Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: К.Г.
Паустовский «Какие бывают дожди.»
Тип урока: изучение
нового материала.
Цель. 1. Формировать
систему читательских умение, уделив особое внимание умению воспринимать
изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функциями в
научно-познавательном рассказе, умение увидеть авторскую позицию во всех
элементах произведения.
2. Работать
над развитием творческого и критического мышления, внимания, речевых и
читательских умений.
3.
Воспитывать инициативность, активность, коммуникативность, желание быть
здоровыми,
Оборудование:
интерактивная доска, карточки ЗХУ, карточки-опоры «Синквейн», «Толстые и тонкие
вопросы», музыкальная композиция «Дождь».
Ход урока.
1Стадия вызова. 1. Чтение и отгадывание загадки. (слайд 1)
Меня частенько
просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут.
-О чём эта загадка?
(слайд 2)
-Приведите аргументы.
2.
Составление таблицы ЗХУ.
-Что знаете о дожде?
Заполните 1 графу таблицы (индивидуально на карточках-таблицах)
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
|
Какие приметы
связаны с дождём?
Как люди относятся
к дождю?
Какие бывают дожди?
|
|
-Что
хотели бы узнать о дожде? Заполните
2 графу таблицы.
(Об-ся обмениваются
информацией. Учитель обобщает сведения, заполняя графы таблицы. Слайд 3, 4)
-Откуда вы узнали о
дожде?
3. Сообщение темы урока. Постановка цели.
-Пополнить свои
знания о дожде вы сможете, прочитав произведение К.Г.Паустовского «Какие бывают
дожди» (слайд 5).
-Произведения каких
жанров писал К.Г Паустовский? (слайд6)
-К какому жанру мы
отнесём это произведение? Выскажите свои предположения..
2. Стадия
осмысления. 1.Чтение текста с остановками.
1 остановка.(С дождями связано много примет.)
-Выскажите свои
предположения, о каких приметах будет писать автор?
- Какие приметы
связаны с дождём?
Голосят-громко поют. (словарная работа)
-Какое значение этому
слову дано в словаре? (Работа с толковым словарём)
2 остановка. (Но вот начинают крапать первые капли дождя)
-Крапать. Как
вы понимаете значение этого слова?
-
Какое значение этому слову даётся в толковом словаре?
-Как
автор описывает начало дождя? Прочтите.
-Почему любой дождик в народе называют ласково -«дождик»?
3 остановка.(Чем отличается спорый дождик от грибного?)
-Спорый. Как вы понимаете значение этого слова?
-
Какое значение этому слову даётся в толковом словаре?
-Выскажите свои предположения, Чем отличается спорый дождик от грибного?
-Какие
признаки спорого и грибного дождя описывает автор? Прочтите.
4 остановка. (О слепом дожде, идущем при солнце, в народе
говорят:»Царевна плачет»)
- Выскажите свои
предположения, почему о слепом дожде говорят:»Царевна плачет»
-Прочтите, какие
признаки слепого дождя описывает К,Г,Паустовский.
-Мерный
стук
-жидкий звон
-тесовая
крыша
-Как вы понимаете значение этих словосочетаний
?
- Какое значение
даётся в толковом словаре словам : мерный, тесовая? (словарная работа)
-Назовите признаки
слепого дождя.
-Подтвердилось ли
ваше предположение о том, что произведение «Какие бывают дожди»-
научно-познавательный рассказ? Приведите аргументы.
-О каком дожде идёт
речь в 1, 2, 3 музыкальной зарисовке? (слайд 7) Приведите аргументы.
-Как защитить себя от
болезни в ненастную погоду?
-Выполнение каких
правил поможет сохранить свой организм крепким и здоровым на долгие годы?
Физминутка.(музыкальная)
Дети поют песню с
движениями, (Мотив песни «По секрету всему свету»)
Как проснулся, так вставай-
Лени волю не давай.
П-в. Чтобы это не забыть,
Надо снова повторить.
Подружитесь с чистотой,
Руки мойте перед едой.
П-в
Зубы щёткой лучше три
И снаружи и внутри.
П-в.
Волосок за волоском
Расчеши ты гребешком.
П-в
Утром делай по порядку
Физкультурную зарядку.
П-в.
Свежий воздух не вредит,
Человека он бодрит.
П-в.
Солнце, воздух и вода-
Наши лучшие друзья!
П-в.
2.Работа над выразительными средствами рассказа.
-Как автор относится
к дождю? Приведите аргументы.
-Какими
выразительными средствами воспользовался автор в своём произведении, чтобы
создать образ дождя?
(олицетворение,
эпитеты, сравнения).
- Подтверждите
словами из рассказа.
3.Работа с таблицей ЗХУ. Заполнение 3 графы.
-Какую информацию вы
записали в графы «Узнал»? (слайд 8)
3.Стадия
рефлексии. Работа в группах.
*Составление
синквейнов о слепом, грибном дождях. (1, 2, 3группы)
*Составление «тонких
и толстых» вопросов. (4, 5, 6 группы)
4.Самооценка. Об-ся, пользуясь критериями, оценивают свою
деятельность на уроке, анализируют свои успехи и неудачи, ставят задачи на
будущее.
5.Домашнее
задание. По выбору.
* Выучить наузусть
абзац о грибном дожде.
*Придумать рассказ
«Мой любимый дождик»
*Выполнить работу в
тетради с.50-51.
Самоонализ
читаю выразительно,
соблюдаю паузы при
чтении,
ставлю логическое
ударение,
выбираю правильную
интонацию при чтении
понимаю и могу
объяснить значение слов, образных выражений
легко подбираю
синонимы
не испытываю
трудности при работе с произведением
работаю активно
не боюсь высказывать
свою точку зрения, аргументирую свой ответ
не испытываю
трудности в определении эпитетов, олицетворений, сравнений
не испытываю
трудностей при составлении «Синквейнов», «Тонких и толстых» вопросов,
заполнении таблицы ЗХУ, «Кластеров»
умею составлять
рассказы по ключевым словам
умею
систематизировать информацию
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.