Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект интегрированного урока русского языка, риторики по теме "Открытка (открытое письмо) - один из видов эпистолярного жанра" (ко Дню матери)

Конспект интегрированного урока русского языка, риторики по теме "Открытка (открытое письмо) - один из видов эпистолярного жанра" (ко Дню матери)

Скачать материал

 

Конспект урока на тему:

 «Поздравительная открытка – один из видов эпистолярного жанра»

или «Открытое письмо»

(ко Дню матери)

(авторы: Шатунова А.В., учитель русского языка, Болдырева Г.Ф., учитель риторики)

 

Пояснительная записка.

     Наш урок интегрированный, в нем нашли свое отражение и знания по русскому языку, и по риторике, общему этикету.

     Чтобы научить школьника подписывать открытку, считаем необходимым вначале обучить его композиции открытки (ее структуре), обратить внимание на этикетные нормы, которые желательно использовать во всей структуре открытки (открытого письма), обратить внимание на особенности стиля, показать отличия в написании частных писем и открыток (открытых писем). Без этого теоретического ракурса традициям эпистолярного жанра обучить невозможно.

     Значительное место в нашем уроке, помимо теории, отведено пополнению словарного запаса, вопросам грамотности, расширению общего кругозора, а также мы ставили и определенную воспитательную цель: не забывать о своих близких, о тех, кто нас окружает.

     Безусловно, время меняет многое, в том числе и отношение к традициям прошлого.

     Требования к открытке изменились, стали более демократичными (и в стиле, и в композиции), но неизменным остаются требования к грамотности и культуре речи, к самой личности адресанта.

     Наш урок посвящен теме открытого письма (открытки).

 

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1

В начале (перед уроком, когда все собираются) звучит песня В. Толкуновой «Поговори со мною, мама»

 

Ключевые слова: поздравление, праздник, благодарность, пожелание, комплимент, символ, ритуал, День матери, Новый год, день рождения, День Победы

 

2

1) О чем пойдет речь на этом уроке?

2) Какие бывают праздники?

3) С какой целью проводятся праздники?

Беседа: «Почему важно хранить, соблюдать традиции?»

4) Что лично вам дают семейные праздники?

5) Какие праздники вы помните, любите?

6) В связи с чем появляются новые праздники? (новые традиции, День семьи, любви и верности (8 июля) - память о Петре и Февронии)

7) Какой праздник мы скоро будем отмечать?

1) Поздравление к праздникам.

2) Государственные (с перечислением), религиозные, ведомственные, домашние, общенародные праздники.

3) Воспитание патриотизма, гражданственности.

4) Дань памяти, сохранение традиций, знание истории и т.п.

 

 

 

 

Общенародный праздник – День матери.

Историческая справка о Дне матери (небольшое сообщение ученика)

1 ученик выступает с сообщением.

3

С праздником принято поздравлять близких, родных, знакомых…

Поздравлять можно как?

 

Почему открытки (открытые письма) появились только в конце 19 – начале 20 вв.?

 

Сообщение ученика о происхождении открытки.

 

Вообще надо сказать, это слово рождало много споров. Прижился этот вид корреспонденции как очень удобный.

Ранее поздравления встречались в качестве небольшой приписки в письмах, посланиях, писались оды (например, М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»).

Нужно отметить и то, что развернутую поздравительную речь в переписке наших классиков мы не найдем (примеры: «С Новым годом, с новым счастьем, милая моя актрисуля, жена моя! Желаю тебе всего, что тебе нужно и чего ты заслуживаешь…» (А.П. Чехов жене Ольге Леонардовне Книппер – Чеховой, актрисе Художественного театра).

 

Устно, при встрече, по телефону, смс-сообщением.

Письменно при помощи открытки, телеграммы.

 

 

 

 

Сообщение ученика о происхождении открытки.

ТЕМА УРОКА: «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО»

 

Вспомним структуру письма (проверяем на слайде)

А) Структура открытки (открытого письма) несколько иная:

1.     Обращение.

1.         Поздравление (праздник, День матери, День Победы, Новый год…).

Виды праздников: государственные, религиозные, ведомственные, семейные.

2.     Комплимент, признание заслуг.

3.     Пожелание (традиционное пожелание: здоровья, счастья, успехов).

4.     Подпись.

 

Б) Какие этикетные нормы необходимо соблюдать?

Что такое комплимент? Чем он отличается от поздравления?

 

Психологи отмечают, как важно человеку, особенно молодому, хорошо думать о себе, иметь в сознании свой положительный образ.

Чаще комплименты говорят девушкам, женщинам, реже – мужчинам.

Но необходимо помнить об уместности комплимента.

Обычай в нашем обществе – говорить человеку хорошее о нем – возник не случайно: он помогает нам в общении, в наших взаимоотношениях.

Взрослые – не дети. Но они тоже поддаются силе слова. Хорошее активизирует человека, поощряет его  к хорошему действию. Сколько же существует способов сделать комплимент? Как вы думаете? Конечно же, очень много.

Итак, комплимент - это положительная, правдивая, искренняя оценка собеседника. Он помогает создать у него хорошее настроение.

 

Вы (ты)

добрый

смелый

откровенный

деликатный

Вы (ты) так

добры…

смелы…

откровенны...

деликатны…

 

ХВАЛЯ,

- говорите правду, искренно;

- с интонацией;

- глядя на того, кого вы хвалите.

 

А почему, на ваш взгляд, в открытках не должно быть указания даты, постскриптума?

Обучающиеся вспоминают изученный материал, проверяют себя (по слайду).

 

Обучающиеся в тетрадях рисуют схему (структуру) по памятке – см. приложение 3.

Какая типичная форма поздравления существует, что обычно желают?

Да, верно. Но ведь мы (адресанты) посылаем поздравление конкретному адресату, человеку, которого мы любим, уважаем, которому благодарны и т.п.

Поэтому давайте будем учиться писать поздравление, адресованное конкретному человеку, чтобы он почувствовал наше тепло, искреннее расположение.

4

     Письмо открытое, поэтому важно помнить и следовать и структуре написания открытки, и важно помнить о том, что мы показываем в ней и свои грамотность, общую культуру, знание правил этикета.     Поэтому вернемся к русскому языку.

Какие правила грамматики необходимо соблюдать при написании открытки?

А это следующие правила:

·        правописание имен собственных,

·        непроизносимые согласные,

·        обращение (вы/Вы, тебя, Вас/вас) (если коллектив в целом, то форма «вас», «ваши успехи»…)

Упражнения по отработке навыков правильного написания поздравительной открытки  ко Дню матери:

     Поздравляю тебя, моя дорогая, с днем рождения!

     Поздравляю тебя с Днем матери, этим светлым и нежным праздником!

     Не болей, радуйся жизни. Мы любим тебя!

Твои Миша, Лизонька, Андрей.

5

Практическое занятие

 

В кругу слов конкретизируйте, имея в виду того человека, которому оно адресовано.

 

Берем родовое понятие, к нему находим видовое, или проще: целое – часть, общее – частное.

 

Вначале для себя дадим определение следующих понятий:

 

Ø Здоровье («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова) – правильная, нормальная деятельность живого организма (выделяем частное, имея в виду конкретного человека, что ему будет приятно).

 

Примеры: здоровья доброго, крепкого; не болеть, душевного спокойствия, долгих лет жизни, скорейшего выздоровления, никогда не унывать.

 

Ø Счастье («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова) – чувство и состояние полного удовлетворения.

 

Примеры: счастья семейного, полного; хороших и верных друзей, благополучия; успешной сдачи экзаменов; 100 баллов на ЕГЭ; богатого урожая.

 

Ø Успех («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова) – удача в достижении чего-либо, желательный исход дела.

 

Примеры: успехов в воспитании детей, внуков, успехов в работе, продвижения по карьерной лестнице.

 

 

Схема – приложение 3.

6.

Обучающиеся под музыку подписывают открытки своим  мамам, правильно оформив текст открытки и адрес (возможно в цвете).

 

6

ДЗ: Отправить подписанную открытку одним из возможных способов:

1)              Отправить открытку через почтовое отделение, опустив ее в специальный акционный ящик);

2)              Вручить открытку лично в руки маме;

3)              Самому опустить открытку для мамы в почтовый ящик своей квартиры.

Домашнее задание

(запись в дневниках)

 


Приложение 1

 

Примерный образец текста открытки (ко Дню матери):

 

Дорогая (любимая) мамочка!

     Сердечно (от всей души) поздравляю тебя с этим замечательным (добрым, нежным) праздником – Днем матери!

     Ты самая добрая, самая нежная, самая терпеливая, самая мудрая.

     Желаю тебе долгих лет жизни, счастья, радости…

Любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Образец оформления адреса на открытке

 

От кого: от Иванова И.И.

Кому: Ивановой И.И.

Откуда: г. Ижевск, ул. Ленина,

д.1, кв. 2

 

Куда: г. Ижевск, ул. Советская,

д.12, кв.10

Индекс места отправления: 426000

Индекс места назначения: 426000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Ключевые слова:

 

Поздравление

Праздник

День 8 марта

День восьмое марта

День Советской Армии

День Вооруженных Сил России

День учителя

День матери

День медицинских работников

День Победы

Девятое мая

день рождения

Новый год

 

 

 

 

Открытка, открытое письмо, поздравительная открытка появилась            в 19 веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращение

Поздравление

Комплимент, признание заслуг

Пожелание

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

Своевременность                        (не слишком рано, но и не слишком поздно)

Поздравление – оказание внимания, уважение

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект интегрированного урока русского языка, риторики по теме "Открытка (открытое письмо) - один из видов эпистолярного жанра" (ко Дню матери)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Наш урок интегрированный, в нем нашли свое отражение и знания по русскому языку, и по риторике, общему этикету.

     Чтобы научить школьника подписывать открытку, считаем необходимым вначале обучить его композиции открытки (ее структуре), обратить внимание на этикетные нормы, которые желательно использовать во всей структуре открытки (открытого письма), обратить внимание на особенности стиля, показать отличия в написании частных писем и открыток (открытых писем). Без этого теоретического ракурса традициям эпистолярного жанра обучить невозможно.

     Значительное место в нашем уроке, помимо теории, отведено пополнению словарного запаса, вопросам грамотности, расширению общего кругозора, а также мы ставили и определенную воспитательную цель: не забывать о своих близких, о тех, кто нас окружает.

     Безусловно, время меняет многое, в том числе и отношение к традициям прошлого.

     Требования к открытке изменились, стали более демократичными (и в стиле, и в композиции), но неизменным остаются требования к грамотности и культуре речи, к самой личности адресанта.

 

     Наш урок посвящен теме открытого письма (открытки).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 530 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3160
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 460
    • DOCX 87 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шатунова Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10976
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 318 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 362 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 182 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции