Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект к уроку литературы в 11 классе по роману М. Шолохова

Конспект к уроку литературы в 11 классе по роману М. Шолохова

Скачать материал

Урок 38.

Тема:                                                   

Любовные линии романа.

«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

Цель:                                  

анализ произведения

Учебно-воспитательные задачи:

О.: 

Знать содержание романа. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; соотносить  содержание романа с исторической эпохой.

Р.: 

Развитие умения анализировать изучаемое произведение, развитие умения выявлять авторскую позицию. Развивать навыки сопоставительного анализа.

В.: 

патриотическое, эстетическое, трудовое.

Тип учебного занятия:

Семинар-практикум

УМО:

портрет писателя, презентация, карточки

ТЛП

символический смысл имен двух любимых женщин Григория. Позднее раскаяние.

Утверждение высоких человеческих ценностей. Гуманистический  смысл шолоховской эпопеи.

 

Ход урока:

1.       Оргмомент.

2.       Любовные линии романа.

«Тихий Дон» - любовный роман нового типа: не рефлектирующие герои Тургенева и Толстого, а простые и малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям «просвещенных» героев классической литературы.

Тема любви  - одна из главных тем романа. Эта тема традиционна и для русской литературы, и для мировой. Наша задача – найти шолоховский идеал любви.  Рассмотрим, какие взаимоотношения описывает Шолохов в романе, в чем особенности таких отношений.

3.       Работа в группах.

1.       В классической русской лит-ре мы видим примеры противопоставления «любви-страсти» и «любви семейной» (Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Наташа Ростова). Какая любовь органичней для казачьего уклада и почему? Проанализируйте любовный треугольник Григорий-Аксинья-Наталья с т. зр. двух типов любви. Как раскрывают характеры героинь их имена: Аксинья (Ксения) – «чужая», Наталья – «родная»?

2.       Что является мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде? Какова роль семейного очага и детей? Какое значение в совместной жизни Григория и Аксиньи имело рождение дочери? Почему Пантелей Прокофьевич уже не настаивал на возвращении сына на хутор? Проанализируйте отношения между Петром и Дарьей. Дайте оценку с точки зрения человека патриархального уклада.

3.       Проследите историю развития отношений Бунчука и Анны Погудко. Какое место их линия занимает в ряду других любовных линий романа? Почему большое чувство не привело к созданию семьи? Своё мнение докажите текстом.

4.       Какую роль в романе играет дневник студента Тимофея? Проанализируйте историю и характер взаимоотношений Тимофея и Лизы Моховой: чем их «свободная» любовь отличается от любви Григория и Аксиньи? Почему семья Евгения Листницкого оказалась столь непрочной? Сопоставьте образы Ольги Горчаковой и Лизы Моховой.

4.       Беседа: Что семейная любовь дает человеку?

5.       Роман-эпопея: признаки жанра. Художественные особенности «Тихого Дона» как романа-эпопеи. «Тихий Дон» и «Война и мир» : своеобразие романа М. Шолохова.

1.       Три рода лит-ры. Специфика эпического рода. Эпические жанры и место в их ряду жанра романа-эпопеи.

2.       «Война и мир» Толстого как образец русского классического романа-эпопеи, ставший своеобразным эталоном этого жанра.

6.       Сопоставление романов Толстого и Шолохова.

1.       временные и пространственные рамки романов; приемы, использующиеся авторами для их расширения.

2.       реальные исторические лица, введенные в роман наряду с вымышленными персонажами; включение в художественную ткань романа подлинных исторических документов и бесстрастных военных сводок.

3.       Своеобразие основных героев романа (социальная принадлежность, культура, язык, жизненные проблемы и пр.)

4.       Исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей.

5.       Отношение к любви, браку и семье.

6.       Батальные сцены; отношение к войне героев и автора; понимание патриотизма.

7.       Образ природы, роль пейзажных зарисовок в романе.

7.       Беседа.

Что позволяет говорить о романе М. Шолохова как о романе-эпопее?

В чем художественное своеобразие романа «Тихий Дон»? Почему его автора можно считать новатором в области крупных эпических форм?

Какова концепция истории Шолохова?

В чем заключается актуальность романа для сегодняшнего времени?

8.       Подведение итогов урока.

Задание на дом.   Составить тезисный план к сочинению по роману «Тихий Дон»

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект к уроку литературы в 11 классе по роману М. Шолохова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Шолохова "Тихий Дон".

Тема: "Любовные линии в романе". ""Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса".

Роман Шолохова по первой теме рассматривается в контексте русской литературы. По второй теме проводятся параллели с романом-эпопеей Л.Н. Толстого "Война и мир".

Выбранный тип урока предполагает хорошую подготовку учащихся. Это последнее занятие перед классным сочинением, что позволяет не только обобщить знания, но и собрать материалы для написания творческой работы.

К конспекту прилагается видеопрезентация

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 178 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 941
    • DOCX 20 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жерегеля Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жерегеля Ирина Петровна
    Жерегеля Ирина Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 70158
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе