Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» ЭМР Саратовской области.
Интегрированный урок русского языка и
математики в 6 А классе:
«Путешествие в страну суффиксов и дробей»
Подготовили
учитель русского языка Герасимова Ольга Николаевна
учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна
Цели и задачи урока:
Метапредметная: показать
связь математики и русского языка на уроках математики и русского языка.
Закрепить знания учащихся по темам математики: "Умножение и деление
дробей" и русского языка: « Суффиксы имен существительных»
Развивающие:
1.продолжить
развивать процессы самостоятельной мыслительной и исследовательской
деятельности;
2.создать ситуацию
успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся; 3.продолжить
формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
1.формировать
эстетический вкус к слову;
2.содействовать
формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные
ситуации;
3.направить
деятельность учащихся на создание творческого
продукта.
Тип урока: урок
систематизации знаний (общеметодологической направленности через
синтезированную интеграцию).
Форма
урока:
путешествие по стране Знаний
Методы и
приемы: фронтальная
работа; работа в парах, в группе, индивидуальная; взаимопроверка; самооценка; беседа;
исследование; наблюдение; упражнение; творческая работа.
Технологии:
1.Игровая
технология.
2.
Здоровьесберегающая технология.
3.Диалоговая
технология.
4.Технология
речевого развития.
5. Проблемно-
исследовательская технология.
6. Технология
дифференцированного обучения.
Ресурсы: презентация,
карточки с дифференцированным заданием по русскому языку, набор картинок с
рабочими строительных профессий, мультимидийный проектор, компьютер, экран,
ларчик.
Ход урока:
1) Учитель
русского языка (Р): Сегодня у нас необычный урок, урок математики
совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый
взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без
грамматики не выучить математики». На протяжении всего урока мы попробуем
проследить связь между математикой и русским языком. (Слайд 1)
Учитель
математики (М):
М: Нет
ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи, ну разве это труд?
Р: Нет
ничего ужасней чисел скучных
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М: Но
математику учил ракет создатель
И в космос полетели мы без вас.
Р: Нет!
Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
М: Друг
мой! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.
Р: Чтобы
решить этот спор, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране знаний.
2) Первая
станция, на которой мы останавливаемся «Игровая». Посмотрите на слайде и
найдите «Третье лишнее». (слайд 2)
1)
Кружок, дружок, горошек;
2) Прокатчик,
фонарщик, прицепщик; +
3)
Карандашик, чертежик, молоточек;
-на какое правило
эти примеры? (после шипящих под ударением в суффиксах имен существительных
пишется буква о, без ударения буква е);
-на какое правило
эти примеры? (в суффиксах существительных чик-щик после букв д-т-з-с-ж
пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ);
-на какое правило
эти примеры? (чтобы правильно написать гласные в суффиксе ек-ик, надо
просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо
писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и).
3) М:
Какой компонент действий с дробями здесь лишний? (сумма). (слайд 3)
Компоненты каких
действий здесь представлены? (Компоненты умножения: множитель, множитель,
произведение). Как найти неизвестный множитель?
(Компоненты
деления: делимое, делитель, частное). Как найти неизвестное делимое?
4)
Р: Выполнив эти задания, вы вспомнили некоторые правила по русскому
языку и математике, а теперь подумайте, что мы будем повторять
на уроке по предмету русский язык?
М: А по
предмету математики? (слайд 4)
Открываем тетради,
записываем число, классная работа и тему урока по математике. И продолжаем наше
путешествие.
5) М:
Мы подъезжаем к станции «Отвечайка» (слайд 5)
Выполните задания
устно.
1. Сравните 2. Найдите: 3) Найдите 4) 5) Сравните
6) Найдите .
Ответы: ( на
сладе)
6)
Р: Мы остановились на станции « Историческая». (слайд 6)
Ученики
подготовили материал о словах, которые сегодня будут чаще всего звучать
«умножение» и «деление»
В
это время 1 ученик делает на доске морфемный разбор слов «умножение,
деление».
1)Толковый
словарь Ожегова дает такое определение:
Умножение
- математическое действие, посредством которого заменяют сумму нескольких
одинаковых слагаемых одним числом. Например: Таблица умножения.
Слову
«деление» толковый словарь Ожегова дает такое определение:
- расстояние между двумя отметками на измерительной шкале,
например деления на термометре.
Пример: столбик в термометре поднялся на два деления.
- обратное умножению математическое действие: нахождение одного
из сомножителей по произведению и другому сомножителю.
2)В
этимологическом словаре: Слово «умножить» образовано из праславянской формы, от
которой произошло старославянское мъногъ.
Слово
«деление» происходит от глагола делить,
который образован из праславянской формы, переводится «часть, доля».
3)Из
словаря синонимов я подобрал синонимы к слову «умножить»: перемножить; увеличить,
усилить, приумножить.
Слово
«деление»: дробить, раздроблять, разделять.
Р: Проверим
работу одноклассника у доски.
1
ученик с места проверяет.
7) М:
Мы остановились на станции «Исследовательская». (слайд 7)
Запишите
в тетради номер варианта. Выполните самостоятельную работу.
1
вариант 2
вариант
М:
Выполните самопроверку ответов. Напротив правильного ответа поставьте
карандашом «+».
Ответы:
Ответы: (слайд 8)
М: Одно из
значений слова «умножение» - «увеличение», т.е. получение в результате больше.
А одно из значений слова «деление» - «дробление», т.е. получение меньшего. А
всегда ли это так?
Сравните
первый множитель и произведение. Сравните делимое и частное.
Когда
действие приводит к уменьшению числа, а когда – к увеличению?
Сравните,
не выполняя вычислений.
М:
Выполните самопроверку ответов. Напротив правильного ответа поставьте
карандашом «+».
8) Р:
Следующая станция «Русский язык». (прикрыть проектор)
У вас на столах
лежат разноцветные карточки . На них задания разного уровня : легкие, средние,
сложные. Вам дается несколько минут для выполнения этого задания. На доске 2
ученика выполняют аналогичное задание.
Синяя
карточка:
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах
существительных.
Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к,
вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.
Зеленая карточка:
Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:
Сыноч…к,
подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к,
пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.
Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте
пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючийклубоч…к выдерживает
чудов…щные дозы ядов. Х…дячийкомоч…к защищён мощнее, чем зримым своим
заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым
надо искать и искать.
Р: Проверим
задание на доске.
9) Р:
Долгожданная станция «Перемена». Физкультминутка.
На
зарядку солнышко поднимает нас-
Поднимаем
руки мы по команде «раз».
А
под нами весело шелестит листва-
Опускаем
руки мы по команде «два».
Соберем
в корзины ягоды, грибы –
Дружно
наклоняемся по команде «три».
На
«четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
Ну
а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть. (открыть проектор)
10) М:
Приблизились к станции «Математическая». ( Ларч…к. слайд 9).
На столе у нас
стоит ларчик, чтобы его открыть, вам придется потрудиться. Давайте решим
задачу. Прочитайте текст задачи.
Замоч…к тяжелее,
чем ключ…к на 480г. Масса ключ…ка составляет массы замочка. Какова масса ключика и масса
замочка?
М: О чем
задача?
Р:
Как правильно написать слова, в которых пропущены буквы?
М: Запишем
кратко условие в тетради. (Одновременно условие появляется на слайде). Каков
вопрос задачи? (Значит масса замочка и ключика неизвестна).
Что известно о
массе ключика? Что известно о массе замочка? Каким способом будем решать
задачу? Какую величину удобнее принять за х? (После обсуждения, один учащийся
решает на доске, остальные в тетради на месте).
Решение.
Пусть хг- масса
замочка, тогда х г - масса
ключика. Замочек тяжелее ключика на 480г. Составим и решим уравнение.
М: Как мы узнаем
на сколько одна величина больше другой? (Находим разность большей и меньшей
величин).
600г – масса замочка.
1) 600 – 480
= 120(г )- масса ключика.
2) Ответ:
600г, 120г.
М: Ларчик
открылся. (Достаем картинки с рабочими строительных профессий.)
11)
Р: Мы прибыли на станцию «Творчество». (Проектор прикрыть)
Мы
знаем, что суффиксы чик-щик называют лица по их профессии.
Представьте,
что вы корреспонденты и должны написать статью о строителях. Напишите 3
предложения о людях, которые строят дом. Какие профессии вы вспомните?
-
Зачитаем 2 примера.
12)
Станция «Строительная» (Слайд 10). (Проектор открыть)
М: При
строительстве дома важно не только запланировать сроки строительства, но и
время работы на различных этапах строительства: закладке фундамента, возведении
стен, внутренних работах. Эти виды работ выполняются людьми строительных
профессий. Решим задачу.
Строительство
короба дома планировалось выполнить за 320 дней. Бетон…ки должны выполнить свою
работу за всего
времени строительства; уклад…ки и кранов…к – за 0,75 всего времени. Сколько
времени должны работать свар…ки и стеколь…ки на заключительном этапе
строительства?
М:
Кто участвует в строительстве дома?
Р: Как
правильно пишутся слова, с пропущенными буквами?
М:
Сколько длится строительство дома? Каким словом можно заменить? Что известно о
времени работы бетонщиков? Что известно о времени работы укладчиков и
крановщика? Какой вопрос задачи? Что нужно узнать для ответа на этот вопрос?
Как найти эти величины?
М:
Вы можете предложить другой способ решения этой задачи?
У
доски решают 2 ученика различными способами, а другие дети в тетрадях.
(На
слайде и в тетрадях детей выполняются записи):
Всего
-320дн.
Бетонщики
-?дн, от
Укладчики
и крановщик -0,75 от
Сварщики
и стекольщики -?дн.
(Одно
из предложенных решений):
1)
2)
3)
Ответ: 40
дней.
(Другой
способ решения):
1)
2)
Ответ: 40 дней.
13) Р:
Оценки на уроке: М: Оценки на уроке:
Р: Запишите
домашнее задание: М: № 645, 635 (б), 624. Р: §44-45, упр. 245, 251.
13) Р: (Слайд
11) Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая более
узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая
наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно
верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».(С.
Ковалевская)
14) М:
Продолжите: Рефлексия:
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Мое настроение…
Литература:
1.Русский язык:
учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский.-М.:Просвещение, 2010
2.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского
языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская
академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. —
4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999
3. Шанский Н.
М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2000.
4.Абрамов Н.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — М.:
Русские словари, 1999.
5.
Математика: учебник
для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.
Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.:Мнемозина, 2013.
6. Дидактические
материалы по математике для 6 класса/А.С. Чесноков, К.И. Нешков. –М.: Классик
Стиль, 2008.
7. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/26/urok-puteshestvie-velikiy-moguchiy-i-tsaritsa-vsekh-nauk
8.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/08/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoly
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.