Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект и презентация к уроку окружающего мира на тему "Лес и Человек" (4 класс)

Конспект и презентация к уроку окружающего мира на тему "Лес и Человек" (4 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Лес и человек..pdf

Окружающий мир.

   Тема. Лес и Человек.

Цели: 1.Формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

             2.Развивать познавательный интерес.

             3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина «Лесозаготовки»; фотографии «На вырубках», «Несанкционированные свалки»; видеосюжет «Пожар в лесу»; аудиозаписи песен, макбук, магниты.

Ход   у р о ка .

      I.     Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

-   Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь сейчас не в классе, а… (датьпонюхать веточку хвойного дерева. Дети отвечают).

-   Да, на уроке мы будем говорить о лесе (табличка «Лес»).

-   Но не только лес будет героем нашего сегодняшнего урока. Кто это, вы узнаете изпесни.

Звучит песня «Лесной марш»  (сл.  П. Синявского,  муз. Ю. Чичкова).

-   Так,  кто ещё будет героем урока? (Человек).

-   Тема нашего занятия - «Лес и человек». (таблички «человек» и «Человек» + брайль).

 (полоски бумаги, маркеры + брайль) II. Проверка знаний и умений.

1. Фронтальная работа.

  -Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

-   А в нашей республике есть леса?

III. Работа по теме

1. Работа над новой темой.

-   Послушайте стихотворение (напечатать + брайль, Марат и Ефим - наизусть)

С. Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее                                       Душистая малина Бродить и думать здесь.                            На кустиках густых.

Излечит, обогреет,                                     Ищу грибов поляну

Накормит русский лес.                             Я, не жалея ног, А будет жажда мучить -                          А если и устану - То мне лесовичок                                      Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих                          Лес очень любит пеших, Покажет родничок.                                     Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться -                      Здесь где-то бродит леший И видно все до дна.                                   С зелёной бородой.

Течет вода-водица,                                    Жизнь кажется иною,

Вкусна и холодна.                                      И сердце  не болит,

Нас ждут в лесу рябина,                           Когда над головою,

Орехи и цветы,                                           Как вечность, лес шумит.

-     О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

-     Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя. Самостоятельное чтение.

-     Так чем же является лес для человека? {Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...» (открывается первая карточка «место отдыха»).)

-     А почему лес - аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит (открывается вторая карточка - «аптека»). В лесу человек находит себе пищу это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).)

А как лес может обогреть человека? {Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.) Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).

-А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении. («Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил...».)

-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

-Чем для них является лес? (Это их дом.)

-Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для птиц, животных, насекомых - жуков, пауков, червей.)

-Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).

-             Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! (карточка «источник чистой воды и пищи»)

-             А о чём вам говорит слово «фитонциды»? (Вещества, очищающие воздух отбактерий). (карточка «защитник воздуха, водоёмов и почв»).

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)

-А что у вас на столах изготовлено из дерева? (Карандаш, линейка. Тетради и книги тоже сделаны из дерева.) (карточка «источник древесины»)

IV.            Физкультминутка (найти в классе вещи, изготовленные из древесины, и прикоснуться к ним )

V.               Работа по теме.

-      Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? (Лес - это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха?)

-      А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь: (аудиозапись на макбуке)

Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал. (Н. Некрасов)

-             О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

-             Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (картина «Лесозаготовки»). Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографии). Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей.)

-             Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути ее решения.

После обсуждения заполняется схема:

Проблемы леса:    

1.  Вырубка

Звучит песня «Просьба» (ел. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой).

-             Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему убийства животных.)

2.  Незаконная охота (браконьерство)

Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены: жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень; растения - женьшень, венерин башмачок; птицы - филин, утка-мандаринка; звери - зубр, амурский тигр

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесенных в Красную книгу.)

-             Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Рассказ читает ученик:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

-             Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

-             Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

-             Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.)

-             Вот, во что может превратиться лес (показ фотографий несанкционированных свалок в пригородной зоне).

Разобрать мусор по рядам.

-             Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»: звук пожара.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра... А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы.

-             Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не

затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.) Показ видеосюжета «Пожар в лесу».

-             А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома составить памятку (заготовка) для таких горе-охотников и туристов «Как разводить костер».

VI.     Рисунки на тему «Как вести себя в лесу».Дети представляют свои работы.

VII. Итог урока.

Учащиеся садят семена кедра  индивидуально в стаканчики.


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект и презентация к уроку окружающего мира на тему "Лес и Человек" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Лес и Человек.odp

Скачать материал "Конспект и презентация к уроку окружающего мира на тему "Лес и Человек" (4 класс)"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лес и Человек

    1 слайд

    Лес и Человек

  • 2 слайд

  • 3 слайд

  • 4 слайд

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

 

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 426
    • ZIP 10.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Спивак Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Спивак Татьяна Анатольевна
    Спивак Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 4730
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 78 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 121 человек

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе