МуницИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
дЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА кОСТРОМЫ «арс»
|
Конспект занятия в
вокальной студии «Улыбка»
|
«Здравствуй, музыка!»
|
|
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Крапивина Ирина Масгутовна
|
|
Г. Кострома
2014
Конспект
занятия в вокальной студии
Тема:
«Здравствуй, Музыка!»
Цель:
развитие познавательных интересов ребёнка,
формирование эстетического эмоционально-осознанного отношения к окружающему
миру.
Задачи:
Обучающие:
- развитие музыкального слуха,
памяти,
- развитие координации между слухом и
голосом;
- знакомство с основными свойствами
музыкального звука (высота, длительность, сила – f –
р);
- развитие навыка осознанного
отношения к музыке различного содержания и характера.
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие музыкально-художественного
вкуса.
Воспитательные:
·
воспитание
любви и интереса к музыке;
·
воспитание
слушательской и певческой культуры.
Тип
урока:
вводный.
Форма
работы:
Групповая.
Оборудование:
- фортепиано,
- магнитофон,
- фонограмма песни «Весёлые нотки -
веселые дни»,
- нотный материал,
- музыкальная лесенка,
- плакат – эпиграф со стихами В.
Шленского «Музыка во всём живёт. Мир её волшебен!»
- «сундук открытий»,
- корона «Её величество волшебница -
Музыка».
- нотки – знаки с именами детей и
педагогов.
Музыкальный
материал
- С. Соснин, М. Садовский «Весёлые
нотки – весёлые дни»
- Г. Струве, Н. Соловьёва «Новогодний
хоровод»
- Е. Тиличеева, В. Викторов «Едет,
едет паровоз»
- О. Юдахина, В. Татаринов «Слон и
скрипочка»
- Г. Струве, Н. Соловьёва «С нами
друг»
Технологическая
карта
Этап
|
Время
|
Педагог
|
Дети
|
Организационный
|
5
минут
|
1.1.Готовит
детей к работе. Налаживает эмоциональный контакт.
1.2.Заинтересовывает
предстоящей работой, приглашает в путешествие, используя музыкальный
материал.
1.3.Исполняет
музыкальное приветствие.
|
Слушают.
Отвечают на вопросы педагога.
Задают уточняющие вопросы.
Исполняют музыкальное приветствие.
|
Основной
|
30
минут
|
1.1.Вводит
в основную часть занятия, используя музыкальную игру.
Обращает
внимание на эмоциональность исполнения.
|
Участвуют в музыкальной игре.
Выполняют советы педагога.
|
1.2.Создает
проблемную ситуацию.
|
Решают проблемную ситуацию.
|
1.3.Организует
работу над музыкальным материалом по теме занятия, используя беседу, загадки,
прием «рисования музыки», исполнение песен.
|
Отвечают на вопросы педагога,
отгадывают загадки.
Исполняют песни.
|
Итоговая часть
|
5 мин
|
1.1.Педагог благодарит детей за
работу.
1.2.Подводит
итог путешествия и открывает волшебный сундучок.
1.3.Вручает
корону самому активному путешественнику.
1.4Делает
детям «подарок»-стихотворение.
|
Рассматривают
нотки- символы.
Отвечают
на вопросы.
Слушают
педагога.
|
Ход
занятия
І
Организационный этап
1.1.Налаживание
контакта.
Звучит
фонограмма песни «Весёлые нотки – весёлые дни» (слушание 1 куплета).
Педагог:
– Как легко и
таинственно, просто и загадочно рождается музыка!
У каждого на
свете есть музыка своя.
Поёт о счастье
ветер, деревья и поля.
То радостно, то
грустно, то громче, то нежней
Поёт скворец
искусный и маленький ручей.
Шумит ли сад
цветущий,
Идёт ли снег
зимой,
Прекрасен мир
поющий,
И ты с ним
вместе пой!
–Ребята,
а вы любите петь?
