МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Конспект
открытого
интегрированного урока - практикума в 11 классе
на тему:
«Художественная
речь: изобразительно - выразительные средства»
(2
учебных часа)
2012
– 2013 учебный год.
Учитель
Синикова В.И.
Город
Луга, Ленинградская область.
Интегрированный
урок - практикум в 11 классе.
(2
учебных часа)
Тема: «Художественная речь: изобразительно
- выразительные средства»
Цели:
1) идентификация
изобразительно-выразительных средств языка;
2)развитие исследовательских и
коммуникативных навыков;
3)воспитание чувства литературной нормы;
4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.
Учебные задачи:
1) извлечение
информации из прочитанного текста;
2) тренировка
умения опознавать, анализировать и классифицировать языковые явления и факты;
3)
создание атмосферы взаимной
заинтересованности в работе друг друга.
Оборудование
урока: компьютерная презентация, раздаточный материал с отрывком из
повести «Олеся», раздаточный материал с таблицами «Изобразительно-выразительные
средства», словари.
Ход
урока.
«…всегда живописуй…» (А.Куприн)
I.
Организация ценностно-смысловой мотивации к осуществлению поисковой работы с текстом.
1.Слово
о Куприне.
«
Почему он большой писатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой» -
так сказал о Куприне Д.Н. Мамин - Сибиряк. Писатель живёт в слове, посредством
которого он создаёт образы, воспроизводящие картины реальной и фантастической жизни.
Сам Куприн, по словам К.Чуковского, «воскресал и светлел» вдали от городских
искушений – на природе. В изображении жизни природы он придерживался заповедей (их
10), которые оставил своим молодым собратьям по перу.
Лексическая
работа:
¾
подобрать синоним слову «заповедь»
завещание, напутствие
¾
сравнить с толкованием словаря
Слайд.
Словарная
статья: «Заповедь – изречение, содержащее религиозно-нравственное
предписание. Евангельская заповедь. 2.перен. Правило. Положение, служащее
руководящим указанием для кого-чего-н. (высок.) Первая заповедь (самое
непреложное правило)».
С.И.Ожегов.
Вот
некоторые из заповедей (чтение вслух):
Слайд.
1.
« Если хочешь что-нибудь изобразить…найди
образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные.»
2.
« В описаниях помни, что так
называемые «картины природы» видит действующее лицо…Если описываешь от
своего лица, покажи это своё лицо…Мы не знаем природы самой по себе, без
человека.»
3.
« Изгони шаблонные выражения…Всегда
живописуй, а не веди полицейского протокола».
4.
« Красочные сравнения должны быть
точны…Изображай гром, как Чехов, - словно кто прошёл босыми ногами по
крыше…»
2.Беседа.
¾
Найдите ключевые слова.
Слад-контроль.
¾
Как вы определите тему и цели нашего
урока?
¾
Какие учебные задачи, решение которых
актуально для подготовки к ЕГЭ, нам позволит обозначить данная тема?
3.
Ознакомление с ходом урока.
4.Актуализация
и диагностирование знания классификации изобразительно-выразительных средств.
¾
Изобразительные средства. Схема: языковые
средства, художественные тропы, стилистические фигуры.
Слайд.
¾
Тест: назови термин по его объяснению (тропы,
фигуры).
Слайд.
|
Образное определение:
слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие или явление.
|
|
Сопоставление явления или
понятия с другим явлением или понятием, имеющим общие признаки с первым.
|
|
Перенесение свойств,
признаков одного предмета на другой, схожий с ним отдельными чертами (цветом,
формой, характером движения и др.)
|
|
Вид метафоры,
перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.
|
|
Замена в художественной
речи названия предмета, понятия, явления другим названием, неразрывно с ним
связанным в представлении людей.
|
|
Перенесение значения
одного слова на другое на основе замены количественных отношений: называется
часть вместо целого или целое вместо части.
|
|
Изображение отвлечённого
понятия при помощи конкретного, предметного образа.
|
|
Образное выражение,
состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.
|
|
Художественное
приуменьшение размера, силы, значения изображаемого явления.
|
|
Соединение
противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, в результате
рождается новое понятие.
|
|
Резкое, контрастное
противопоставление предметов, явлений и их свойств.
|
|
Сопоставление двух
явлений путём параллельного их изображения.
|
|
Повторение одинаковых
слов, словосочетаний или синтаксических построений в начале стихотворных
строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении.
|
|
Повторение одинаковых
слов, словосочетаний или синтаксических построений в конце стихотворных
строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении.
|
|
Своеобразная расстановка
слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами грамматики
русского языка.
|
|
Повторение одних и тех же
слов в стихотворной строке, а также фраз в прозаическом тексте.
|
¾
Самопроверка. Слайд-контроль
эпитет
|
Образное определение:
слово, поясняющее, характеризующее предмет, понятие или явление.
|
сравнение
|
Сопоставление явления или
понятия с другим явлением или понятием, имеющим общие признаки с первым.
|
метафора
|
Перенесение свойств, признаков
одного предмета на другой, схожий с ним отдельными чертами (цветом, формой,
характером движения и др.)
|
олицетворение
|
Вид метафоры,
перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.
|
метонимия
|
Замена в художественной
речи названия предмета, понятия, явления другим названием, неразрывно с ним
связанным в представлении людей.
|
синекдоха
|
Перенесение значения
одного слова на другое на основе замены количественных отношений: называется
часть вместо целого или целое вместо части.
|
аллегория
|
Изображение отвлечённого
понятия при помощи конкретного, предметного образа.
|
гипербола
|
Образное выражение,
состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.
|
литота
|
Художественное
приуменьшение размера, силы, значения изображаемого явления.
|
оксюморон
|
Соединение
противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, в результате
рождается новое понятие.
|
антитеза
|
Резкое, контрастное
противопоставление предметов, явлений и их свойств.
|
параллелизм
|
Сопоставление двух
явлений путём параллельного их изображения.
|
анафора
|
Повторение одинаковых
слов, словосочетаний или синтаксических построений в начале стихотворных
строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении.
|
эпифора
|
Повторение одинаковых
слов, словосочетаний или синтаксических построений в конце стихотворных
строк, строф или отдельных фраз в прозаическом произведении.
|
инверсия
|
Своеобразная расстановка
слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами грамматики
русского языка.
|
повтор
|
Повторение одних и тех же
слов в стихотворной строке, а также фраз в прозаическом тексте.
|
II.
Работа с текстом. (Раздаточный материал.)
1.Слово
учителя.
Действие
повести «Олеся» происходит на лоне природы Полесья. Природа не просто фон повествования,
она участница событий. Обратимся к тексту, чтобы увидеть природу глазами
Куприна.
2.Чтение
первого предложения текста: «Ветер за стенами дома бесился, как
старый, озябший голый дьявол».
¾
Ключевые слова.
бесился, дьявол
¾
Лексическая работа: подобрать синонимы
слову дьявол.
бес, чёрт
¾
Сравнить со словарной статьёй:
Слайд.
«Дьявол – злой, неистовый, дух, бес,
чёрт, сатана; демон, облом, некошный, лукавый.» (В.И.Даль)
«Дьявол – в религиозной мифологии: злой
дух, противостоящий богу, сатана, употребляется как бранное слово.»
С.И.Ожегов.
¾
Прогнозирование текста по первому
предложению.
Бесился-бес-дьявол.
Силы природы, скорее всего, будут неистовствовать, а это не может не
пугать.
3.Чтение
всего текста.
Фрагмент из второй главы повести «Олеся»
А.Куприна.
Ветер за стенами дома бесился,
как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий
смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в
стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с
непрерывной, затаённой, глухой угрозой…
Ветер забирался в пустые комнаты
и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый,
полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался
с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло
глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие
гнилые половицы под чьими-то тяжёлыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем,
что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает
на дверную ручку и потом , внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено
потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно,
скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного
визга, то опуская его вниз, до звериного рычанья. Порою бог весть откуда
врывался этот страшный гость и в мою комнату, пробегал внезапным холодом у меня
по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей под зелёным бумажным,
обгоревшим сверху абажуром.
На меня нашло странное,
неопределённое беспокойство. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной
зимней ночью в ветхом доме, среди деревни, затерявшейся в лесах и сугробах, в
сотнях вёрст от городской жизни, от общества, от женского смеха, от человеческого
разговора… И начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться
этот ненастный вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет
реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим зелёным
абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперёд по моей комнате, так же
будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола, - странное, чуждое
мне существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него дома в семье
есть нечего, и к бушеванию ветра, и к моей неопределённой, разъедающей тоске.
3.1.
Беседа:
¾
Какие чувства вызвал у вас этот текст?
Чувство
страха, тревоги, беспокойства.
¾
Обоснуйте принадлежность текста к
художественному стилю, назвав его главный отличительный признак.
Обоснование
ответа: текст относится к художественному стилю, потому что реальная картина
представлена в образах. По Горшкову, «художественный образ - обобщённое
отражение действительности в конкретном индивидуальном явлении, обладающем эстетическим
значением»
¾
Как можно озаглавить этот текст?
«
Ненастный зимний вечер»
¾
Как можно проиллюстрировать данным текстом
вторую заповедь Куприна?
(
интерпретация текста)
Сначала
олицетворяются силы природы: « Ветер бесился…»(1абзац). Постепенно звуки ветра
почти материализуются, и герою чудится какой-то страшный гость, ворвавшийся в
его старый дом 2 абзац). Тревога героя- повествователя (он же Иван Тимофеевич),
глазами которого мы видим эту картину, смешивается с тоскливым беспокойством (3
абзац).
¾
Сколько
смысловых частей в тексте?
(Две)
¾
Сколько
микротем в тексте?
(
Три)
3.2.
Самостоятельная работа: составить план текста.
Слайд-контроль.
1.
« Метель расходилась».
2.
« Страшный гость» в доме.
3.
« На меня нашло странное, неопределённое беспокойство»
3.3.
Беседа.
¾
К какому типу речи можно отнести текст?
1
абзац – описание, 2 – описание, 3 – рассуждение.
¾
Есть ли при этом ощущение статичности,
которое, казалось бы, предполагается?
Картина
очень динамична.
¾
Так как же «живописует» Куприн? (обращение
к эпиграфу)
III.Работа
в группах: поиск характерных для предложенного текста выразительных средств
языка и речи.
Слайд
– задание.
1-ая
группа: языковые средства на лексическом уровне.
2-ая
группа: языковые средства на морфологическом уровне.
3-ья
группа: синтаксическая организация текста.
4-ая
группа: художественные тропы.
5-ая
группа: стилистические фигуры.
*Сформулировать
вопрос или задание классу в логике подготовки к ЕГЭ.
IY.Результаты
исследований.
Отчёты
групп с последующей проверкой (ученики-эксперты через карточки контроля).
Заполнение
таблицы (класс).
Изобразительно-выразительные
средства.
|
Изобразительные
средства языка.
|
Изобразительные средства речи.
|
лексические
|
морфологические
|
синтаксические
|
художественные тропы
|
стилистические фигуры
|
название
|
пример
|
название
|
пример
|
название
|
пример
|
название
|
пример
|
название
|
пример
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-ая
группа: языковые средства на лексическом уровне. Слайд-исследование.
План.
¾
ключевые слова
(ветер:
кто-то, что-то, страшный гость)
(
ветер бесился, бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь…; лес
роптал, гудел; метель расходилась)
¾
В каком значении употреблены слова,
рисующие жизнь природы?
(
в переносном значении, значит они образны, т.е. имеют стилистическую окраску)
¾
Какие из слов имеют эмоционально-оценочную
окраску?
(указать, если есть, стилевую помету)
Убогий (жалкий на вид) – разг.
Бесился, бешено (разг.)
Яростно (высок.)
Озябший (простор.)
Рычание (перен.) – простор.
Чуждое (существо) – книжн.
Будет тянуться (перен.) – разг.
(В белой) зале – устар.
Роптал – книжн.
Откуда ни возьмись (идиома) – разг.
Реветь; яростно (разъярившись), жалобно, тревожно,
скучно; врывался; скулит; визг.
¾
Какие из слов имеют экспрессивную окраску?
бесился, дьявол; печаль – тоска, тревога
– беспокойство; страшный гость; рычание
¾
Повторы в тексте и их роль.
Визг –
визга, смех (ветра) – смех (женский), странные (звуки) – странное (беспокойство)
– странное (существо – Ярмола), неопределённое (беспокойство) – неопределённая
(тоска), глухая(угроза) – глухая(ночь), вздохнуло(2), будет тянуться(2),
тревога – тревожно, яростно – разъярившийся, непрерывный - непрерывно –
прерывистый, жалобный – жалобно, (вздохнуло) печально – (разъедающая) тоска.
Выводы:
1.
Характерным признаком текста является образность, которая формируется в
результате употребления слов в переносном значении.
2.Эмоционально-оценочная
лексика призвана передать основное настроение текста через эмоции, выражаемые
автором.
3.
Лексические и стилистические повторы сливаются воедино и служат для создания
настроения, усиления смысла.
Особое
внимание – троекратному повтору слова « странный».
Задание
классу:
1.Поразмышляйте
над целью этого повтора (4-5 предложений).
2.Сравните:
Слайд
«
Странный и странний – сторонний, посторонний; побочный; нездешний, нетутошний,
чужой, иноземный, или из другого города, селенья; путник, прохожий. Странные на
монастырь собирают, греки, не то болгары.»
(
В.И. Даль.)
«Странный
– необычный, непонятный, вызывающий недоумение. Странный характер.» (С.И.Ожегов.)
2-ая
группа: языковые средства на морфологическом уровне. Слайд-исследование.
План.
¾
предмет описания:
(ветер-существительное; кто-то, что-то –
неопределённые местоимения; страшный гость - образное выражение)
¾
какие части речи активно сопровождают эти
грамматические предметы?
(
глаголы: бесился, бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь…)
¾
какие части речи в свою очередь являются
«приближёнными» глаголов?
деепричастия,
наречия
¾
бросал яростно
¾
вздохнуло глубоко, прерывисто, печально
¾
внезапно разъярившись, мчится, бешено
потрясая всеми ставнями и дверьми
¾
забравшись в трубу, скулит так жалобно,
скучно и непрерывно, то поднимая всё выше, всё тоньше свой голос до жалобного
визга, то опуская его вниз, до звериного рычания)
¾
какие части речи дополняют эмоциональную
картину динамизма?
отглагольные существительные: в рёве, стоны,
визг, рычание, бушевание
Выводы:
1.
Самостоятельные части речи: существительные - 65 , прилагательные - 39 ,
глагол -31 , деепричастие - 4 , наречие - 12.
Преобладает
описание – преобладает часть речи, называющая предмет, который описывается.
2.
Глаголы придают картине динамизм, употреблённые в переносном значении, они
одушевляют силы природы; деепричастия и наречия дополняют содержание действия и
играют эмоционально-оценочную роль.
3.
Дополняют впечатление безудержности и неистовства сил природы отглагольные
существительные.
Задание
классу:
1.Выполнить
словообразовательный разбор отглагольных существительных.
Слайд-контроль.
В
рёве – реветь – бессуффиксный
Стоны
– стонать - бессуффиксный
Визг
– визжать - бессуффиксный
Рычание
– рычать – суффиксальный
Бушевание
– бушевать - суффиксальный
3-ья
группа: синтаксическая организация текста. Слайд-исследование.
План.
¾
сколько предложений в тексте, из них
простых и сложных
¾
однородные члены предложения и их роль (идти
от ключевых слов)
Выводы:
1.Текст
состоит из 13 предложений (поабзацно: 5+5+3), из них всего три сложных, но одно
из них – составляет 1/4 текста, это – период – синтаксическая фигура,
заключающая логически оправданный смысловой повтор.
2.Куприн
активно использует однородные члены предложения (8 рядов однородных
определений, 7 – обстоятельств, 4 – сказуемых, 2 – подлежащих), что усиливает
экспрессию в создании живописной картины: возникает впечатление объёмности описания,
а также динамичности и напряженности речи.
Задание
классу:
По
словам А.П.Чехова, «периоды производят впечатление силы». Прокомментируйте эти
слова.
4-ая
группа: художественные тропы. Слайд-исследование.
План:
1.Определение
понятия «тропы». Классификация.
2.Простейшие
тропы (сравнение, эпитет).
3.Сложные
тропы (метафора, олицетворение, метафорический эпитет…..)
Олицетворения:
ветер бесился (бросал, скулит, врывался, пробегал, колебал, будет реветь);
лес роптал и гудел, метель расходилась, заходили половицы
Сравнение:
ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол
Эпитеты:
дикий смех, глухая угроза, тяжёлыми и бесшумными шагами, жалобный визг, странные
звуки, дом дырявый, неопределённая тоска, убогий абажур
Метафоры:
скулит жалобно, скучно; вздохнуло печально, бешено потрясая; ветер, яростно разъярившийся,
дом оживлялся; дом, весь расшатанный
Метафорические
эпитеты: воющие трубы, разъедающая тоска,
звериное рычание; деревня, затерявшаяся в лесах; затаённая угроза
Выводы:
1.Обращение
к заповедям: Куприну удалось сделать красочное сравнение точным (одно, но
какое! всё сказано, дальше - лишь подробности), а эпитеты и метафоры –
«незатасканными».
2.
«Неожиданным» можно назвать эпитет «убогий абажур».
Задание
классу:
1.Подберите
контекстные синонимы слову «убогий».
Слайд.
«
Убогий – 1.Крайне бедный, нищенский. Убогое настроение. Убогое (перен.)
2.Немощный, увечный, жалкий на вид (разг.) Убогая старуха.
(
Большой академический словарь.)
2.Составьте
словосочетания, в которых это слово будет иметь другое значение (Знаете ли вы,
как толкует его В.И.Даль?)
«
Убогий (дом) – скудельня, скудельница, куда встарь свозили тела погибших
странников, утопленников, убитых на пути и пр.» (В.И.Даль)
5-ая
группа: стилистические фигуры. Слайд-исследование.
План.
1.Определение
понятия. Классификация.
2.Анализ
расстановки слов в предложении (инверсия, синтаксический параллелизм…)
Инверсия:
слышались
стоны, визг и дикий смех
вздохнуло
что-то
заскрипели
и заходили половицы
врывался
страшный гость
нашло
беспокойство
сижу
я
будет
тянуться вечер
будет
реветь ветер
будет
гореть лампа
буду
ходить я
будет
сидеть Ярмола
дом,
весь расшатанный
Анафора:
Вот
точно вздохнуло…, Вот заходили и заскрипели
Градация:
Слышались
стоны, визг, дикий смех
Дом
расшатанный, дырявый, полуразвалившийся
Антитеза
Жалобный
визг – звериное рычание
Синтаксический
параллелизм:
«…так
же будет реветь за окнами ветер, так же тускло будет гореть лампа под убогим
зелёным абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперёд по моей комнате,
так же будет сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола…»
Вывод:
1.
Характерной для данного текста
стилистической фигурой является инверсия (количественное тому подтверждение).
Её предназначение - выдвинуть на первый план движение, действие, наполнить
природу жизнью, пусть и в воображении героя – повествователя.
Задание
классу:
Объясните,
в чём состоит главное различие стилистических фигур и тропов.
В
отличие от тропов, обогащающих высказанную мысль новым содержанием,
стилистические фигуры способствуют эмоциональному воздействию речи на читателя
(слушателя) благодаря специальному синтаксическому построению.
Общий
вывод:
¾
Кого из русских классиков напоминает А.Куприн
своей стилевой манерой, в том числе языковой и речевой?
Л.Н.Толстого,
которого Куприн называл своим учителем: та же любовь к повторам, к глаголам и
их сопровождению, к инверсии, тот же интерес к отношениям человека и природы.
Был ли он недоволен окружающим пейзажем, радовался ли ему, но никогда не был к
природе равнодушным. Об этом свидетельствуют и его неустанные поиски нужного,
«незатасканного» слова.
Y.
Сочинение – миниатюра: «Что бы вы
почувствовали, если бы находились на месте героя? »
Задание:
используйте изобразительно-выразительные средства, характерные для языковой и
речевой манеры А.Куприна.
Взаиморецензирование.
YI.
Слайд-рефлексия.
¾
Мне
понравилось на уроке…
¾
Я
ощущал себя на уроке…
¾
После
урока я задумаюсь…
YII.
Подведение итогов. Обобщающее оценивание.
Слайд
- домашнее задание.
1.Обязательное:
Языковой
анализ одного из предложенных отрывков повести « Олеся» (по аналогии) Цель: установление
закономерности, определяющей языковую манеру Куприна.
2.
Альтернативное:
Языковой
анализ одного из предложенных отрывков повести « Олеся» и задания для КАТ
(занятия элективного курса, подготовка к ЕГЭ)
3.Для
добровольного выполнения:
1.Сочинение-эссе:
ваши личные впечатления от текста, над которым работали дома.
2.*
Стилизация текста.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.