Конспект урока музыки «Мелодия и лад» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель
музыки
МБОУ СОШ№17(филиал)
городского округа – город Камышин
Волгоградской области
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Проблема: Что такое лад?
Цель урока: закрепление
и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством
музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и
минором.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность
для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее
изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие
способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через
слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения
оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
План урока
1.Орг. момент. Приветствие
2.Вхождение в урок.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по
теме урока.
4. Открытие новых знаний и первичное
закрепление полученных знаний.
5. Обобщение и систематизация полученных на
уроке знаний.
6. Итог урока.
7. Рефлексия.
1.
Орг. момент.
Педагог здоровается с детьми под
музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют
«Здравствуйте»).
Сейчас мы с вами пожелали друг другу
здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим,
вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у
вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку»
аккордов в миноре).
Теперь попробуем поздороваться в грустном
настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)
2.Вхождение в урок.
Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный,
светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось
настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня: Шаинский «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам
свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них
ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с
вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.
3.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
Учитель: Что сейчас звучало, когда мы приветствовали друг
друга? – Мелодия. А что такое мелодия? – Музыкальная мысль, выраженная
одноголосно. Из чего состоит мелодия? Из разных по высоте музыкальных звуков,
которые называются звукоряд.
4.Открытие
новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу
мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы
с вами познакомимся с главными ладами в музыке.
Любое
музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в
произведении подобраны не случайно.
Все
они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и
музыкальное понятие – ЛАД.
Лад –
средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального
произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и
Минор – печальный, грустный.
Послушайте,
пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Грустно весело.
Правильно. А как вы определили? Потому что музыка звучала. То печально, то
радостно. Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? В минорном. А
радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу.
Презентация грустно весело
-Давайте, повторим, какие в музыке бывают
лады? (мажор, минор)
-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?
-Какой оттенок придает музыке минорный лад?
-Ребята, вы обратили внимание, говоря о
минорном и мажорном ладах ,я употребила слово «оттенок»?
В каком виде искусства мы используем слово
«оттенок»?
- В изобразительном искусстве
- Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что
мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное
произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку?
-А
почему?
-
Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил музыкальное
произведение, которое назвал «сентябрь».
Прослушайте
музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер и в каком ладу она
написана.
Прослушивание
фрагмента. П.И.Чайковский «Сентябрь».
-А
теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник?
Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше
настроение.
-Как
вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине?
П.И.Чайковский
сочинил такое произведение. Сейчас мы его послушаем и определим характер и лад,
в котором оно написано.
Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Октябрь»
Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями
друг с другом.
(учащиеся высказывают свои мысли)
-Скажите,
пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение
композитора? (от настроения)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно
справились и с этим заданием.
Композитор
своё настроение передаёт звуками, художник – красками.
А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.
(на слайде по щелчку появляются подвижные
картинки за которыми следует следить глазами)
5. Обобщение и систематизация полученных на
уроке знаний.
Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.
(Вокально-хоровые упражнения) Портрет
композитора Шаинского.
Русский композитор Владимир Шаинский написал
много песен, которые звучат в мульт фильмах. Давайте исполним знакомую нам
песню «Улыбка» и опредеоим лад куплета и припева песни с помощью карт
«настроений».
В каком ладу написан припев и куплет?
Я спою вам песню «Ах, какая осень!»
-Какой
характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне?
Разучивание
песни. Работа над чистым интонированием, дыханием, выразительностью.
Игра
«Забавные вопросы» Обратная связь
- Если ярко светит солнце, на улице весна, в
каком ладу ваше настроение?
- Если вы получили в школе «5»?
- Если у вас день рождения и вам дарят
подарки?
- Если вы лакомитесь сладостями?
- Если вы болеете?
- Если вам дают горькое лекарство?
- А если идет дождь и на улице пасмурно и
ненастно?А теперь задание трудней
Игра «Настроение»
Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова
(отрывок из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном
инструменте из цикла «Времена года»
П. Чайковского фрагментов из частей: «Октябрь»
(«Осенняя песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь»
(«Баркарола»).
Учитель спрашивает, какое настроение передано
композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то
успокаивающееся), в «Осенней песне», «На тройке» и др. Затем он предлагает
голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках,
следующим образом:
а) дети слушают несколько тактов из произведения и
голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением
называют лад (мажор, минор, движение музыки);
б) петь можно хором и индивидуально.
«Калейдоскоп настроений»
Играются различные пьески, имеющие ярко выраженный
характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную
мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предлагается учащимся определить
лад произведений.
Смысл игры состоит в том, чтобы дети угадали
настроение пьесы и определили характер и лад произведения. Если они
затрудняются, можно помочь различного рода наводящими вопросами. Например, что
хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть
и слушать? Можно также сыграть два контрастных произведения: одно с ярко
выраженным танцевальным характером, а другое – спокойного и мечтательного
плана. При контрастном сопоставлении детям будет легче справиться с задачей.
Весь
урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а
минорный - ……. оттенок. Хорошо запомнили?
-Молодцы,
ребята, все хорошо усвоили, как на слух определить мажор и минор!
6.
Итог урока.
Учитель: Так что же такое лад?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно!
(слайд № 14)
Лад – средство музыкальной выразительности
(слайд № 15)
С какими главными ладами музыки мы
познакомились7
-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?
-Какой оттенок придаёт минорный лад?
-какие произведения, и каких композиторов вы
слушали? В каком ладу они звучали?
7.
Рефлексия.
-У каждого из вас в течение урока создалось
настроение (мажорное или минорное).
-Я прошу вас поднять ту карточку, которая
соответствует вашему настроению сейчас.
-Мне очень понравилось сегодня работать с вами
на уроке!
Учитель: Спасибо за работу на уроке!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.