Тема:
Автоматизация
[ш], [ж] во фразе, [л] в словах.
Цель:
автоматизация шипящих во фразе и звука [л] в словах.
Задачи:
1. Образовательные:
-
актуализация знаний о группе шипящих.
2. Коррекционные:
- развитие
артикуляционной моторики;
-
подготовка артикуляционного аппарата к постановке свистящих;
- развитие
фонематического восприятия;
-
расширение и обогащение словаря;
- развитие
связной речи;
- развитие
познавательных процессов.
3. Воспитательные:
- воспитание усидчивости, внимательности.
Оборудование: карточка
со схемой артикуляционных упражнений, сюжетная картинка «Миша – медвежонок», предметные
картинки (колобок, лыжи, флаг, хлопушка, яблоко, блокнот, галстук, глобус,
свёкла, лук, клубника, молоко, вилку, лодка), карточки «Узелок на память».
Ход
занятия
I. Орг.
момент.
Здравствуй, Алеша!
Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво говорить. А для начала
сделаем небольшую зарядку:
Открываем
мы глаза
Вдох и
долго тянем А – А – А
Утром
солнышко взошло
Снизу
вверх мы тянем О – О – О
Днем по
горкам ездим мы – Ы – Ы – Ы
Ночью
смотрим на звезду
Сверху
вниз слетает У – У – У
Молодец!
II.
Основная часть.
1.
Артикуляционная гимнастика
Посмотри Алеша,
нам прислали послание, в котором зашифрованы упражнения. Давай их выполним:
«Окошко»
(удержание 5 раз по 4 сек.)
«Трубочка»
(удержание 5 раз по 4 сек.)
«Заборчик»
(удержание 5 раз по 4 сек.)
«Часики»
(переключение 10 раз)
«Качели»
(переключение 10 раз)
«Вкусное варенье»
(под счет в медленном темпе)
«Маляр» (под счет
в медленном темпе)
«Грибок»
(удержание 5 раз по 4 сек.)
«Гармошка»
(переключение 10 раз)
«Лошадка» (10 раз)
«Чашечка»
(удержание 3 раза по 5 сек.)
- Молодец!
2.
«Повтори за мной»
Алеша, сейчас по
карточке мы с тобой «прочитаем» предложения (на карточке опорные картинки:
логопед говорит предложения, ребенок их отраженно повторяет)
Малыш
идет под душ.
У
дома тишь да глушь.
Этот
гуляш хорош.
Гуашь
убрали в гараж.
Наташа
видела камыш.
Мышь
идёт к детёнышам.
У
Катюши большой багаж.
Яша
первым пришёл к финишу.
На
лыжах нужно бежать легко.
Дети
ждут вожатого Женю Ежова.
Кожаную
одежду можно надевать и летом.
У
Надежды день рожденья летом.
Дежурный
должен быть каждый день.
Жанна
надела оранжевый джемпер.
- Молодец!
3. «Стихи
руками»
Обедать
Лёша,
Машенька и Женька,
Мойте
руки хорошенько, (имитация мытья рук)
Не
жалейте мыла! (пальцем погрозить)
Я
уж стол накрыла. (жест рукой)
Ножик,
вилку или ложку (загибание пальцев)
Не
держите в кулаке. (руки в кулаки)
Не
кормите тут же кошку: (показ ушей кошки)
Плошка
кошки — в уголке. (показ вниз)
4.
Пересказ по сюжетной картинке
Миша
— медвежонок
Наступила
зима, выпал белый снежок.
Радуется
зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.
Папа
купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку,
шарф и варежки.
Надел
всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.
Вопросы:
1)
Когда выпал снежок?
2)
Почему Миша радуется зиме?
3)
Что папа купил Мише?
4)
Что мама сшила Мише?
5)
Что связала бабушка?
6)
На кого похож Миша в одежде?
5. «Узнай
предмет по его частям»
Колёса,
кузов, дверцы, багажник (машина).
|
|
Стенки,
дверцы, полки, вешалки (шкаф).
|
|
Рукава,
пуговицы, воротник, манжеты ( рубашка).
|
Обложка,
страницы, текст (книжка).
|
Вешалка,
столовая, классы, спортзал (школа).
|
|
6. «Пара к
паре»
Алеша, сейчас тебе
нужно будет продолжить цепочку слов.
Пример: доктор —
больница, учитель — школа.
Руки — варежки,
голова — ...
Зима — снег, осень
— ...
Палец — кольцо,
ухо — ...
Салат — вилка, суп
— ...
Мышь — мышонок,
медведь — ...
Серёжа — друг,
Наташа — ...
Дождь — капли,
снег — ...
Полено— пила,
бумага —...
7.
«Колобок собирается в поход»
А сейчас, Алеша,
отгадай загадку:
Он от
дедушки ушел
И от
бабушки ушел.
Только, на
беду, в лесу
Встретил
хитрую Лису.
(Колобок)
Молодец!
Правильно, это колобок. Сегодня колобок решил не убегать от бабушки с дедушкой,
а просто сходить в поход. Поможем ему?
Посмотри, перед
нами картинки. Колобок хочет взять с собой в поход только те картинки, в
названии которых есть звук [Л]. Давай поможем ему выбрать: лыжи, флаг,
хлопушка, яблоко, блокнот, галстук, глобус, свёкла, лук, клубника, молоко,
вилку, лодка.
Молодец, Алеша,
все правильно выбрал! Помог колобку.
8. Игра «Поймай-ка!»
Алеша, колобок собирается в поход с
друзьями. Давай поможем ему собрать друзей. Я буду называть имена, а ты, когда
услышишь имя мальчика хлопай в ладоши и повторяй имя: Лариса, Володя, Мила,
Николай, Илона, Влад, Алла, Руслан, Светлана, Ярослав, Клава, Слава, Влада,
Павел, Злата, Кирилл, Клара, Данил, Михаил.
9. Игра
«Узелок на память»
Алеша, запомни
пары слов, переверни карточку и повтори пары слов по памяти:
Самовар – стол
Ключ – замок
Банка – погреб
Шуба – шкаф
Ботинки – полка
III. Итог
занятия
Рефлексия:
Что тебе
понравилось на занятии? Что не понравилось?
Какое задание было
сложно выполнять? Что было легко?
Алеша, ты сегодня
отлично занимался и поэтому получаешь наклейку!
Молодец!
Домашнее
задание:
Дома тебе нужно будет поиграть с мамой по
этим карточкам в игру «Узелок на память».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.