(Дети
отвечают)
Педагог:
–Я
думаю, что могу вас позвать с собой в мир музыки и волшебства, фантазии и сказки,
творчества. Мы совершим путешествие в «музыкальную» страну. В этой стране, как
и в любой другой, существует свой родной язык – музыкальный. Я научу вас
понимать этот язык, буду вашим помощником и «переводчиком».
Музыкальное
приветствие «здравствуйте» звучит в моём исполнении.
–Я
поприветствовала вас, а теперь предлагаю вам, ребята, пожелать добра и здоровья
всем тем, кто находится с нами, и кого мы приглашаем с собой в наше необычное
путешествие.
(Дети
поют «Здравствуйте)
Педагог:
–Руководителем
– дирижёром буду я (поет своё имя, отчество – импровизация).
–Попрошу
представиться весь экипаж, так же используя музыкальный язык.
(Дети
поют своё имя, которое перед самым началом урока на
нотке прикрепляется каждому из них)
–Ребята,
перед тем, как отправиться в путешествие, мне хочется пожелать вам смелости,
внимательности, организованности, чуткости, находчивости. И тогда, кто знает,
может быть, нас поджидают чудеса и сюрпризы? Прежде всего, давайте
прислушаемся.
–Что
вы слышите в этот момент вокруг себя? Какие звуки?
(Дети
отвечают).
–Да,
верно, разные звуки окружают нас, и шумовые и музыкальные. От музыкальных
звуков – к музыкальным инструментам, какие знают дети – перечисление. Самый
близкий и нежный музыкальный «инструмент», который сейчас есть у каждого – это
голос. Певческий голос и будет у нас главным музыкальным «инструментом» в
необычном путешествии.
Итак,
мы отправляемся в волшебную музыкальную страну, но перед отбытием я хочу вам
предложить игру «Музыкальное эхо». Эта игра научит нас, как не потеряться в
музыкальном мире, используя свой самый близкий «инструмент» - певческий голос.
1.2.Распевание
Песня
«Новогодний хоровод» используется как упражнение для распевания.
(Педагог
поет первое слово – дети «эхом» повторяют его).
Так
поётся вся песня.
Педагог
обращает внимание ребят на точное копирование моего исполнения (активное слово,
эмоциональность и т.д.)
ІІ.
Основной этап
Раскрытие
темы. Создание проблемной ситуации
Педагог:
–В
чём разница в исполнении слова «хоровод» (пою; 1 раз мелодия движется по
ступенькам вверх; 2 раз – движется на месте). Подвести детей к пониманию
направления движения мелодии.
–Ребята!
Вы просто прирождённые музыканты! Сами того, не замечая, вы открыли главное свойство
музыкального звука – его высоту!
Звук
меняет свою высоту. Оказывается, это можно не только услышать, но и увидеть.
Предлагаю сыграть со мной в игру «Пойми меня! Я исполняю попевку «Едет
паровоз» с показом движения по лесенке каждого звука. Вы должны придти к
выводу, что мелодия «шагает» по ступенькам вверх – вниз - на месте.
–Ребята,
а что нужно паровозику, чтобы он двигался?
(Дети:
пар, топливо)
–Оказывается
и нам, чтобы петь, нужно дышать. Ещё старые мастера говорили, что «искусство
пения – это искусство вдоха и выдоха».
(Пробуем
по «руке» с детьми сделать вдох – задержку – выдох).
–Вы
научились правильно дышать, давайте вместе прокатимся на паровозике.
Исполняем
вместе песню «Едет паровоз» (педагог показывает движение по лесенке и дыхание
паровозиком).
Работа
над музыкальным материалом
Педагог:
–Как
далеко мы уехали от города. Кажется, нас в лесу кто-то встречает. А кто?
Загадка!
Её
всегда в лесу найдёшь.
Пойдём
гулять и встретим.
Стоит
колючая, как ёж,
Зимою
в платье летнем!
–Что
это?
–Правильно,
это ёлка!
Сразу
звучит песня «Ёлка».
Во
второй раз педагог просит детей петь вместе припев. Оказывается, музыку можно
не только увидеть, но и «нарисовать»!
Упражнение
«Рисуем музыку».
–Давайте
возьмём в руку волшебные кисточки и попробуем все звуки песни «нарисовать» в
воздухе.
Почему
одни звуки длинные, другие короткие?
Они
тянутся разное время. Это свойство музыкального звука называется длительность.
Ребята,
не знаю как вам, но мне под эту музыку так и хочется встать в хоровод.
(Исполняют
песню, взявшись за руки с движениями)
При
движении по кругу обратить внимание на фразы в запеве.
–«Музыка-волшебница»
нас околдовала», заставила двигаться, а песня превратилась в песню-танец.
Жаль,
что в хороводе с нами не было лесных жителей. Ребята, а как вы думаете, на
каком языке общаются жители музыкальной волшебной страны?
(Дети
отвечают: На музыкальном)
–Давайте
послушаем песню «Слон и скрипочка» (исполняет). Я уверена, что вы поняли, о чём
рассказала нам эта музыка, какое настроение она создаёт. Это музыка протяжная,
спокойная, напевная, ласковая, мелодичная, вальсовая. Песня превратилась в
песню-танец-вальс. Ещё раз исполняет песню с движениями.
Ребята,
а можно ли спеть эту песню отрывисто?
(Дети:
Нет, только протяжно плавно – легато. (исполняют).
–Как
приятно путешествовать с ребятами, которые понимают язык музыки, очень
внимательны, активны и дружны! Так и хочется сейчас спеть песню о дружбе. А вы
мне будете помогать? Я буду передавать вам музыкальные слова, как волшебный
клубочек, не потеряйте его!
(Исполняют
песню «С нами друг»)
–Каков характер
этой музыки?
(Дети
отвечают: Радостный, бодрый; музыка звонкая, энергичная, удобно шагать –
маршевая)
–Это
песня-марш. Давайте попробуем спеть песню ещё раз, меняя громкость – силу
звучания. Я буду петь громко – f,
а вы, как эхо, - тихо – р.
(после
каждого ответа, исполнения песен поощряет детей).
–Мы
и не заметили, как быстро промчалось время. А почему?
(Дети
отвечают).
ІV.
Итоговый этап
Педагог:
–В
нашем весёлом путешествии, которое подходит к концу, вы были очень внимательны,
музыкальны, активны и сделали массу открытий. Я думаю, что вы достойны
приятного сюрприза. Перед нами сундук. А что там? (Открывает сундук)
Да
это же наши открытия! Вынимает поочерёдно нотки-символы:
Сегодня
мы узнали, что:
v
звуки
бывают шумовые и музыкальные;
v
вспомнили
музыкальные инструменты;
v
узнали
о свойствах музыкального звука (высота, длительность, сила);
v
познакомились
с певческим дыханием;
v
узнали,
что значит «легато» (исполнение плавно, соединяя звуки);
v
вспомнили
жанры музыки – песню, танец, марш и
v
узнали,
что они могут подружиться и стать песней-танцем, песней-маршем.
–Я
думаю, что вы научились слушать и понимать музыкальный язык. Исполнили песни,
которые раньше никогда не слышали, проявив при этом самые лучшие свои
ученические качества. Поэтому Её величество «Волшебница-Музыка» дарит вам самое
дорогое, что у неё есть – свою корону. А право получить эту корону
предоставляется самому активному, самому старательному, самому внимательному,
самому смелому, в общем самому-самому!
(Корона
передаётся тому, кто был всех активнее, внимательнее, находчивее, музыкальнее).
А
я в благодарность за ваш труд, ваши старания хочу подарить вам на прощание эти
поэтичные строки:
- Знаем ли мы,
что 2×2,
Как всегда, -
четыре.
Только вот без
волшебства
Скучно будет в
мире…
- Вслушайся,
весь мир поёт:
Шорох, свист и
щебет!
Музыка во всём
живёт.
Мир её волшебен!
Список
литературы
1.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям
о музыке?» – М., 2005.
2.
«Музыка и поэзия» Авт.-сост. Е.Н.
Домрина. – М., 1999.
3. Холопова
В.Н. «Музыка как вид искусства» Учеб. пособие. – СПб., 2000
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.