Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов №80
г.о.
Тольятти Комсомольского района
Конспект рабочего
урока по литературному чтению.
Тема: Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка –
выручалочка».
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Составитель: Учитель начальных классов
–
Огуречникова Ирина Сергеевна
Класс. 1 «Г»
Дата проведения. 3.02.2009 г.
2008/2009 учебный год
Тема урока: «Сказки о животных. В. Сутеев
«Палочка – выручалочка».
Цели: формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Задачи:
·
вводить в круг чтения новые авторские сказки;
сравнивать сказки по темам; учить составлять
схематический план и пересказывать по плану;
сравнивать героев сказки и их поступки;
·
развивать творческое воображение; совершенствовать
устную речь учащихся.
·
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование
урока:
1.Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная
хрестоматия для учащихся
1 класса, с.114-117.
2.Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1
класса, с.48.
3.Листочки, цветные карандаши для моделирования.
4.Выставка книг В. Г. Сутеева.
5.Костюмы Зайца, Ежа. (Для инсцинирования.)
6.Карточки для рефлексии.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Ход
урока:
1. Оргмомент.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Улыбнитесь
друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит
всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения
и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас
ждёт встреча с новым произведением.
-Заголовок
произведения «Палочка - выручалочка».
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
- О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка
помогала кому – то? (Золушка)
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши
предположения.
3. Чтение учителем произведения.
(Книги закрыты).
4. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Моделирование обложки.
(Учащиеся работают на подготовленных
листочках.)
-Ребята, как вы
думаете, что я вам прочитала? (Сказку)
-Почему вы так
решили? Докажите.
-Если это сказка, то какая фигура на модели?
(круг)
-Покажите на своих моделях, что я вам
прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка? (О животных)
-Значит, каким цветом будет круг?
(Коричневым.)
-Покажите это на
своих моделях. (Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто
написал эту сказку? (В.Сутеев.)
-Значит, какая это сказка? (Авторская
(литературная)).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Какой заголовок подходит? (Палочка –
выручалочка) Запишите.
(Применяется метод моделирования - введение
системы «заменителей» (условных обозначений) жанров и модели обложки).
Образец обложки
Фамилия автора
Тема
и Жанр (сказка о животных)
Заголовок
-Что вы знаете о В.Сутееве?
(В.Сутеев сам иллюстрировал свои произведения,
писал сценарии к мультфильмам, у него был секрет: писал он правой рукой, а
рисовал левой.)
-Художник и писатель в одном лице – это
настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик
мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не
только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других
авторов с рисунками Сутеева.
-У Ани Новосельцевой в домашней библиотеке
есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.
(Аня знакомит с книгой «Стихи и сказки в
картинках В.Г.Сутеева»)
-Это, действительно, удивительный человек. Его
рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы?
Отгадайте по моделям обложек. (Обратиться к выставке книг.)
-Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша»,
«Яблоко», «Под грибом», «Ёлка», «Капризная кошка».
6. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.
Ах, как мало мы писали, глазки у ребят
устали.
(поморгать глазами) Посмотрите все в окно,
(посмотреть влево – вправо) Ах, как солнце высоко.
(посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
(посмотреть по дуге вверх, вправо, вверх,
влево) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
7. Работа с произведением: анализ
содержания, словарная работа, определение темы чтения.
-Вам встретились
такие слова, значение которых вам было непонятно?
Вытягалочка – вытягивать
Поднималочка – поднимать
Ударялочка – ударять
-Кто главные герои
в сказке? (Ёжик и Заяц.)
-Переверните модели и запишите это на обратной
стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
(Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.)
-Каким был Ёжик? Заяц?
Воспитанный Невоспитанный
Вежливый Грубый
Смелый Трусливый
Добрый Благодарный
Умный
Находчивый
Сообразительный
Скромный
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил
его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
8. Повторное слушание.
- Хотите послушать сказку в исполнении артиста
Всеволода Абдулова?
-Я буду показывать иллюстрации к этой сказке.
(Прослушивание
аудиокниги, просматривание иллюстраций к сказке.)
9. Релаксация. Музыкальная пауза. (Дети исполняют песню «В мире много сказок»)
В мире много
сказок грустных и смешных,
Грустных и
смешных.
Не прожить на
свете нам без любимых книг,
Не прожить на
свете нам без них.
Добрую сказку в душе
сбереги,
С добрых героев
пример ты бери.
Сам для других ты
волшебником будь.
Детство уйдет, но ты их не забудь
10.Творческая работа в группах.
Сейчас будем работать по группам.
1 группа «Мишки»– составить диафильм
2 группа «Белочки»- работа в книге «Литературное
чтение», с. 117
-Задача вашей группы – прочитать отрывок из
сказки, проинсценировать диалог главных героев.
3 группа «Лисички»– придумать продолжение
сказки от имени Зайца
Презентация работы каждой группы.
Вопросы учащимся после инсценирования сказки:
-Представьте, что перед вами настоящие герои
сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
-Что посоветуете Ежу? Зайцу?
11. Рекомендации для домашней работы.
-Сегодня на уроке
вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами?
Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому
отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица
Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
12. Итог урока. Рефлексия.
-Может ли простая
палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка
может стать волшебной?
-Вы правы, а как об
этом сказал автор? Что самое важное? («Важна не палка, а умная голова, да
доброе сердце!»)
«Сказка – ложь, да
в ней намёк, добрым молодцам урок»!
-Чему учит нас
сказка?
- Какой урок
возьмём из неё?
-Что хотел нам
сказать автор? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если
окажется в руках умного и доброго человека.)
-Мой добрый друг,
пожалуйста,
Добро совершать
не бойся.
Помог кому – то
– и радуйся,
Награды не
нужно большей.
-Дарите людям
добро!
-Ребята, хочется
узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему
научились?
-Какое произведение
помогло?
-Покажите ваше
настроение.
-Оцените свою
работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал
лучше, Я мог бы работать Я недоволен
своей
чем
вчера. лучше.
работой.
-Прикрепите на
общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
-Спасибо за работу!
-Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.