л. «Основы буддийской культуры» под редакцией А.Я.Данилюка.

·         Леонтьева Л.  Путеводитель по буддизму. Иллюстрированная энциклопедия — М. : Эксмо, 2012.

 

·         http://strana.ru/journal/635528

·         http://dazan.spb.ru/datsan/

·         http://dazan.spb.ru/buddhism/dictionary/

·         http://www.on-walking.com/world/spb-6

·         http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BUDDA_I_BUDDIZM.html

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект классного часа на тему "Буддизм на берегах Невы. Храм Будды в Северной столице""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Я работаю воспитателем в школе-интернате «Олимпийский резерв» Курортного района Санкт-Петербурга. Наши воспитанники проживают, обучаются и занимаются велосипедным спортом и волейболом. Многие приезжают к нам из различных городов РФ – это Апатиты, Великие Луки, Воронеж, Ижевск, Чебоксары, Тюмень и др. Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед российской школой, является проблема воспитания у школьников такого важного интегративного качества личности как толерантность. Северная столица издавна славилась многонациональным составом населения, поликультурным пространством, а отличительной чертой петербуржцев была толерантность. Петербург был создан многими народами и живет в диалоге культур, как всякий современный город в глобальном мире. В нашем городе рядом стоят храмы разных религий, многие памятные места связаны с именами почти всех этносов России и мира, в институтах изучают языки и культуры разных народов. Необходимо приобщать обучающихся к культурному наследию, традициям Санкт-Петербурга, интегрировать в поликультурное пространство города. Важную роль здесь играет не только семья, но и школа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.09.2020 509
    • DOCX 5.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жерноклёва Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жерноклёва Валентина Ивановна
    Жерноклёва Валентина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 64252
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 125 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек