Конспект
интегрированного урока: обучение грамоте и письмо по теме: «Наше Отечество».
Развивающие задачи
1. Развитие
моторно-двигательной функции.
2. Развитие
фонематического слуха.
3. Развитие речи:
а) ввести в словарь
новые слова;
б) расширение синонимического
ряда;
в) учить рассуждать
на заданную тему.
4. Формирование
читательских навыков.
5. Развитие навыков
анализа текста:
а) развитие умения
выделять название, автора текста;
б) учить отвечать на
вопросы по тексту, находить главную мысль.
6. Совершенствование
навыков письма:
а) письмо слогов;
б) письмо слов;
в) оформление
предложений на письме.
7. Формирование
навыков самоконтроля:
а) сравнение с
образцом;
б) умение работать по
инструкции;
в) самостоятельная
рефлексия учебного задания.
Используемые
методы и приёмы
-Письмо букв, слов по
образцу. Подчеркивание лучших элементов написанного.
-Работа с бумагой
(резание ножницами, приклеивание).
-Физминутка - игра на
выделение из слов звуков [p], [p'].
-Словарная работа
“испокон веку”, “государство”.
-Игра на составление
слов из слогов.
-Работа с
иллюстрацией в учебнике.
-Создание проблемной
ситуации.
-Выразительное чтение
текста.
-Выборочное чтение.
-Выбор геометрической
фигуры.
-Практическая работа.
-Самостоятельное
сравнение с образцом, взаимопроверка.
Ожидаемый
результат
Каллиграфически верно
написанные буквы, сравнение работы с образцом.
Умение находить
требуемые звуки в словах безошибочно, анализировать звуки.
Знать и объяснять
значение слов.
Ввести в активный
словарь употребление синонима “Отчизна”.
Умение рассуждать,
сравнивать.
Дети подтверждают
свои предположения после чтения текста.
Умение слушать своего
товарища.
Находить предложения,
являющиеся ответом на поставленные вопросы.
Умение сравнивать с
образцом и находить ошибки.
Умение строго
следовать инструкции.
Умение проверить
результат работы методом сравнения.
Цели:
формировать знание
детей о Родине, России, её символах;
способствовать
развитию навыков чтения, культуры речи, учить рассуждать на заданную тему;
систематизировать
знание учащихся о предложении;
воспитывать любовь к
Родине, её истории, дружбу между народами, гражданственность;
закреплять умение
работать по инструкции.
Оборудование: учебник, звуковые модельки, рабочая тетрадь, компьютер,
проектор, экран.
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие. Урок обучения грамоте и письмо.(слайд 1)
(слайд 2)
Исенмэ
(татарский)
Шумбрачи
(мордовский)
Сывлах сунатап
(чувашский)
Барев дзес
(армянский)
Шалом (иврит)
Салам
(азербайджанский)
Как положено
всем нам скажем: “Здравствуйте!” гостям.
2. Постановка целей.
- Тема урока “Наше
Отечество”. Его мы начали с приветствия на языках народов, населяющих нашу
Родину.
О том, что такое
Родина, о её прошлом и настоящем, о дружбе её народов, о символах мы
порассуждаем на этом уроке.
3. Повторение о
предложении.
- Прочитайте запись
на доске.
(слайд 3)
Россия- Родина разных народов.
- Как называется эта
запись? Докажите почему.
- Почему слова Родина
и Россия написаны с заглавной буквы?
4. Работа со
звуковыми модельками
- Составить при
помощи моделек слово Родина.
(слайд 3)
5.Чистописание.
Учитель: откройте
тетради, запишите число.
Найдите в этих
словах одинаковые буквы.
Дети: Р, о, и.
(слайд 4) Р
о и
- Учитель: Напишите этот
ряд букв, в предложенной последовательности до конца строки.
Учитель: подчеркните
самые красивые буквы.
- На второй строке
запишем слова Россия Родина с комментированием.
(слайд 4)
Россия Родина
- С какой буквы
записано каждое слово?
- Итак, мы узнали,
что Россия - это Родина разных народов, которые стараются жить в мире и
согласии.
- Но в большой стране
у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом,
где он родился, живёт. Это его малая родина.
Учитель: Как вы
думаете, какой город для нас будет малой родиной?
Дети: Советский
- Тогда слово
“родина” будем писать со строчной буквы
(слайд 5)
родина
- Запишем на третьей
строке Советский – моя малая родина.
(слайд 5)
Советский – моя малая Родина.
Учитель: А кто из вас
знает, как называется наш район? Округ?
(слайд 5)
Советский район
Ханты – Мансийский автономный округ
(ХМАО – Югра)
6. Физминутка - игра
на развитие фонематического слуха.
- С давних времён в нашем
округе проживают люди разных национальностей. У нас в классе учатся дети разных
национальностей. Мы вместе общаемся, дружим.
- А сейчас мы
поиграем в игру. Если в названии народов вы услышите звуки [р] , [p'], то вы
хлопаете в ладошки, если этих звуков нет, то приседаете.
Русские, украинцы,
белорусы, молдаване, марийцы, поляки, ханты, башкиры, мордва, чуваши, татары,
зыряне, удмурты, немцы, корейцы, узбеки, манси, грузины, евреи, осетины, армяне,
и многие другие.
- Да, много народов
живёт в нашем крае, а какие коренные народности живут в нашем округе?.
(слайд 6)
ХАНТЫ МАНСИ ЗЫРЯНЕ (3
картинки +
и другие
- Мы выяснили, что
слова “Родина” и “родина” похожи понятиями, мы одинаково любим и большую
Родину, и малую, но пишутся они по-разному: с заглавной или строчной буквы.
(слайд 7)
Родина
(страна, где ты родился)
родина
(место, где ты родился) (картинка)
7. Работа с текстом.
(слайд 8)
Слава нашей
стороне!
Слава русской
старине!
Люди русские
знать должны
О делах страны!
- Ребята, а ещё
Россию можно назвать не только Родиной, но и Отечеством.
Почему?
Давайте проверим наши
предложения.
(слайд 8)
Родина
Отечество ?
Учитель: Откройте
учебники стр. 212. Как вы думаете, кто изображён в верхней части страницы? И в
нижней?
Дети: В верхней части
- Георгий-Победоносец – символ добра, побеждающий зло- дракона.
В нижней части -
настоящее- страна, в которой мы живём.
- Сейчас мы прочитаем
текст и найдём ответ на поставленный вопрос.
Почему же Родину
можно назвать Отечеством?
-Учитель: Прочитайте
название. Назовите автора.
(слайд 9)
Наше Отечество
Константин Ушинский
Словарная работа.
- В тексте вам
встретятся трудные слова и выражения.
(слайд 9)
испокон веку – с давних времён
государство - страна
Чтение текста (читает
учитель – образец выразительного чтения)
Ответ на проблемный
вопрос.
- Кто оказался прав? Почему
же Родину можно назвать Отечеством?
Выборочное чтение.
Беседа по содержанию.
Учитель: Ответьте
словами текста. Почему Россию называют Отечеством?
Дети: Отечеством мы
зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Учитель: Почему
называют Родиной?
Дети: Родиной мы
зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в
ней для нас родное.
Учитель: А почему
матерью?
Дети: А матерью –
потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила
своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Учитель: Чему же учит
текст?
Дети: Много есть на
свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека
родная мать - одна у него и родина.
Учитель: Мы любим
свою Родину. А любить Родину - значить жить с ней одной жизнью.
Работа с синонимами.
- Итак, мы выяснили,
почему Россию называют Отечеством и Родиной.
Учитель: Эти слова
близкие по значению или противоположные?
(слайд 10)
Родина = Отечество
- А как вы думаете,
есть ли ещё какое-нибудь близкое по значению слово к этим словам?
Загляните под парты,
стульчики, нет ли там чего-нибудь?
- Кто нашёл карточки
со слогами, выйдите к доске. (3 ученика выходят к доске).
Учитель: Прочитайте
слоги (чиз, От, на). Какое слово можно составить?
Дети: Отчизна.
- Прочитайте хором.
- Когда нам непонятен
смысл слова, куда мы смотрим? (в толковый словарь).
Смотрим с.486. Отчизна
- Отечество, Родина)
(слайд 10)
Родина = Отечество = Отчизна (2 картинки)
-Запишите в тетрадь
эти 3 слова
8. Физминутка
(музыкальная).
- Давайте вместе и
дружно сейчас отдохнём.
9. Беседа о символах
государства.
Учитель: Мы сегодня
говорили и Георгии-Победоносце - символе добра. А где же ещё можно увидеть его
изображение?
Дети: На иконе, Гербе
России.
(слайд 11)
Учитель: Чем же
является Герб?
Дети: Символом
страны.
Учитель: Какие ещё символы
государства вы знаете?
Дети: Флаг, гимн
(слайд 12)
(слайд 13)
Учитель: У каждой
страны есть свои отличительные знаки, символы, которые могут рассказать об этой
стране.
( слайд 14)
10. Изготовление
аппликации флага.
Рассматривание модели-образца.
- Сегодня мы сделаем
модель Флага России. Рассмотрим его.
Учитель: Форму, какой
геометрической фигуры он имеет?
Дети: Форму
прямоугольника.
Учитель: Как выглядит
Флаг?
Дети: Это 3
одинаковые горизонтальные полосы. Первый ученик: верхняя - белая обозначает
благородство, наши мысли чисты, мы хотим дружить, играть. Второй ученик:
средняя - синяя - верность, честность, мы не хотим войны. Третий ученик: нижняя
полоса - красная - это отвага, смелость, героизм наших предков, которые защищали
Родину.
Учитель: Таким
образом, Российский Флаг символизирует нашу необъятную Родину с её непростой
судьбой, её славным прошлым.
Выполнение работы по
инструкции
- возьмите листочек,
положите рядом.
- У вас на столе
лежат полоски 2-х цветов и белый прямоугольник. Положите перед собой
прямоугольник.
- Положите полоски на
чистый лист белой стороной вверх, нанесите клей, приклейте полоски на
прямоугольник - внизу красная, в середине синяя.
- Проверьте,
правильно ли вы выполнили работу. Кто допустил ошибки?
- Наведите порядок на
месте.
11. Рефлексия.
- Чем необычен был
урок?
- Чем понравился?
- Чему научил?
- Весь урок мы
говорили о нашем Отечестве, о дружбе народов, о любви к Родина большой и малой.
И закончить урок хочется такими словами (читает учитель):
(слайд 15)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.