Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Гончарова Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
р.п.Первомайский, г.Щёкино, Тульской области
Обобщающий урок по разделу:
"Я и мои друзья"
Обобщающий урок
по учебнику «Родная речь» авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова,
"Школа России"
2 класс.
Тема: «Я и мои друзья»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока:
Предметные :
формировать умения работать с текстом;
создавать условия для формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов;
формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
формировать умение создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;
формировать умение определять тему и главную мысль текста;
создавать условия для формирования умения вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
Метапредметные:
создавать условия для аргументированного мнения;
умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения
находить сходство и различия используемых художественных средств;
способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Личностные:
формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
работать над осознанием ответственности за общее дело.
прививать любовь к чтению;
воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу;
Слайд №1
Слайд №2
(звучит песня «Мальчишки – девчонки»)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою
Дружит с бабочкой цветок
Дружим мы с тобою
Слайд №3
(Аристотель)
На доске
Слайд №4
Слайд №5
Слайд№6
Портрет на доске и выставка книг В. Осеевой
Слайд №8
Слайд№9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд№12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №14
Слайд № 15
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Слайд №19
Слайд №20
Слайд №21
Слайд №22
Слайд №21
Слайд №23
Слайд №24
Слайд №25
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Слайд №
Организация класса.
(создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе)
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки
Все участники группы стоят за партами. Один из членов группы протягивает руку другому, пожимает её и говорит: «Спасибо, что ты рядом!», каждый следующий делает то же самое.
Д О С К А
"Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага".
Аристотель
(древнегреческий философ и ученый)
Закончи предложение.
- «Настоящий друг – это тот …»
- «Друзья всегда …»
-«Я могу дружить с такими людьми, которые …»
- «Со мной можно дружить потому, что …»
"Что значит быть настоящим другом?"
- Как вы думаете, о чему мы будем учиться сегодня на уроке ?
Узнаем: кто такой настоящий друг
Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями
Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Вот несколько из них. (читаем слайд №4)
«Крепкую дружбу и водой не разольешь.»
«Птица сильна крыльями, а человек дружбой.»
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.»
«Один за всех, все за одного.»
«Нет друга – ищи, а нашел – береги.»
- А какие пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека, знаете вы?
С другом веселее при удаче, легче в беде..
Друзья познаются в беде.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы с вами ещё раз поговорим о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Мы изучили много произведений, сегодня мы вспомним некоторые из них
Итак, начнем нашу работу с такого задания. На листочках у вас записаны пословицы и названия произведений, изученных на уроках. К каким из перечисленных рассказов можно отнести следующие пословицы.
(Индивидуальное задание: ученики работают с толковым словарем и интернетом Найди значение слова «СКУПОЙ», «ВЕЖЛИВОСТЬ»)
- Прочитайте лексическое значение слов
ВЕЖЛИВОСТЬ
СКУПОЙ
Проверим как вы соотнесли пословицы и рассказы
«Доброе слово путь к сердцу человека» «Совет хорош, а дело лучше»
«Не мил и свет, когда друга нет»
«Скупой глядит, как бы другому не дать»
«Синие листья»
«Анна, не грусти!»
«Волшебное слово»
«Три товарища»
- Прочитайте лексическое значение слова
СКУПОЙ
Проверим как вы соотнесли пословицы и рассказы
- Кто автор данных рассказов? (Валентина Александровна Осеева, Н. Булгаков)
- Кто из героев, прочитанных нами произведений, оказался настоящим другом? Почему вы так считаете?
Не стой в стороне равнодушно,
когда у кого-то беда.
Равняться на выручку нужно
в любую минуту, всегда.
Давайте послушаем, как толкует слово «вежливость» Толковый словарь
- Как вы понимаете пословицу «Вежливости открываются все двери»
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века «Вежа» означало «Знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
А сейчас давайте проведем Поэтическую игру «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь…(Добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания)
- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова. А как бы мы назвали их по другому? (волшебные)
- А какое Волшебное слово узнал Павлик из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»?
- В чем заключается секрет этого волшебного слова?
- Как его надо произносить ? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.
- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?
(Конечно, же помогает. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.)
- От чего зависит сила волшебных слов?
( Сила «волшебных слов» зависит о того, как ты их скажешь: вежливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону)
Слова: «До свиданья!»
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
- К каким произведениям относятся эти высказывания?
«Дружить до первого дождя»
(дружба заканчивается, когда нужно помочь товарищу)
«Надо так давать, чтобы можно было взять»
-Объясните значение данных выражений.
Я вам предлагаю в группах разыграть ситуацию из рассказа «Синие листья». Попробуйте предложить свою помощь так, чтобы можно было её принять. (книга, ручка, цветная бумага)
- А теперь послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.
Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит, делить с
другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.
Дружба - это прежде всего вера в человека, требовательность к нему.
Дружба учит чело
века отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
Дружба испытывается в беде и опасности.
У вас распечатаны на листочках некоторые правила дружбы, но в них пропущены некоторые слова, постарайтесь дополнить их подходящими по смыслу словами. (работа в группах)
ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.
1.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Чтобы у тебя всегда было много друзей
Никогда не _____________ своим товарищам. Не _________________ обидными словами.
Не __________________ им прозвищ.
2.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Чтобы у тебя всегда было много друзей
Помогай _______________. Если умеешь что-то делать_________________ своего друга. Если товарищ попал в бед ___________________________, чем можешь.
3.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дружить можно и нужно и с _________________, и с большими ребятами, и с _______________
и с девочками.
4.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если ты обиделся на своего друга, постарайся __________________ ему свою обиду. Не злись!
5.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу __________________. Не жадничай!
6.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Останови товарища, если он делает что- то ______________________. Если друг в чем-то не прав ___________________ ему об этом.
Прочитайте еще несколько полезных советов
Правило 5 "НЕ"
- не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно,
- не спорь по пустякам;
-не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
-не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам;
-если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
- Как вы думаете нужны ли вам эти правила? Зачем они вам нужны?
-Кому еще можно порекомендовать эти правила?
(Эти правила, мы хотим передать ребятам других классов, чтобы они тоже учились быть хорошими друзьями. )
Физ. минутка
- Итак, давайте продолжим нашу работу. У вас на партах лежат конверты. В этих конвертах разрезанные картинки. Вам нужно собрать картинку и узнать к какому рассказу относится данный рисунок.
«Добрая хозяюшка»
«Плохо»
«Кто хозяин?»
- Почему собачка убежала от девочки?
- Почему так назвали рассказ? Что же плохого сделали дети?
- А в каком еще рассказе мальчик поступает плохо по отношению к своему четвероногому другу? Правильно ли он поступил?
- Почему мальчик признался в своем поступке? Выбери ответ, который ты считаешь правильным:
Подтверди ответ отрывком из текста.
- Кто из мальчиков оказался настоящим хозяином потерянной собаки?
- Чему же учат вас эти произведения?
- Есть ли у вас друзья-животные? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками и девочками? Что самое хорошее в дружбе с животными?
Какое правило вы бы вывели по данным рассказам?
(преданность, верность животных, забота о них согревает сердце.)
Звучит песня: Спроси у жизни строгой:
какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Дети читают стихотворение
Что такое Дружба? –
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое Дружба? –
– Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
-Что же значит быть настоящим другом?
- Друзьями могут быть не только сверстники, но и животные, а также герои любимых книг. (Обзор книжной выставки: «Малыш и Карлсон», «Приключения Незнайки и его друзей», «Волшебник Изумрудного города», «Бременские музыканты», «Золотой ключик или приключение Буратино»). Подружитесь с героями этих книг и вы приобретете новых преданных друзей.
Книга – друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
Я наблюдала за ребятами нашего класса и увидели, что в нашем классе есть дети, которые дружат между собой. Вы учитесь быть хорошими друзьями, но, к сожалению это у вас не всегда пока ещё получается. Я думаю этот урок поможет вам стать настоящими друзьями.
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
Радуются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Итог урока. Рефлексия.
-Что же значит быть настоящим другом?
Чему вы учились на уроке?
Сегодня на уроке вы учились быть хорошими друзьями, так как только настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Сейчас я предлагаю вам подвести итог нашей работе.
Каждая группа постарается оценить всю проделанную работу, а также результат этой работы. Все ли у вас получилось, понравилось вам ваше выступление или что-то получилось не очень хорошо?
- А теперь оцените работу других групп. Выступление какой группы вам понравилось больше всего?
- Ну а сейчас каждый оценит конкретно только свою работу.
Урок закончим также как и начинали. Пожмите друг другу руку и скажите: «Спасибо что ты рядом».
«Доброе слово путь к сердцу человека»
«Совет хорош, а дело лучше»
«Не мил и свет, когда друга нет»
«Скупой глядит, как бы другому не дать»
«Синие листья»
«Анна, не грусти!»
«Волшебное слово»
«Три товарища»
Соотнеси пословицу и рассказ
Найди значение слова «СКУПОЙ» по Интернету.
Найди значение слова «ВЕЖЛИВОСТЬ» по толковому словарю.
ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.
1.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Чтобы у тебя всегда было много друзей
Никогда не _____________ своим товарищам. Не _________________ обидными словами.
Не __________________ им прозвищ.
2.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Чтобы у тебя всегда было много друзей
Помогай _______________. Если умеешь что-то делать_________________ своего друга. Если товарищ попал в бед ___________________________, чем можешь.
3.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Дружить можно и нужно и с _________________, и с большими ребятами, и с _______________
и с девочками.
4.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если ты обиделся на своего друга, постарайся __________________ ему свою обиду. Не злись!
5.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу __________________. Не жадничай!
6.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Останови товарища, если он делает что- то ______________________. Если друг в чем-то не прав ___________________ ему об этом.
Список использованной литературы
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 часть. 2 класс. Москва «Просвещение», 2012.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Москва «Просвещение», 2012.
Л.Ф. Климанова. Уроки Литературного чтения. Поурочные разработки.2 класс. Москва «Просвещение», 2021.
Большой энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия. 1991.
Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.П. Фразеологический словарь русского языка. Санкт-Петербург: Вариант. 1994.
Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Детские писатели. Справочник. М: С-Инфо. Баллас. 1997.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь М: Русский язык 1990.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М: 2008.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 1,2 часть. 1 класс. Москва «Просвещение», 2011.
Л.Ф. Климанова. Уроки Литературного чтения. Поурочные разработки.1 класс. Москва «Просвещение», 2011.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы, "Вако", Москва 2003.
Мозаика Детского Отдыха Внеклассные мероприятия 1 класс. "Вако", Москва 2005.
Сухих И.Г. Занимательные материалы для начальной школы. М.: ВАКО 2004
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М: 1997.
Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова. Москва. Новая школа.1994
http://n-shkola.ru/subscription.html
http://www.nachalka.com/
http://1september.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.