Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру в 4 классе "Кровь, её значение, состав и свойства"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Кровь, её значение, состав и свойства"

Скачать материал

Конспект  урока по  окружающему  миру в 4 классе.

Тема:  «Кровь, её значение, состав и свойства».

Цель:   - познакомить со значением, свойствами и  составом крови, а так же с кровеносными сосудами;

            - развивать умение общаться, слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать      предположения и вытекающие из них  выводы;

            - познакомить с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.

Оборудование: мультимедийное   оборудование,  микроскопы,  капля  крови, йод,  лейкопластырь, вата, бинт.

Наглядные пособия:  таблица:  «Кровеносные  сосуды»,   капелька  крови человека, сказочная капелька –       

                                        рисунок;   иллюстрации, отражающие  свойства  крови.

Ход:     I. Организационный момент.

II.                 Основная  часть.

              Ребята,   закройте глаза и представьте себе, что вы попали в средневековье.  Ночь. Кладбище.  Люди в чёрном раскапывают могилу. Как вы думаете, кто  эти люди и что они делают на кладбище?

       Эти люди учёные. Ещё  в  средние века люди интересовались изучением организма человека. Но религия не  разрешала заниматься наукой  и  поэтому учёные изучали  организм   человека в тайне от  церкви.

   Сегодня на  уроке  нам  предстоит заняться  исследовательской  деятельностью, будем учиться  наблюдать,  делать выводы  и узнаем  много  интересного  об   организме человека и остановимся на  изучении крови, её значении и свойствах. А поможет  нам в этом капелька крови  ( на доске  открывается  изображение сказочной  улыбающейся   капельки).

Я вижу, что капелька приготовила вам вопросы, прочитайте их и ответьте:

         а) При порезе вы потеряли несколько капель крови. Что  может произойти?

        б)  Человек серьезно поранили,  из раны сильно  течёт кровь.  Что может произойти?  Почему? 

 Два ученика  поочерёдно  выходят к доске, читают  вопросы капельки, отвечают на них.

                Да, ребята, ещё в незапамятные времена люди      неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек,  потерявшие много крови – умирали.  Жизнь покидала их вместе с вытекающей кровью.  Эти  наблюдения приводили к мысли, что именно  в крови заключается жизненная  сила.  Но  все свойства крови оставались для людей загадкой. И только в 1628 году английский учёный врач Вильям Гарвей открыл пути,  по которым движется кровь

Вильям Гарвей

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проведём опыт. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Ждём полминуты. А теперь сравните руки.   Что произошло? (одна рука побледнела, а другая покраснела)

      -Что это  доказывает? (что кровь движется ). Мы доказали  движение крови.

      - Посмотрите  на  запястья  рук, что вы  видите?

     -  Это кровеносные сосуды.

       - Все ли сосуды одинаковые? (Разные:  есть толстые и тонкие.)

 

Открывается таблица  «Кровеносные сосуды».

 

Наше  тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов.  Они  проложены по всему организм , как водопроводные трубы проложены по  всему дому.  Одни широкие и плотные.   Это  вены и артерии.  Другие настолько  узкие. Что через них не пропустить и  волоса.   Это капилляры.

 Кровеносные  сосуды – это дорога жизни.     Протяжённость её  в организме, включая  разветвлённую сеть капилляров, составляет 100 000км.

      Как  вода обегает по трубам весь дом и попадает в каждую квартиру, так и кровь по широким и узким  сосудам пробегает по всему телу.  За  26 секунд кровь успевает обежать весь организм.

–А  какого цвета  кровь?  (Она  красная).

  Наша капелька  оказалась под микроскопом.  Рассмотрите эту капельку и расскажите, что вы  видите? Учащиеся рассматривают  под микроскопом  кровь.  (Микроскоп  у каждого на столе).  Дети высказываются, что они увидели.

    Открывается  слайд   «Кровь под микроскопом».

Вы увидели   прозрачную желтоватую жидкость с красными шариками.

 - Значит,  что такое  кровь?

Вывод:     Кровь – это прозрачная жидкость с мелкими красными шариками.

  Жёлтая жидкость – это  плазма, а красные шарики – это   эритроциты.

Их так много в капле, что кровь кажется красного цвета.

Какую же функцию выполняют эритроциты.

  -  Из чего состоит наше тело?  (из клеток)

  -Что необходимо всем живым клеткам?  ( питание и кислород)

 - Эту функцию выполняют  эритроциты.  Это  клеточки-почтальоны, которые разносят по всему организму кислород.

  - А, где они берут кислород?  ( В лёгких)  А  из организма  удаляют углекислый газ.

 

  -  Какую же функцию выполняет  кровь?

Вывод:  1 функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление  углекислого газа.  Эту    функцию  называют  ещё  дыхательной.

  ( на доске начинаем строить  схему:   Свойства  крови.

Физминутка.

Разогреем кровь:  4 –наклона в сторону

4 – вперёд, 4 приседания.

                                          Обогатим  кровь  кислородом:

      Глубокий вдох и медленный  выдох  3 раза.  

3.    В  крови плавают  так же  белые  шарики – лейкоциты.

 -  А почему  под микроскопом мы их не увидели?  (они прозрачные и бесцветные, хоть и крупнее эритроцитов)

  - Какую же роль  они  выполняют?    Представьте, вы посадили занозу. Что происходит , если долго её не удалять из раны? ( она начинает гноиться)   Эта  работа лейкоцитов. Прочитайте о роли лейкоцитов  в  учебнике на странице 35.

(  самостоятельная  работа с учебником)

-Какую же  функцию  играют  лейкоциты в крови?

Вывод:    Защита   организма  от микробов.

 

  1. Наша кровь имеет ещё одно свойство.

Представьте:  вы  чуть- чуть порезали палец.  Что произойдёт? ( кровь сама остановится).

- Да , если порез небольшой. То кровь   сворачивается  и  кровотечение  останавливается.  За  свёртываемость отвечают  кровяные пластинки  тромбоциты.

 

Их под микроскопом мы увидеть так же не можем. Их число можно определить только лабораторным способом.

Итак:  Из  чего же состоит  кровь:  На  интерактивной доске ребята  подписывают  плазму, эритроциты, в плазме лейкоциты и  тромбоциты).

За что отвечают тромбоциты?

  Значит, 3 свойство крови – свёртываемость.

- Как вы думаете, это важное свойство для организма?  Если кровь не будет сворачиваться, человек может  погибнуть  из-за   потери крови. Врачи не могли бы делать операции.

  К сожалению есть такое  заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо поддаётся лечению.  Этим людям нужно беречься  от любых  ран и царапин.  Ведь крови в организме человека немного.  У  взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3, 5.  поэтому тромбоциты в крови необходимы.

 

  Итак: свойства и функции   крови. 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                      

 

Поставщик

питательных веществ (плазма)

 

Защита организма

от микробов

(лейкоциты, плазма)

 

Поставщик  кислорода  к  клеткам

(эритроциты)

 

Свёртываемостькрови

(тромбоциты)

 
 

 

 

 

 

 

 


                 Для того чтобы человек  не потерял много крови при ранении , мы должны как можно скорее  оказать ему  первую  помощь. Как  остановить кровь при небольшой ране?  ( Обработать края раны йодом и наложить  повязку)  дети это  демонстрируют. 

                 При артериальном кровотечении  кровь не успевает свернуться,  так  как   это  сильное кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута  или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.  Продемонстрировать, как наложить жгут,  или закрутку.

Итог урока:  Итак, ребята, что вы узнали о капельке  крови?  Состав  крови.

                    Капелька  принесла вам  рисунки – загадки.  Угадайте,   какое свойство отражено на  рисунке.

(Поставщик  кислорода (эритроциты), защитник организма от  микробов  (лейкоциты и плазма), свёртываемость крови  (тромбоциты).

  Дом задание стр 32-36  прочитать и выписать в тетрадь  свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом.

 Оценка  ответов  учащихся.

                     

                    

             

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Кровь, её значение, состав и свойства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок  разработан  по системе Л. В. Занкова по учебнику Н. Я. Дмитриевой. На данном  уроке знакомим значением, свойствами и  составом крови, а так же с кровеносными сосудами.

На уроке используется микроскоп и мультимедийная доска.

В ходе урока прослеживается связь с ОБЖ: знакомство  с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях.К  уроку прилагается презентация.

 

            -


    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 433
    • DOCX 5.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кначукова Гузель Ринатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кначукова Гузель Ринатовна
    Кначукова Гузель Ринатовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2362
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе