Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок по русскому языку
в 7 классе
(по программе Львовой С.И.)
Отрицательные частицы.
Роль частицы НЕ в речи.
Разработала: учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 5
им. Ю.А.Гагарина
г. Батайска
Ростовской области
(ул. Первомайское к-цо, 175)
Черниченко Наталья Ивановна
Русский язык. 7 класс.
Тема:Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в речи.
Цели: 1. Образовательные: дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ в речи, систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.
2. Развивающие: формировать умение определять смысловые оттенки предложений с НЕ, уместно использовать частицу НЕ в речи, отрабатывать правописные умения, связанные с данной частицей.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, к способам выражения мыслей; расширять кругозор.
Ход урока.
1. Целеполагание.
ÚОбъявление темы урока. Слайд 1.
ÚЗапись числа и темы в ученические тетради.
ÚОбъяснения орфограмм в записанных словах, пунктограммы «точка в конце назывного предложения».
ÚОбъявление целей урока для ученика. Слайд 2.
2. Актуализация знаний.
Задание 1. На каждой парте по 3 карточки с предложениями. Ознакомьтесь с ними. Вспомните материал пройденных накануне нами тем: «Смыслообразующие (модальные) частицы», «Формообразующие частицы».
Задание 1-му варианту: возьмите себе карточку со смыслообразующими частицами, 2-му варианту – с формообразующими.
Задание 2. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с модальными частицами.
· Прочитайте предложения эти предложения. Слайд 3.
· Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?
· Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!
· Знаете ли вы украинскую ночь?
· Какому писателю принадлежат эти строки? Расскажите, что вы помните об этом писателе и его произведениях?
· Назовите частицы (одновременно они выделяются на интерактивной доске), определите, какие смысловые оттенки они вносят в предложение.
· Приведите свои примеры предложений со смыслообразующими частицами. Определите оттенки значений.
· Сделайте синтаксический разбор предложения Знаете ли вы украинскую ночь? ( в тетрадях и на доске). Слайд 4.
Задание 3. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с с формообразующими частицами. Слайд 5.
Ø Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)
Ø Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен.
Ø Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.
· Прочитайте предложения. Назовите частицы (выделяем их на интерактивной доске). Расскажите, какую функцию выполняет каждая из них.
· Объясните орфограммы, встретившиеся в словах этих предложений.
3. Введение новых знаний.
Задание 1.
· Прочитайте предложения на оставшейся карточке. Слайд 6.
· Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки.
· Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет.
· Не хвались казак травой, а хвались сеном.
· Песни играть - не поле пахать.
· Что ни слово, то ложь готова.
· Объясните значение казачьих пословиц, поговорок. Запишите ту из них, какая вам больше понравилась.
· Какие частицы использованы в данных предложениях. К какому разряду они относятся?
· Предположите, какова роль отрицательных частиц в речи.
4. Объяснение нового материала. Слайд № 7,8.
Вывод: частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.
Вывод: Двойное отрицание делает всё пред-
ложение утвердительным.
5. Тренировочные упражнения. Слайд № 9.
Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.
Я забыл его фамилию.
Дождь шёл всю ночь.
Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл.
Оля не нашла нужную книгу и взяла другую.
Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.
6. Введение нового материала. Слайд №10.
Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер вопросительным и восклицательным предложениям типа:
Кто не знает русского балета! (Все знают).
Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали).
Ø В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.)
Ø Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня.
Ø С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением.
Ø С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены!
Ø Кто (не)зна..т стихов Пушкина!
Ø Где наша (не)пр..п..дала!
7. Тренировочные упражнения.
ÚПовторение по таблице «НЕ с различными частями речи».
ÚРабота с текстом. Слайд 11.
В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.
Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.
· Прочитайте текст.
· Определите тему, идею, стиль, тип текста.
· Перескажите текст.
· Запишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
8. Подведение итогов. Заключительные вопросы. Слайд 12.
ü Для чего нам нужна частица НЕ?
ü Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?
9. Домашнее задание.
6 626 999 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Черниченко Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.