Конспект
открытого урока математики в 8 Б классе по теме
«Вынесение
множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», проведенного
в рамках педагогического совета по теме «Современный урок в контексте
системно-деятельностного подхода».
Учитель
высшей квалификационной категории Волчёк Наталия Львовна
Базовый
уровень предъявления содержания образования
Деятелъностная цель: формирование
у учащихся способностей к рефлексии ошибок самостоятельной работы, фиксирование
собственных затруднений при вынесении множителя из-под знака корня и внесении
множителя под знак корня.
Содержательная
цель: закрепление и при
необходимости коррекция умения вынесения множителя из-под знака корня и
внесения множителя под знак корня
Место
урока в изучаемой теме: 4 из 4
Тип
урока: урок отработки умений и рефлексии
Базовая
технология: технология
деятельностного подхода
Учебно-
дидактическое обеспечение урока и средства обучения: учебное
пособие «Алгебра. 8 класс» Ю. Н. Макарычева и др. Оборудование
урока:
- экран,
ПК, проектор;
- фильм
«Супер физкльтминутка»;
- карточки
с самостоятельной работой № 1 на 2 варианта и эталон к ним;
- карточки
с дифференцированной самостоятельной работой № 2 на 2 варианта и эталон к ним.
«Я
слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская
мудрость Ход урока:
1
этап мотивации к учебной деятельности (орг. момент) Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
На данном этапе я
организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Данный этап длится 3 минуты и включает в себя прием высказывания добрых
пожеланий детям.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
-
Здравствуйте. Садитесь.
-
Каким должно быть настроение, что бы урок получился
полезным?
-
Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое
настроение.
Запишите в тетради
сегодняшнее число, вид работы и тему.
|
- Настроение должно
быть хорошим, деловым. - Спасибо!
Записывают в тетради
28.11. Классная работа
Вынесение множителя
из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня
|
2
этап актуализации и пробного учебного действия
Основной целью является
подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин
затруднений в собственной деятельности
Для этого организуется мотивирование («хочу» -
«надо» - «могу») через выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на
применение способов действий, необходимых для вынесения множителя из-под
знака корня и внесение множителя под знак корня; и самопроверку учащимися
своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без
исправления ошибок)
В завершении этапа
создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое
фиксируется ими самими.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Учитель раздает ученикам карточки с
самостоятельной работой № 1 каждому индивидуально.
Выполните самостоятельную работу.
Решение и ответы запишите на карточках. На работу у вас 5 мин.
Сверьте свои работы с эталоном и подчеркните в своей
работе ошибки,
допущенные вами. Учитель раздает эталоны каждому ученику на парту
|
Выполняют самостоятельную
работу № 1 на 2 варианта на листах, предложенную
учителем
Ученики сверяют свое решение с эталоном
|
3.
Этап локализации индивидуальных затру
|
днений.
|
Основной
целью этапа локализации индивидуальных затрудн
|
ений
является осознание
|
места
и причины собственных затруднений в выполнении изучен
|
ных способов действий.
|
Для
этого учащиеся проговаривают свои ошибки и уточня
|
ют
алгоритм вынесения
|
множителя
из-под знака корня и внесение множителя под знак
|
корня.
Далее учащиеся,
|
которые
допустили ошибки анализируют свое решение и опр
|
еделяют
место ошибок -
|
место
затруднение; выявляют и фиксируют способы действий -
|
причину затруднений.
|
В
это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также
|
выполняют
пошаговую
|
проверку
своих решений по алгоритму исправления ошибок д
|
ля
исключения ситуации,
|
когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если
при проверк
|
е
они находят ошибку, то
|
дальше
присоединяются к первой группе - выявляют место и пр
|
ичину
затруднения,
а если
|
ошибок
нет - получают дополнительное задание творческого самостоятельно до этапа
самопроверки.
|
уровня
и далее работают
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Поднимите руки те, у кого нет ошибок?
Какие ошибки допустили остальные?
(Необходимо
следить за грамотностью речи учеников)
|
Учащиеся проговаривают свои ошибки.
|
4. Этап целеполагания и построения
проекта коррекции вы
|
явленных затруднений.
|
Основной
целью этапа целеполагания и построения проекта
|
коррекции
выявленных
|
затруднений
является постановки целей коррекционной деятель
|
ности
и на этой основе -
|
выбор способа и средств их реализации.
Для
этого ученики формулируют индивидуальную цель своих
|
будущих
коррекционных
|
действий;
выбрали способ (как?) и средства (с помощью че
|
го?)
коррекции,
то есть
|
установили,
какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, м
|
одели,
формулы, способы
|
записи
и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким обра
|
зом
они будут это делать
|
(используя эталоны, учебник, анализируя выполнение
ан предыдущих уроках и др.).
|
алогичных
заданий на
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Итак, какова цель сегодняшней вашей работы на уроке?
|
Усовершенствовать навык
вынесения множителя из-под знака корня и
|
Что Вам в этом поможет?
Давайте повторим
алгоритм вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак
корня.
|
внесение множителя под
знак корня на основе алгоритма.
Эталон.
Повторяют алгоритм
|
5.
Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этого этапа является осмысленная
коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование
умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для
реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в
самостоятельной работе, с помощью предложенного эталона для самопроверки
продолжает совершенствовать те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.),
в которых были допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок в
самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Предлагает
ученикам выполните упражнения № 413(а-г), 414 (г, д), 416 (а).
Для более
подготовленных учеников предлагает задание повышенной сложности № 411. При
затруднениях можно предложить карточку с подсказками
1. Когда
выражение с арифметическим квадратным корнем не имеет смысла?
2. Как
определить, что разность двух выражений отрицательна?
3. Как
сравнить значения выражений, содержащих корень?
|
или эталон решения
аналогичного задания.
Имеет ли смысл выражение
Физкультминутка.
Просмотр видеоролика «Супер физкльтминутка» (2 мин)
|
Решают задания,
применяя выше указанный алгоритм. Один ученик выполняет упражнение у доски
(эталон), а остальные в тетради. Более подготовленные ученики (Емельянов,
Волкова, Свиридова, Чинчикеев) выполняют задание повышенной сложности.
Повторяют
за символами на экране
упражнения
|
6.
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель — закрепление
способов действий, вызвавших затруднения.
Для этого учащиеся еще раз проговаривают свои ошибки
и уточняют алгоритм вынесения множителя из-под знака корня и внесение
множителя под знак корня.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Давайте
повторим алгоритм вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя
под знак корня.
Особое внимание здесь
следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы
именно они проговорили вслух правильные способы действий.
|
Лобашков, Ермаков,
Кривошейцева,
Морохоева, Пинегин,
Погодин, Тишкова, Хошиев проговаривают
алгоритм вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак
|
|
корня
|
7.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
|
по эталону.
|
Основной
целью этого этапа является интериоризация способ
|
ов
действий, вызвавших
|
затруднения,
самопроверка их усвоения индивидуальная рефле
|
ксия
достижения цели и
|
создание (по возможности) ситуации успеха.
Для
реализации этой цели учащиеся, выполняют дифференцир
|
ованную
работу с тремя
|
уровнями
сложности выполненную по типу рабочей те
|
тради.
Затем проводят
|
самопроверку
своих работ по эталону для само проверки и фикси
|
руют
знаково результаты
|
(подчеркивают ошибки в своей работе). Фиксируют
преодо затруднения.
|
ление
возникшего ранее
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Учитель раздает ученикам карточки с
самостоятельной работой № 2 каждому индивидуально. Выберите для себя уровень
сложности и выполните самостоятельную работу. Решение и ответы запишите на
карточках. На работу у вас 7 мин.
Сверьте свои работы с эталоном и
подчеркните в своей работе ошибки, допущенные вами.
Учитель раздает эталоны каждому ученику на парту
|
Выполняют
самостоятельную работу № 2 на 2 варианта на листах, предложенную
учителем
Ученики сверяют свое
решение с эталоном
|
8.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной
целью этапа включения в систему знаний и повторения является
применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление
ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
Выявляет опросом, какие
задания в самостоятельной работе вызвали затруднения и предлагает ученикам
выполнить их у доски.
|
Один ученик у доски, а остальные в
тетрадях решают задания самостоятельной работы № 2, выполненные с ошибками.
|
9.Этап
рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этого
этапа является осознание учащимися метода преодоления затруднений и
самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность учащихся
|
- Ребята,
какую цель вы для себя ставили на урок?
- Достигли
ли вы её?
Какие затруднения у вас
были при выполнении заданий?
У кого не было
затруднений?
По каким критериям вы
можете оценить свою работу.
Откройте
дневники и на следующий урок записываем домашнее задание:
Те у кого не было
затруднений и ошибок № 417,
У
кого были затруднения и ошибки № 413(д, е), 414 а, б), 416(б) Урок окончен!
|
Отвечают
на вопросы учителя.
Самооценка
учениками деятельности на уроке.
- Самооценка результата учебной
деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.