Конспект
интегрированного урока по математике и обществознанию
«Уголовное
право. Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Учитель истории и обществознания:
Хромова Анжела Александровна
Учитель математики:
Степаненко Елена Викторовна
Оборудование
урока
1. Литература к уроку:
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Уголовно-исполнительный кодекс Российской
Федерации
2. Наглядность:
Компьютер
Мультимедиа-проектор
Цели
урока.
Образовательные:
· Познакомить
с понятием уголовное право
· Дать
представление об уголовной ответственности несовершеннолетних
Развивающие:
· Учить
работе с документами
· Упражнять
работе с таблицами, диаграммами
· Прививать
навыки оперативной работы
Воспитательные:
· Способствовать
воспитанию правосознанию у учащихся
· Развивать
стремление контролировать и анализировать свои поступки с точки зрения
законности
· Совершенствовать
умение работать в парах и группах
· Прививать
желание и умение делиться приобретёнными знаниями с товарищами
Ход
урока.
1.Организационный момент.
2.Вводное слово учителя (первый слайд)
Самые безрассудные поступки свойственны
молодости. Бывают жизненные ситуации, что не успев ещё почувствовать радости
жизни, человек уже в кабинете следователя с криками: « Я не хотел, я не знал».
И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не
папина, не мамина, а его ответственность.
Поэтому
одна из наших задач – предупредить об опасностях в играх с законом.
Вторая задача – познакомить с очень
интересной отраслью права – уголовного. Эти знания могут быть полезны тем, кто,
возможно, подумывает о профессии юриста.
Третья задача – помочь лучше понять
общество, в котором Вы живёте и которое Вам придётся улучшать.
3.Знакомство с новой темой.
А) Предлагаю поиграть в игру:
Представьте себе уголовное право в виде
большой корзины. Чтобы вы в неё положили? (Игра проводится на доске.) Попытайтесь
дать определение уголовного права, используя предложенный набор слов. Сверить
получившееся определение с данными на слайде(2).
Б) Переход к проблеме уголовной
ответственности несовершеннолетних.
Вопрос: является
ли незнание законов смягчающим обстоятельством?
(Ожидаемый ответ
«Не является»).
Следовательно,
чтобы не оказаться на скамье подсудимых, надо, хотя бы в общих чертах, знать
законы. (слайд 3,4).
К сожалению,
законы нарушают не только взрослые, но и дети. В наше время подростковая
преступность перестала быть чем-то необычным.
В) Перед вами ст.20
УК РФ. Что в этой статье? Анализируют самостоятельно и отвечают на вопрос.(в
статье 20 УК сказано: уголовная ответственность наступает с шестнадцати. Но это
за все преступления, без исключения. Дело в том, что в этой статье приводиться
перечень преступлений за которые ответственность наступает с 14 лет. (Слайд5,6)
Г) Работая с
таблицами, определите виды преступлений Попробуем классифицировать их. (Таблица
1 раздаточный материал.) (слайд 7)
Рассмотрим самые
распространённые преступления (слайд 8)
1)Преступления
против собственности (слайд 9)
2)Преступления
против чести и достоинства (слайд 10)
3)Преступления
против здоровья и жизни (слайд 11)
Во всём
цивилизованном мире торжествует очень простая истина- любая собственность
священна и неприкосновенна. (слайд 12)
А) Кражей
считается тайное хищение чужого имущества.
Б) Грабёж-
завладение чужим имуществом в присутствии потерпевшего или сделал это на глазах
других людей.
В) Мошенничество-завладение
чужим имуществом путём обмана или злоупотребления доверием.
Задание.
Какие виды корыстных преступлений были совершены в следующих случаях?
Дайте их юридическое
определение:
- схватил шапку с
головы прохожего и скрылся;
- залез в школьную
раздевалку и забрал чужую куртку;
- угрожая ножом,
снял с женщины золотые украшения;
- залез в карман
пассажира в автобусе;
- вовлекли в
азартную уличную игру и «обыграли»
4.
Для изучения различных общественных и социально- экономических явлений, а также
некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные
статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с
целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.
Для наглядного
представления данных, полученных в результате статистического исследования,
широко используется различные способы их изображения.
Одним из хорошо
известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение
столбчатых диаграмм. (слайд 13)
Таблица 2 и к ней
диаграмма. выполнить задание: подсчитать какой процент несовершеннолетних в РФ
совершил преступления в 2007 году? (слайд 14, 15)
Таблица 3 и к ней
диаграмма (слайд 16,17,18,19)
Любое преступление
не остается безнаказанным
Слайды 20, 21
Таблица 4 (слайд
22,23).
5.Выводы.
Какие вопросы
разбирались на занятии?
Что нового и
полезного узнали для себя?
Причины, побуждающие несовершеннолетних к
совершению преступлений:
·
возрастные
особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования
ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость
участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих
взрослых, демонстрация мнимой независимости).
·
влияние
семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль
государства в процессе становления молодого поколения России.
·
культурно-образовательный
уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных
учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие
культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры,
выпивки, хулиганства.
·
низкая
степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная
понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как
правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.
6.Оценивание
учащихся.
7.Домашнее
задание.
Найти
статистическую информацию в СМИ о правонарушениях несовершеннолетних.
Предложите меры по
профилактике правонарушений у несовершеннолетних
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.