Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных».

Конспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных».

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

x_7294de27[1]Мусина Ания Хасиповна

 

            МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Актанышского района РТ,  учитель начальных классов 

 

 

Конспект –урока по русскому языку.

Тема: Актуализация  знаний о падежах имен существительных.

Цель:  Использование знаний  и умений в определении падежей     

           имен существительных.

Задачи: Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно
              употреблять имен существительных в нужном падеже;

             Развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности
             учащихся, речь и  внимание;

             Воспитывать познавательный интерес к  предмету.

Оборудование: Презентация, таблица падежей, плакат для разминки глаз, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

 Разминка

- Давайте настроим наши глазки на внимательную работу. Плакат

-А теперь погладим наши ушки, чтоб они внимательно слушали.

- Разомнем ручки, чтоб они красиво писали.

II. Постановка целей и задач урока

-Слушайте ребята, сказку –не вольшебную , а грамматическую:

 Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать Именительный.    

Родился – стал Родительный

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный

Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный

Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный

-О чем, а может о ком  сказка? (о падежах)

- А что такое падеж?

(Падеж – непостоянный признак имени существительного

Падеж – это изменение вопроса

Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении

Падеж – это изменение формы слова)

-Значит изменение  имен существительных по падежам – это изменение вопроса, окончания и формы слова.  ( Изменение происходить вне основы)

- А сколько падежей в русском языке? (6)

- Кстати. В немецком их - 4, в венгерском - 22, в английском  – 2, а в русском – 6.

 Падежей 6 и у каждого у них свое место. Для того чтобы вам легко запомнилось порядок падежей вам достаточно выучить детский стишок. ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ, С первой буквы каждого слова начинается названия падежей: Иван – именительный и т.д.

А сейчас слушаем самих падежей                                                                                          

                1.   Предлогов с детства не люблю,
               С собою рядом не терплю
               Мои вопросы кто? и что?

  Ни с чем не спутает никто.  (Именительный падеж)

-  Дайте характеристику Именительному падежу.

2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск       

Прошу друзья, скорее помогите!   

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)           

- Расскажите о Родительном падеже.

3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

 Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)  

- Дательный падеж - это...

4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

 А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)

- Что вы знаете о Винительном падеже?

5. Творите  чем? Творите  с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.  (Творительный падеж)

- Расскажите о Творительном падеже.

6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)                                           

   От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Будьте внимательны

После всего услышанного, увиденного, я надеюсь, что вы  никогда не будете путать названия и порядок падежей. А вот таблицу падежей вам надо будет выучить наизусть (Таблица падежей )

 А на этом уроке она будет вашей помощницей (или как я люблю говорить -  соломкой)

III. Выполнение упражнений

- Вы готовы выполнить заданий?

1. Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

    Лиса – хитрый зверь.

   У (кого?) пуш..стый хвост.

   (Кому?) т..пло зимой.

   Охотник высл..дил (кого?).

   Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

   О (ком?) народ сложил сказки.

- Самопроверка.

 2. Просклоняйте слова

1 – вариант -   зима, мороз

 2- вариант -  кормушка снег (ученики склоняют с комментарием)

- Взаимопроверка

- Молодцы справились.

3.  Вы готовы выполнять следующее задание  Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные буквы и определите падеж

- Как определить падеж имени существительного?

(От главного слова ставили вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)

 А еще на что можно обратить внимание? ( На предлоги).

 

 

Иду (п   иду (по чему?) по дорог...    

Гово      говорили (о чем?) о поездк...

Взять     взять (у кого?) у подруг...

Ехал      ехал (по чему?) по площад...

Лежал    лежал (где?) на скатерт...

Пошл     пошла (к кому?) к Наташ...

По         по краю (чего?) дорог...

Далек    далеко (от чего?) от дорог...

Варен     варенье (из чего?) из вишн....

 

Сидел     сидел (на чем?) на ветк...  

Приех     приехал (на чем?)  на поезд …

Дали          дали  кому?) птичк...

Жили       жили  (где?) в деревн...

Были        были   где?) в музе,..

Выш        вышел (из чего?) из калитк...

Сидел      сидел ( на чем?) на берез...

Сдела    сделан  (из чего?) из шерст...

Дать (      дать (кому?) Сереж....

- Самопроверка

IV. Физкультминутка для глаз

V. Работа по теме урока

Где можно проследить за изменением существительных?  (Изменение существительных хорошо видно в тексте).

Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”. ( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне? (Слон.) Чтение басни наизусть. Определите падеж существительного «слон»  А я предлагаю вам алгоритм определения падежа

Алгоритм определения падежа

1.Найти слово, к которому относится имя существительное

                2.По вопросу и предлогу определить падеж

 

 кого? Р.п.                    кто? И.п.               за кем ?  Т.п.             кого? Р.п.

 

    водили     слона,      слоны в диковинку,    ходили  за  слоном,   увидевши слона,

   с кем? Т.п.     

возится  с слоном       (запись на доске)

 

VII. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Сладко-сладко потянулись

И прогнулись, и пригнулись.

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись.

Ваши губки улыбнулись.

Пальчики к письму готовы.

Мы работать будем снова.

4.   Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж имени существительного и выделите окончание

На белой   скатерт.. снега видны следы зайц.. . От елк… к елк… прыгает шустрая белка. На берез.. лежат пушистые шапки снег… . Ветки пригнулись к земле  от такой тяжести.
V. Итог

Итак, чему был посвящен наш урок?

 -Сколько в русском языке падежей?

- Перечисляйте?

- В каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

- В   каком  падеже  существительные  никогда  не  употребляются  без
предлогов?

- А   что   можно   сказать   о   родительном,   дательном,   винительном,
творительном и предложном падежах?

- Я думаю, вы еще раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.

Я предлагаю вам слова, которые нам дарит зима

Кормушка, снег, мороз, снег, птицы

 Что объединяет этих слов? ( Все слова являются именами существительными, Все они на тему Зимы)

-Они еще и словарные. Значит, правописание этих слов вам надо будет запомнить.

Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

А в чем видите разницу? (Неодушевленность, неодушевленность. Число)

VI Домашнее задание. Дома вас   ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эти имена существительные

Мне было хорошо с вами. Спасибо за труд и за ваши знания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ презентация.ppt

Скачать материал "Конспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных»."

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • О падежах 
имен существительных....

    1 слайд









    О падежах
    имен существительных.

    готовила: Мусина А.Х.,
    учитель начальных классов
    МБОУ «Актанышская
    средняя общеобразовательная
    школа №2»
    Актанышского района РТ

  • Запомнишь детский стишок –запомнишь падежей   ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ.

    2 слайд

    Запомнишь детский стишок –запомнишь падежей
    ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ.

  • Именительный падежКТО?
ЧТО?

    3 слайд

    Именительный падеж
    КТО?
    ЧТО?

  • Родительный падеж
С , ДО, У, ИЗ, ДОКОГО?
ЧЕГО?

    4 слайд

    Родительный падеж
    С , ДО, У, ИЗ, ДО
    КОГО?
    ЧЕГО?

  • КОМУ?
ЧЕМУ?Дательный падеж
К, ПО

    5 слайд

    КОМУ?
    ЧЕМУ?
    Дательный падеж
    К, ПО

  • Винительный падеж
ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРОКОГО? ЧТО?

    6 слайд

    Винительный падеж
    ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРО
    КОГО? ЧТО?

  • КЕМ?
ЧЕМ?Творительный падеж
ПЕРЕД, ПОД, НАД

    7 слайд

    КЕМ?
    ЧЕМ?
    Творительный падеж
    ПЕРЕД, ПОД, НАД

  • О КОМ?
О ЧЕМ?Предложный падеж
В,О, ПРИ

    8 слайд

    О КОМ?
    О ЧЕМ?
    Предложный падеж
    В,О, ПРИ

  • СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    9 слайд

    СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  • Лиса – хитрый зверь.
	У (кого?) пуш..стый хвост.
	(Кому?) т..пло зимой.
	Охо...

    10 слайд

    Лиса – хитрый зверь.
    У (кого?) пуш..стый хвост.
    (Кому?) т..пло зимой.
    Охотник высл..дил (кого?).
    Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
    О (ком?) народ сложил сказки.
    Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

  • Лиса – хитрый зверь.
	У лисы пушистый хвост.
	Лисе тепло зимой.
	Охотник выс...

    11 слайд

    Лиса – хитрый зверь.
    У лисы пушистый хвост.
    Лисе тепло зимой.
    Охотник выследил лису.
    Заяц не любит встречаться с лисой.
    О лисе народ сложил сказки.
    Проверь свою работу!

  • 1 – вариант. 
зима, мороз 2- вариант.  
кормушка, снег
Просклоняйте слова

    12 слайд

    1 – вариант.
    зима, мороз
    2- вариант.
    кормушка, снег

    Просклоняйте слова

  • Взаимопроверка

    13 слайд

    Взаимопроверка

  • Вставьте пропущенные буквы и определите падеж

    14 слайд

    Вставьте пропущенные буквы и определите падеж

  • Самопроверка


Карточка 1.

Сидел (на чем?) на ветке           
Приехал (на ч...

    15 слайд

    Самопроверка



    Карточка 1.

    Сидел (на чем?) на ветке
    Приехал (на чем?) на поезде
    Дали (кому?) брату
    Жили ( где?) в деревне
    Были (где?) в музее
    Вышел(из чего?) из калитки
    Дружить (с кем?) с Розой
    Сделан ( из чего?) из шерсти
    Дать (кому?) Сереже


    Карточка 2

    Иду (по чему?) по дороге
    Говорили (о чем?) о поездке
    Взять (у кого?) у друга
    Писать ( чем?) ручкой
    Лежал (где?) на скатерти
    Пошла (к кому?) к Наташе
    По краю (чего?) дороги
    Далеко (от чего?) от дома
    Варенье (из чего?) из вишни

  • 16 слайд

  • На белой скатерт... снегов видны следы зайц... . От елк... 
   к е...

    17 слайд


    На белой скатерт... снегов видны следы зайц... . От елк...
    к елк... прыгает шустрая белка. На берез... лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл... от такой тяжести.

    Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж

  • ПРОВЕРКА      На белой скатерти снегов видны следы зайца . От елки 
  к елке...

    18 слайд

    ПРОВЕРКА
    На белой скатерти снегов видны следы зайца . От елки
    к елке прыгает шустрая белка. На березе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.

  • Зимаптицыморозкормушкаснег

    19 слайд

    Зима
    птицы
    мороз
    кормушка
    снег

  • Дома вас   ждет интересная творческая работа. 
Вы напишите рассказ, используя...

    20 слайд

    Дома вас ждет интересная творческая работа.
    Вы напишите рассказ, используя эти имена существительные.
    Домашнее задание.

  • Спасибо за урок!

    21 слайд

    Спасибо за урок!

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Вашему вниманию  представляю урок по теме «Актуализация  знаний о падежах имен существительных». Урок представляет собой занятие по применению знаний, умений и навыков, полученных в ходе 3 уроков  в 4 классе и на уроках  во 2- 3 классах  изучения темы  "Изменение имен существительных по падежам "  Структура урока соответствует схеме построения урока обобщения знаний, умений и навыков (организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель урока; выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий; проверка выполнения работ; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом). Этапы урока  логично связаны между собой и вытекают один из другого.. Компьютерное сопровождение урока, которое позволяет улучшить наглядность учебного материала и повысить познавательный интерес к теме урока,  охватывает все этапы урока. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 104 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1213
    • RAR 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мусина Ания Хасиповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мусина Ания Хасиповна
    Мусина Ания Хасиповна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6277
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе