Предмет, класс
|
Физика/информатика,
11 класс
|
Тема урока
|
Изучение
колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения
при помощи маятника.
|
Тип урока
|
Лабораторная
работа
|
Необходимые требования к знаниям и
умениям обучающихся на момент урока
|
Знание основных понятий и формул по
теме: «Механические колебания», пройденных на данный момент времени (период и
частота колебаний, период колебаний нитяного маятника).
|
Цель урока
|
Установить зависимость периода колебаний
нитяного маятника от его длины, вычислить ускорение свободного падения.
|
Задачи урока
|
обучающие
|
развивающие
|
воспитательные
|
Научить рассчитывать период колебаний
нитяного маятника для различных значений его длины, ускорение свободного
падения с помощью нитяного маятника.
|
Развивать навыки работы с компьютерными
моделями лабораторных работ Macromedia Flash, Microsoft Excel
по использованию для расчетов. Развивать умения работать с формулами,
обрабатывать и анализировать полученные результаты.
|
Выработка грамотной речи, грамотной
записи вычислений, в том числе при заполнении электронных таблиц. Развивать
навыки работы в парах.
|
Необходимое аппаратное и программное
обеспечение
|
Компьютеры, Macromedia
Flash Player, Microsoft Excel и
Microsoft Word
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
УРОКА
|
ЭТАП
1.1
|
Повторение основных понятий по теме
|
Цель
|
Вспомнить основные характеристики колебаний
|
Длительность этапа
|
5 минут
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Отвечают на вопросы учителя
|
Функции, основные виды деятельности
преподавателя на данном этапе
|
Задает вопросы и корректирует ответы
учащихся
|
Записи на доске
|
Частота
υ=N/t, υ=1/T
Период колебаний нитяного маятника определяется
формулой
,
где l - длина нити, g - ускорение
свободного падения. Измерив период T и длину нити l, можно рассчитать
ускорение свободного падения:
|
ЭТАП 1.2
|
Повторение правил работы за компьютером
|
Длительность этапа
|
2 минуты
|
ЭТАП
2
|
Лабораторная работа «Изучение колебаний
нитяного маятника».
|
Цель
|
Проверить на практике справедливость
теоретических соотношений по периоду колебаний нитяного маятника
|
Длительность этапа
|
12 минут
|
Основной вид деятельности со средствами
ИКТ
|
Работа с компьютерной моделью
лабораторной работы при помощи Macromedia
Flash
Player
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Работа по парам за компьютерами
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Координатор ответов учащихся
|
Промежуточный контроль
|
Основное внимание на вопрос: От чего
зависит период колебаний нитяного и пружинного маятников?
(Данный вывод входит в этап лабораторной
работы, требуется для заполнения)
|
ЭТАП
3
|
Самостоятельная работа учащихся
|
Цель
|
Проверка степени усвоения формул,
устанавливающих зависимость между периодом, частотой колебаний нитяного маятника
и его длиной
|
Длительность этапа
|
8 минут
|
Основной вид деятельности со средствами
ИКТ
|
Решение задач и ответы на вопросы, входящих
в лабораторную работу
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Работа по парам за компьютерами
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Координатор действий
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Разъяснение действий
|
Промежуточный контроль
|
Правильность выполнения задания
(Задачи и вопросы входит в этап
лабораторной работы, ответы на них требуется для заполнения)
|
ЭТАП
4
|
Лабораторная работа «Вычисление
ускорения свободного падения с помощью маятника»
|
Цель
|
Вычислить ускорение свободного падения
при помощи периода колебаний и длины нитяного маятника
|
Длительность этапа
|
15 минут
|
Основной вид деятельности со средствами
ИКТ
|
Заполнение таблицы результатов и выполнение
вычислений в Microsoft Excel
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Оформление работы в электронных таблицах
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Координатор действий
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Разъяснение действий
|
Контроль
|
Сравнение полученных значений для g
со значением
g=9,8 м/с2
(Вывод входит в данный этап работы
обучающихся, обязателен для заполнения)
|
ЭТАП
5
|
Подведение итогов. Задание на дом.
|
Цель
|
Анализ работы
|
Длительность этапа
|
3 минуты
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Самоанализ своих знаний
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Анализ результатов. Анализ задания на
дом
|
Завершающий контроль.
|
Проводится по результатам проверки
лабораторной работы
|
Задание на дом.
|
Задачи на карточках
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.