Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект и презентация по русскому языку на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (2 класс)

Конспект и презентация по русскому языку на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (2 класс)

Скачать материал

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

(урок 1)

 

Цели:

Познавательные:

  • познакомить с понятиями корень и однокоренные слова;
  • формирование умения находить корень в слове (путем подбора однокоренных слов);
  • формирование умения сравнивать слова (по их лексическому и морфемному составу);

Развивающие:

  • развивать речь;
  • пополнить словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Создание условий для воспитания культуры общения, умения работать самостоятельно, в парах, в группах.

Задачи:

  • формирование умения образовывать однокоренные слова;
  • воспитание чувства ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • тетради;
  • учебник.

 

Ход урока

 

Организационный момент:

-        Здравствуйте, ребята! Давайте создадим хорошее настроение. Как? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и у нас все получится. Садитесь. Надеюсь, что к концу урока у всех будет хорошее настроение!

-        Вспомните, какие слова мы называем АНТОНИМЫ? (ответы детей).

-        Сейчас я прочту загадку, а вы найдите в ней слова-антонимы

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.   (ВЕТЕР)

(Н. Найденова)

-        Какие слова-антонимы нам встретились в этой загадке? (ответы детей).

-        Кто догадался, о чем идет речь? (ответы детей).

-        Правильно, это ВЕТЕР.

-        Составьте с этим словом предложение. Подчеркните основу.

-        Что является основой предложения? (ответы детей).

Выборочно выслушать предложения, составленные учащимися.

-        А кто ответит, что такое СИНОНИМ? (ответы).

-        Подберите к слову ВЕТЕР синонимы (выслушать ответы).

-        А как сказать, чтобы он (ветер) был легким? (ветерок).

-        Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (они родственные).

-        Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (у синонимов нет общей части)

На доске записаны слова:

1.ЧАСОВЩИК, ЧАСЫ, ЧАСАТО, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

2.ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ, ГОРИСТЫЙ.

-        Какое слово лишнее? Почему? (ответы детей).

-        Что такое родственные слова? (ответы детей).

-        Выпишите родственные слова.

-        Какая часть у них общая? (ответы детей).

-        Кто знает, как она называется? (ответы).

-        Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (ответы). (корень).

-        Может кто-то из вас может сформулировать, что такое КОРЕНЬ? (выслушать ответы).

Физминутка

(выполнение действий по тексту)

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали

Раз — два — три.

Ручками похлопали

Раз — два — три.

Покрутились, повертелись

Раз — два — три.

И за парты все уселись

Раз — два — три.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Раз — два — три — четыре — пять.

Открываем, поморгаем

Раз — два — три.

И работать продолжаем.

 

-        Откройте учебник на странице 61. Прочтите тему урока.

-        Упражнение 84. Почему так написаны слова? ( дом-, слон- - это одинаковая часть в словах)

-        Докажите, что в первой группе слова родственные.

-        А теперь во второй группе.

-        Прочитайте самостоятельно правило. Скажите, что такое КОРЕНЬ? (ответы детей)

-        Запомните: КОРНИ пишутся ОДИНАКОВО!!!

-        А почему КОРЕНЬ — главная часть родственных слов? (общий смысл).

-        Сейчас послушайте сказку про корень:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселился волшебный корень. А почему волшебный? Потому, что он был корень - слова. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова - веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так они все были дети одного корня - папы, то ещё их назвали родственными. А общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

-        Упражнение 85 на странице 61 самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.

-        Упражнение 87 на странице 62 — работа в парах. Взаимопроверка.

Рефлексия

Работа на интерактивной доске. Учащиеся по очереди выходят и выполняют задание.

Домашнее задание:

Упражнение 88 страница 62. Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.

Итог урока:

- Сегодня на уроке мы с вами выполняли упражнения, чтобы понаблюдать и объяснить, почему родственные слова называются однокоренными.

- Кому было трудно? (поднять руку)

- Кому было интересно?

- Кто научился находить корень и ни разу не ошибся?

Всем спасибо за работу!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект и презентация по русскому языку на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

(урок 1)

Цели:

Познавательные:

  • познакомить с понятиями корень и однокоренные слова;
  • формирование умения находить корень в слове (путем подбора однокоренных слов);
  • формирование умения сравнивать слова (по их лексическому и морфемному составу);

Развивающие:

  • развивать речь;
  • пополнить словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Создание условий для воспитания культуры общения, умения работать самостоятельно, в парах, в группах.

Задачи:

  • формирование умения образовывать однокоренные слова;
  • воспитание чувства ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • тетради;
  • учебник.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1813
    • DOCX 52.5 кбайт
    • 354 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тю Жанна Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тю Жанна Эдуардовна
    Тю Жанна Эдуардовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3640
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов