Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект к уроку чтения "Лягушка путешественница"

Конспект к уроку чтения "Лягушка путешественница"

Скачать материал

1марта 2011

(Юрьева Н.Л.)

Тема: «В.М.Гаршин. Лягушка-путешественница».     

Цель: подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения

Задачи: посредством анализа содержания сказки; развивать речь и умение работать с текстом;

-развивать навык выразительного чтения, умение связно излагать свои мысли

-способствовать формированию нравственных качеств;

 -формировать систему читательских умений.

-познакомить с биографией В.М. Гаршина, с его творчеством.

-воспитывать интерес к чтению и негативное отношение к хвастовству.

Оборудование: портрет В.М. Гаршина;  карточки с речевой разминкой;  карточки со словами;  карточки с заданием для работы в парах.

Ход урока

 

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Наш учитель у доски

Мы теперь не просто дети

Мы теперь ученики

I.      Развитие речи.

Чтение по столбикам

           рада

 

сажа

 

ваза

 

    лягушонок

 

           рады

 

сама

 

вазы

 

   лягушата

 

          рама

 

сами

 

вата

 

    лягушка

 

          рамы

 

сады

 

ваша

 

    лягушки

 

          рана

 

сало

 

ваши

 

    лягушачья

 

        раки

 

сани

 

ванна

 

   лягушачьи

 

        рано

 

санки

 

ванны

 

   лягушачье

 

 

 

-в первом столбике назови слово, которое обозначает время суток,

-во втором - средства передвижения,

-в третьем – сосуд для цветов, для мытья тела,

-в четвёртом – родственные слова

3.Речевая разминка

Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!

-Чётко и громко прочитаем это четверостишие.

-Определите название этого стихотворения. ("Лягушки")

-Что вам подсказало правильно определить название стихотворения? (это слова: ква-су, ква-ква-су, просто-ква-ши, т.е. звукопись)

4.     Актуализация знаний.

– Какие сказки называются литературными? Приведите пример.

- Какие сказки называются народными? Приведите пример.

 – С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

 – Она литературная или народная? Докажите.

 – Давайте вспомним, о чём эта сказка.

 Краткий пересказ.

 

Написал эту сказку замечательный  писатель. Он прожил очень тяжелую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. В.М. Гаршин был очень добрым, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, что его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года умер. К сожалению, он очень мало успел написать. Но некоторые произведения посвятил вам, детям. Одно из них "Лягушка-путешественница".

 

)       5.Чтение текста и работа над пониманием прочитанного.

-Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим произведением и дадим характеристику главной героине.

а) Чтение первой части до слов: …продолжила нежиться.

 -       -Что узнали из сказки о жизни болотной лягушки?

 -      - Почему ей хотелось квакать, но она это не сделала?

 -       -О чем рассказывается в этом отрывке? Как бы вы озаглавили этот отрывок? («Жизнь    

л     лягушки»).

 

б) Чтение II отрывка до слов: И утки окружили лягушку.

 -       -Что за прерывистый звук раздался в воздухе?

 -       -Почему утки решили приземлиться на болоте? Куда они летели?

 -     -  Боялась ли лягушка уток?

 -     - Какой вопрос она задала уткам?

 -      -О чем рассказано в этом отрывке? Как его озаглавим? (Встреча с утками)

 

в) Чтение III отрывка до слов: И она шлепнулась с сучка

 -        -Какое желание возникло у уток, когда они увидели лягушку?

 -      - Что узнала лягушка о юге?

 -      -Чего же ей захотелось? Как озаглавим эту часть?

г) Чтение IV отрывка до слов: Нашли хороший…

 -       -Что же придумала лягушка?

 -        -Как отреагировали утки на ее предложение? О чем говорится в этой части?

 

д) Чтение V отрывка до слов: И добрые утки обещали ей…

 -         -Что чувствовала она во время полета?

           - Как утки хвалили лягушку?

 -         -Как реагировала она на похвалы уток?

 -        -Что приводило в ужас лягушку?

 -        -Что придумала лягушка, чтобы видеть все вокруг?

 -        - Почему лягушке хотелось лететь ближе к земле? Как озаглавим эту часть?

е) Просмотр отрывка из м/ф «Встреча героини с лягушками на чужом болоте».

- Почему лягушка упала?

 -      - А почему она открыла рот?

 -      - Как она объяснила лягушкам свое появление на болоте?

 -     - Какое качество характера ее подвело?

 -   -  Как сказано это в пословице? (Хвастовство само себя наказывает. Высоко взлетишь, да ни  з        зко  упадешь).

 

 

6.Составление характеристики лягушки

-Найдите слова, которые помогут описать лягушку- путешественницу.

     На доске прикреплены слова:

                                 Лягушка

 хвастливая         осторожная

 любопытная       умная

 жадная                 глупая

 смелая                 несдержанная

 трусливая            молчаливая

 злая                      обидчивая

 общительная       грубая

 внимательная      лживая

 добрая                  вежливая

 

Разбираем каждое слово и составляем словесный портрет главной героини

7. Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором слева написаны слова, а справа значение этих слов.

Задание: соединить слово с его значением.

осторожный

любознательный

изобретательный

смелый

тщеславный

хвастливый

находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать

стремится к почестям, к славе

не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей

крайне осмотрительный в своих действиях, поступках

склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств

стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды

Проверка. Дети зачитывают слово и его значение.

Молодцы! А теперь поработаем в группах.

8. Работа в группах.

-Перечитайте сказку и найдите в ней подтверждение тому, что лягушка была:

  • 1 группа "осторожная"
  • 2 группа "любознательная" на доске появляются
  • 3 группа "изобретательная" карточки со словами
  • 4 группа "смелая"

Проверка. От каждой группы выступает 1 ученик.

  • 1 группа. Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.
  • 2 группа. Лягушка любознательна: её очень хочется выяснить, куда летят утки, что такое юг, она решается на далекое путешествие, во время которого старается как можно лучше рассмотреть.
  • 3 группа. Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.
  • 4 группа. Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".

Учитель: За всё это: любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить.

-Эти качества вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.

-А за что можно осудить лягушку? (тщеславие, хвастовство)

-Давайте обратимся к тексту.

9. Выборочное чтение.

От слов: "И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле: она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".

Автор даёт в этом отрывке новую характеристику лягушке: "тщеславная", "хвастливая". (карточки с этими словами дополняют на доске столбик слов, характеризующие лягушку)

Изменилось ли отношение автора к своей героине, судя по этому отрывку? (изменилось, он относится к ней с иронией, он пишет: "полетела вверх тормашками", "дрыгала всеми лапами", "бултыхнулась в воду")

10. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов: (1-2 человека).

11. Итог урока.

Почему сказку автор назвал "Лягушка-путешественница"? (она изобрела новый способ путешествия на утках)

Что помешало сбыться её мечте? (хвастовство)

Чему научила нас эта сказка? (нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки)

Учитель: Именно проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница".

12. Домашнее задание по выбору:

Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект к уроку чтения "Лягушка путешественница""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения

Задачи: посредством анализа содержания сказки; развивать речь и умение работать с текстом;

-развивать навык выразительного чтения, умение связно излагать свои мысли

-способствовать формированию нравственных качеств;

 -формировать систему читательских умений.

-познакомить с биографией В.М. Гаршина, с его творчеством.

-воспитывать интерес к чтению и негативное отношение к хвастовству.

Оборудование: портрет В.М. Гаршина;  карточки с речевой разминкой;  карточки со словами;  карточки с заданием для работы в парах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 473 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 364
    • DOCX 23.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юрьева Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юрьева Наталья Леонидовна
    Юрьева Наталья Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 43440
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе