Инфоурок Другое Другие методич. материалыЗанятия на тему «Моя школа»: работа с макетом, схемами школы и пришкольной территории.

Занятия на тему «Моя школа»: работа с макетом, схемами школы и пришкольной территории.

Скачать материал

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Верхнепышминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат имени С.А. Мартиросяна»

 

 

 

 

 

Конспект индивидуального занятия

по коррекционному курсу

«Ориентировка в пространстве» для 4 класса

на тему «Моя школа»: работа с макетом, схемами школы

и пришкольной территории

 

 

 

Автор-составитель:

учитель ориентировки в пространстве

Замятина А.В.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                        

г. Верхняя Пышма

2014г.

 

Открытое индивидуальное занятие по коррекционному курсу «Ориентировка в пространстве»

для  учащейся 4 «А»  класса на тему «Моя школа».

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Место проведения: кабинет ориентировки в пространстве (№ 207)

Дата проведения: 23 октября 2014 г.

Автор-составитель:  учитель по ориентировке в пространстве – Замятина А.В.

Участник: учащаяся 4 «А» класса

Раздел программы: «Ориентировка в свободном (открытом) пространстве и формирование топографических представлений»

Тема занятия: «Моя школа»: работа с макетом, схемами школы и пришкольной территории.

Тип занятия: Урок сообщения новых знаний.

Формы работы: работа в режиме диалога, рассказ о создателях макета школы и пришкольной территории, о правилах обращения с рельефно-графическими пособиями (гигиенические требования и правила техники безопасности); мытье рук; осязательное обследование макета школы и пришкольной территории, его описание; соотнесение школьных корпусов на макете школы и пришкольной территории по конфигурации (форме, высоте (этажности), длине, ширине); обозначение взаимного расположения корпусов школы на макете соответствующими пространственными терминами; сопоставление объектов на макете и рельефной контурной схеме; составление схемы школы из элементов разборного силуэтного рельефно-графического пособия; определение местоположения своего класса на модели учебного корпуса макета школы, кабинета ориентировки в пространстве – на модели здания мастерских макета школы.

Оборудование: рельефно-графические пособия - макет школы и пришкольной территории, контурная схема школы и пришкольной территории, разборная силуэтная схема школы и пришкольной территории, ковролин, раковина, мыло для рук, полотенце для рук.

Актуальная цель занятия: создание организационных и содержательных условий для уточнения и обогащения представлений обучающейся о корпусах школы и их взаимном расположении в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

1.     Образовательные:

·        актуализировать знания учащейся о школьных зданиях в режиме диалога;

·        стимулировать соотнесение представлений обучающейся о школьных зданиях с их моделями на макете школы и пришкольной территории в процессе работы с ним, а также сопоставление объектов на макете и рельефной контурной схеме;

·        обучать ребенка составлению схемы школы из элементов разборного силуэтного рельефно-графического пособия.

 

 

2.     Развивающие:

·        развивать навык обозначения взаимного расположения корпусов школы соответствующими пространственными терминами во время описания учащейся изучаемого макета;

·        в процессе знакомства с макетом школы и пришкольной территории совершенствовать понимание обучающейся изменения пространственного положения объектов «относительно себя» при повороте собственного тела на 180°.

3.     Воспитательные:

·        способствовать воспитанию у обучающейся бережного отношения к труду других людей во время рассказа о создателях макета школы и пришкольной территории, а также в процессе работы с ним;

·        содействовать закреплению у школьницы установки на соблюдение правил обращения с рельефно-графическими пособиями.

4.     Коррекционная – совершенствовать культуру осязательного восприятия школьницы (прослеживающую функцию и координацию движений рук) при обследовании макета школы и пришкольной территории, рельефной контурной схемы школы и пришкольной территории, а также в процессе составления разборной силуэтной схемы школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Предмет, тема,

класс, УМК

Методы

Тип

и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностный

Метапредметные

Предметные

Регулятивный

Познавательные

Коммуникативный

Предмет

«Ориентировка в пространстве»

Тема «Моя школа»: работа с макетом, схемами школы и пришкольной территории.

Класс 4 (слепая учащаяся).

· Словесные.

· Наглядные.

· Практические.

Тип

Урок сообщения новых знаний

Вид

Урок – практикум.

 

· Бережно  относится к труду других людей.

· Имеет установку на соблюдение правил обращения с рельефно-графическими пособиями.

Осознает, принимает и решает учебную задачу «составление схемы школы из составных элементов разборного силуэтного пособия».

· Анализирует модели корпусов школы по конфигурации с целью их дифференциации.

· Умеет делать обобщение (корпус, который короче и шире – это здание  мастерских, корпус, который длиннее и уже – это спальный корпус).

· Осознает изменение пространственного положения объектов «относительно себя» при повороте собственного тела на 180°.

Обозначает  взаимное расположение корпусов школы соответствующими пространственными терминами во время описания  макета и контурной схемы школы.

· Соотносит  свои представления о школьных зданиях с их моделями на макете пришкольной территории в процессе работы с ним.

· Сопоставляет объекты макета школы с аналогичными объектами на рельефной контурной схеме школы.

· Составляет схему школы из составных элементов разборного силуэтного пособия.

· Демонстрирует культуру осязательного восприятия при обследовании макета, рельефной контурной схемы школы и пришкольной территории, а также в процессе составления разборной силуэтной схемы школы.

· Работа в режиме диалога.

· Слушание рассказа о создателях макета школы и правилах обращения с рельефными пособиями.

· Осязательное обследование макета школы и пришкольной территории, его описание.

· Соотнесение  макета  школы и пришкольной территории с собственными знаниями.

· Сопоставление объектов макета пришкольной территории с объектами рельефной контурной схемой пришкольной территории.

· Составление схемы школы из элементов разборного силуэтного пособия.

· Макет школы и  пришкольной территории.

· Рельефная  контурная схема школы и пришкольной территории.

· Разборная силуэтная схема школы и  пришкольной территории

· Ковролин.

· Раковина.

· Мыло для рук.

· Полотенце для рук.

 

Конструкт занятия

Этап занятия

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационно – мотивационный

Задача - организовать, подготовить учащуюся к работе на занятии.

Форма – индивидуальная.

Средство – вербальное (диалог).

Принцип психологической комфортности.

Приёмы контроля – визуальный, устный.

Результат – готовность к занятию, положительный настрой на работу.

Организует учащуюся на работу, создаёт мотивацию к учебной деятельности.

- Здравствуй! К нам с тобой на занятие сегодня пришли гости. Давай поздороваемся с ними.

- Ты любишь ходить в школу? А зачем ты туда ходишь?

- Сегодня мы с тобой целое занятие посвятим нашей любимой школе.

- Готова? Тогда давай начнем.

·     Настраивается на занятие.

·    Отвечает на вопросы учителя (диалог).

 

II. Создание проблемной ситуации

Задача – сформулировать основополагающий вопрос.

Форма – индивидуальная.

Средство – вербальное (диалог).

Принцип целостного представления о мире.

Приёмы контроля – устный. Результат – формулировка проблемы.

·     Создаёт проблемную ситуацию.

- Расскажи, в какой школе ты учишься? Как она называется? Можешь назвать адрес школы?

- Сколько корпусов / зданий занимает наша школа?

Назови их.

- Ты много раз за 3 года ходила по всем корпусам школы, вокруг школьных зданий, но представляешь ли ты себе, как эти здания расположены по отношению друг к другу?

- Попробуй предположить?

- Хочешь узнать, как на самом деле располагаются здания нашей школы?

·     Помогает сформулировать проблемный вопрос занятия.

- Значит, что сегодня на занятии будем узнавать?

Как корпуса школы  расположены по отношению друг к другу?

·     Отвечает на вопросы учителя (диалог).

·     Выдвигает свои предположения, гипотезы.

III. Актуализация знаний и планирование деятельности.

 

Задачи:

– составить план, помогающий решить проблему.

Форма – индивидуальная.

Средства – вербальные (диалог).

Принципы деятельности.

Приёмы контроля – устный.

Результат – составление плана решения проблемного вопроса.

 

Помогает актуализировать и спланировать деятельность на занятии.

Для того, чтобы решить этот вопрос, нам нужно вспомнить:

·     Какой формы, высоты (сколько этажей), каждое из зданий школы.

·     Сравнить корпуса школы по форме, высоте (этажности), длине и ширине.

·     Вспомнить, здания соединены между собой или расположены отдельно друг от друга.

·     Чем они соединены. Какие переходы и на уровне какого этажа они проходят.

·     Рассмотреть макет школы и пришкольной территории.

·     Составляет план решения проблемного вопроса с помощью учителя.

IV. Открытие новых знаний

Задачи:

– решить проблемный вопрос.

Форма – индивидуальная.

Средства – вербальные (диалог), наглядные (макет пришкольной территории).

Принципы деятельности и целостного представления о мире.

Приёмы контроля – устный, визуальный.

Результат – решение проблемного вопроса.

 

 

Организует работу уч-ся по решению поставленного вопроса.

- Какой формы, высоты (сколько этажей), каждое из зданий школы?

- Какие здания похожи по форме?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Здания соединены между собой или расположены отдельно друг от друга?

- Чем соединены?

- Какой они формы?

- Переходы между зданиями школы наземные или подземные?

- На уровне какого этажа они находится? / По какому этажу мы можем войти в переходы, соединяющие здания школы между собой?

- Ученица нашей школы Зайцева Валерия под руководством учителя технологии (труда) Лариной Людмилы Анатольевны сделала тактильный макет (модель) зданий школы. Валерия его создала для того, чтобы слепые учащиеся школы смогли, изучив модель, понять, как выглядят все корпуса школы и как они расположены относительно друг друга. Без такого наглядного пособия слепому человеку тяжело усваивать эту информацию, т.к. школьные здания очень большие и тщательно обследовать их руками или тростью снаружи невозможно.

- Ты сегодня познакомишься с этим макетом школы и сможешь понять, как выглядят здания нашей школы и как они располагаются относительно друг друга.

- Чтобы не только мы с тобой, но и после нас другие ребята школы могли познакомиться с макетом школы, узнать о зданиях школы что-то новое, нужно постараться не испортить пособие и оставить его чистым. Поэтому сначала подойди к раковине и помой руки. Если забыла, то раковина находится впереди у левой стены. Мыло лежит в мыльнице на раковине справа. Не забудь вытереть руки насухо. Полотенце ты найдешь на столе, слева от раковины. Когда помоешь руки, возвращайся на свое рабочее место.

- Постарайся работать с пособиями аккуратно. Для этого движения твоих пальчиков должны быть такими же легкими, точными, как движения крыльев бабочки.

- Посмотри, на этом макете изображены все школьные здания и другие объекты, которые есть на территории нашей школы (гаражи, корт, стадион). Найди все здания школы и переходы между ними.

- Почему ты так решила? Попробуй объяснить!

- Найти вход в учебный корпус школы.

- Определи, где находятся мастерские и спальный корпус относительно учебного, если ты стоишь лицом / спиной к входу в учебный корпус, мастерские и спальный корпус относительно друг друга.

- Понравилось рассматривать макет?

- Теперь тебе стало понятно расположение здания нашей школы относительно друг друга?

Дополнительные вопросы

- Что находится между спальным, учебным корпусами и зданием мастерских?

- Что - слева / справа, если стоять спиной к входу в школу?

- Покажи на модели учебного корпуса макета пришкольной территории то место, где находится твой класс, а теперь на модели здания мастерских – кабинет ориентировки в пространстве.

·     Отвечает на вопросы учителя (диалог).

·     Моет руки.

·     Обследует макет школы и  пришкольной территории.

·     Анализирует модели корпусов школы по нескольким признакам с целью их дифференциации.

·     Соотносит пространственное положение корпусов школы   «относительно себя» при повороте собственного тела на 180°, обозначает  его соответствующими пространственными терминами.

V. Применение новых знаний

Задача:

– применить новые знания.

Форма – индивидуальная.

Средства – вербальные (диалог), наглядные (макет пришкольной территории, контурная схема пришкольной территории, разборная силуэтная схема пришкольной территории, ковролин.

Принципы деятельности и целостного представления о мире.

Приёмы контроля – устный, визуальный.

Результат

– применение новых знаний.

Организует работу по применению новых знаний в различных видах деятельности.

- Давай проверим.

- Перед тобой лежит рельефная контурная схема школы и пришкольной территории. Изучи ее внимательно и найди на ней обозначение учебного корпуса, спального корпуса, здания мастерских, переходов. Если не получается, можешь смотреть на макет школы и пришкольной территории. Он находится у тебя на столе слева.

- Объясни, почему ты решила, что это обозначение на схеме – учебный корпус, это – спальный, а это – здание мастерских? Где они находятся относительно друг друга.

- Попробуй сама составить схему расположения корпусов нашей школы из этих силуэтных моделей школьных зданий и переходов. Если нужно, ты также можешь воспользоваться макетом, схемой школы и пришкольной территории. Они находятся на столе справа и слева от тебя.

·     Обследует контурную схему школы и пришкольной территории.

·     Сопоставляет объекты контурной схемы школы и пришкольной территории с полученными при помощи макета и собственного опыта представлениями.

·     Составляет схему расположения корпусов школы из силуэтных моделей школьных зданий и переходов.

VI. Итог занятия

Задачи:
 
– сформулировать выводы по проблеме занятия.

 – оценить результаты работы на занятии.

Форма – индивидуальная.

Средства – вербальные (диалог).

Принцип деятельности.

Приёмы контроля – устный.

Результаты:

–  обобщение и формулирование выводов по проблеме;

–  оценка результатов работы на занятии.

 

Организует подведение итогов занятия.

- Расскажи, чем мы с тобой сегодня занимались?

- Ты узнала что-то новое? Что?

- Чему научилась?

- Что тебе больше понравилось изучать модель, схему школы и пришкольной территории или самостоятельно составлять схему школы?

- Следующее занятие мы с тобой проведем на самой пришкольной территории и будем изучаем все здания школы, переходы не на макете или схеме, а в реальном пространстве, обходя здания школы и проходя под переходами. Теперь, тебе будет легче понимать, в какой части пришкольной территории находишься, какие корпуса школы располагается неподалеку от тебя и где именно он находится.

·     Отвечают на вопросы учителя (диалог).

·     Обобщает

·     Анализируют результаты своей работы на занятии.

 

VII. Рекомендации по выполнению  заданий в семье

(по желанию).

Задача – обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения творческого задания.

Форма – индивидуальная.

Средства – вербальные (монолог учителя).

Принциптворчества.

Результат –  осознание и принятие к сведению информации о творческом задании.

Проводит инструктаж по выполнению творческих заданий в семье.

- Предлагаю тебе вместе с родителями или с братьями, сестрами выполнить дома следующее творческие задание. Вылепи из пластилина модели школьных корпусов и переходов, а затем составь из них макет школы. У тебя дома будет свой маленький макет школы.

- Ты молодец! Мне было с тобой интересно работать. До встречи на следующем занятии.

До свидания.

·     Осознает и принимает к сведению информацию о творческом задании.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Занятия на тему «Моя школа»: работа с макетом, схемами школы и пришкольной территории."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Раздел программы: «Ориентировка в свободном (открытом) пространстве и формирование топографических представлений»

Тип занятия: Урок сообщения новых знаний.

Актуальная цель занятия: создание организационных и содержательных условий для уточнения и обогащения представлений обучающейся о корпусах школы и их взаимном расположении в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

1.    Образовательные:

·        актуализировать знания учащейся о школьных зданиях в режиме диалога;

·        стимулировать соотнесение представлений обучающейся о школьных зданиях с их моделями на макете школы и пришкольной территории в процессе работы с ним, а также сопоставление объектов на макете и рельефной контурной схеме;

·        обучать ребенка составлению схемы школы из элементов разборного силуэтного рельефно-графического пособия.

2.    Развивающие:

·        развивать навык обозначения взаимного расположения корпусов школы соответствующими пространственными терминами во время описанияучащейся изучаемого макета;

·        в процессе знакомства с макетом школы и пришкольной территории совершенствовать понимание обучающейся изменения пространственного положения объектов «относительно себя» при повороте собственного тела на 180°.

3.    Воспитательные:

·        способствовать воспитанию у обучающейся бережного отношения к труду других людей во время рассказа о создателях макета школы и пришкольной территории, а также в процессе работы с ним;

·        содействовать закреплению у школьницы установки на соблюдение правил обращения с рельефно-графическими пособиями.

4. Коррекционная - совершенствовать культуру осязательного восприятия школьницы (прослеживающую функцию и координацию движений рук) при обследовании макета школы и пришкольной территори, рельефной контурной схемы школы и пришкольной территории, а также в процессе составления разборной илуэтной схемы школы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 693
    • DOCX 124.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Замятина Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6314
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разделение имущества при банкротстве: правовые аспекты и мировое соглашение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе