Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: «Кровь, её значение, состав и свойства».
Цель: - познакомить
со значением, свойствами и составом крови, а так же с кровеносными сосудами;
- развивать умение общаться,
слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать предположения и
вытекающие из них выводы;
- познакомить с простейшими
способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.
Оборудование: мультимедийное
оборудование, микроскопы, капля крови, йод, лейкопластырь, вата, бинт.
Наглядные пособия:
таблица: «Кровеносные сосуды», капелька крови человека, сказочная капелька
–
рисунок;
иллюстрации, отражающие свойства крови.
Ход: I. Организационный момент.
II.
Основная часть.
Ребята, закройте глаза и
представьте себе, что вы попали в средневековье. Ночь. Кладбище. Люди в
чёрном раскапывают могилу. Как вы думаете, кто эти люди и что они делают на
кладбище?
Эти люди учёные. Ещё в средние века
люди интересовались изучением организма человека. Но религия не разрешала
заниматься наукой и поэтому учёные изучали организм человека в тайне от
церкви.
Сегодня на уроке нам предстоит заняться
исследовательской деятельностью, будем учиться наблюдать, делать выводы и
узнаем много интересного об организме человека и остановимся на изучении
крови, её значении и свойствах. А поможет нам в этом капелька крови ( на
доске открывается изображение сказочной улыбающейся капельки).
Я вижу, что
капелька приготовила вам вопросы, прочитайте их и ответьте:
а) При
порезе вы потеряли несколько капель крови. Что может произойти?
б) Человек
серьезно поранили, из раны сильно течёт кровь. Что может произойти?
Почему?
Два ученика
поочерёдно выходят к доске, читают вопросы капельки, отвечают на них.
Да,
ребята, ещё в незапамятные времена люди неоднократно наблюдали, что
раненое животное или человек, потерявшие много крови – умирали. Жизнь
покидала их вместе с вытекающей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что
именно в крови заключается жизненная сила. Но все свойства крови оставались
для людей загадкой. И только в 1628 году английский учёный врач Вильям Гарвей
открыл пути, по которым движется кровь
Проведём опыт.
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Ждём полминуты. А теперь
сравните руки. Что произошло? (одна рука побледнела, а другая покраснела)
-Что это доказывает? (что кровь
движется ). Мы доказали движение крови.
- Посмотрите на запястья рук, что вы
видите?
- Это кровеносные сосуды.
- Все ли сосуды одинаковые? (Разные: есть
толстые и тонкие.)
Открывается таблица «Кровеносные сосуды».
Наше тело пронизано густой сетью кровеносных
сосудов. Они проложены по всему организм , как водопроводные трубы проложены
по всему дому. Одни широкие и плотные. Это вены и артерии. Другие
настолько узкие. Что через них не пропустить и волоса. Это капилляры.
Кровеносные сосуды – это дорога жизни.
Протяжённость её в организме, включая разветвлённую сеть капилляров,
составляет 100 000км.
Как вода
обегает по трубам весь дом и попадает в каждую квартиру, так и кровь по широким
и узким сосудам пробегает по всему телу. За 26 секунд кровь успевает обежать
весь организм.
–А какого цвета
кровь? (Она красная).
Наша капелька оказалась под микроскопом.
Рассмотрите эту капельку и расскажите, что вы видите? Учащиеся рассматривают
под микроскопом кровь. (Микроскоп у каждого на столе). Дети высказываются,
что они увидели.
Открывается слайд «Кровь под
микроскопом».
Вы увидели прозрачную желтоватую жидкость с
красными шариками.
- Значит, что такое кровь?
Вывод: Кровь
– это прозрачная жидкость с мелкими красными шариками.
Жёлтая жидкость – это плазма, а
красные шарики – это эритроциты.
Их так много в капле, что кровь кажется
красного цвета.
Какую же функцию выполняют эритроциты.
- Из чего состоит наше тело? (из клеток)
-Что необходимо всем живым клеткам? (
питание и кислород)
- Эту функцию выполняют эритроциты. Это
клеточки-почтальоны, которые разносят по всему организму кислород.
- А, где они берут кислород? ( В лёгких)
А из организма удаляют углекислый газ.
- Какую же функцию выполняет кровь?
Вывод: 1
функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление углекислого газа. Эту функцию называют ещё дыхательной.
( на доске
начинаем строить схему: Свойства крови.
Физминутка.
Разогреем
кровь: 4 –наклона в сторону
4 –
вперёд, 4 приседания.
Обогатим
кровь кислородом:
Глубокий вдох и медленный выдох 3 раза.
3. В крови плавают так же белые шарики – лейкоциты.
- А почему под микроскопом мы их не увидели? (они прозрачные и
бесцветные, хоть и крупнее эритроцитов)
- Какую же роль
они выполняют? Представьте, вы посадили занозу. Что происходит , если долго
её не удалять из раны? ( она начинает гноиться) Эта работа лейкоцитов.
Прочитайте о роли лейкоцитов в учебнике на странице 35.
(
самостоятельная работа с учебником)
-Какую же функцию играют лейкоциты в крови?
Вывод: Защита
организма от микробов.
- Наша кровь имеет ещё одно свойство.
Представьте: вы
чуть- чуть порезали палец. Что произойдёт? ( кровь сама остановится).
- Да , если порез
небольшой. То кровь сворачивается и кровотечение останавливается. За
свёртываемость отвечают кровяные пластинки тромбоциты.
Их под микроскопом
мы увидеть так же не можем. Их число можно определить только лабораторным
способом.
Итак: Из чего же
состоит кровь: На интерактивной доске ребята подписывают плазму,
эритроциты, в плазме лейкоциты и тромбоциты).
За что отвечают
тромбоциты?
Значит, 3
свойство крови – свёртываемость.
- Как вы думаете,
это важное свойство для организма? Если кровь не будет сворачиваться, человек
может погибнуть из-за потери крови. Врачи не могли бы делать операции.
К сожалению есть
такое заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо
поддаётся лечению. Этим людям нужно беречься от любых ран и царапин. Ведь
крови в организме человека немного. У взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3,
5. поэтому тромбоциты в крови необходимы.
Итак: свойства и функции крови.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставщик
питательных веществ (плазма)
|
|
|
Защита организма
от микробов
(лейкоциты, плазма)
|
|
|
Поставщик кислорода к клеткам
(эритроциты)
|
|
|
Свёртываемостькрови
(тромбоциты)
|
|
|
Для того чтобы человек не
потерял много крови при ранении , мы должны как можно скорее оказать ему
первую помощь. Как остановить кровь при небольшой ране? ( Обработать края
раны йодом и наложить повязку) дети это демонстрируют.
При артериальном
кровотечении кровь не успевает свернуться, так как это сильное
кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута
или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную
повязку. Продемонстрировать, как наложить жгут, или закрутку.
Итог урока: Итак, ребята, что вы узнали о
капельке крови? Состав крови.
Капелька принесла вам рисунки
– загадки. Угадайте, какое свойство отражено на рисунке.
(Поставщик кислорода (эритроциты), защитник
организма от микробов (лейкоциты и плазма), свёртываемость крови
(тромбоциты).
Дом задание стр 32-36 прочитать и выписать
в тетрадь свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом.
Оценка ответов учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.