Конспект
открытого урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
«Культура
и мораль»
МБОУ
«Бондаревская СОШ» Бейского района Республики Хакасия
Учитель
ОРКСЭ истории и обществознания Кончакова С.П.
Цель урока:
формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и
взаимовлиянии культуры и морали.
Задачи урока:
- ознакомить обучающихся с понятием
культура;
- ознакомить с видами культуры (материальная,
духовная);
- ознакомить обучающихся с понятием
мораль;
- научить различать культурные и
моральные ценности.
Ожидаемые
результаты урока:
Обучающиеся узнают:
- что такое культура;
- что такое мораль.
Обучающиеся научатся:
- различать культурные и моральные
ценности;
- формулировать вопросы по
изученному материалу.
Обучающиеся освоят:
-первичные представления о
взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Межпредметные
связи: чтение,
русский язык, окружающий мир
Основные термины и
понятия: мораль,
культура.
1. Мотивационно
–организационный этап.
- деление на
подгруппы
-приветствие
гостей
Проверка
домашнего задания. (Учебник стр.7)
Кто был
основателем науки этики?
Что
означает слово мораль?
Что
помогает понять светская этика?
2. Введение
в тему урока.
- Сегодня
мы поговорим с вами о таких важных понятиях, науки Этики как КУЛЬТУРА И
МОРАЛЬ.(С№1)
- Как вы
можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА? Где вы сталкивались с этим понятием в
повседневной жизни?
Ответы
детей. (культура поведения, культурный человек, год культуры)
- Однозначного
ответа на данный вопрос не найти.
Давайте по
порядку.
Работа с
учебником. Стр.8 (чтение обучающимся)
-Обобщение
учителем(С№ 2 )
Понятие
«культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало
«возделывание земли» Предполагалось, что уход за полем- это не просто обработка
земли, но и заботливое отношение к ней.
В русский
язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух
значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность.
- Культуру
иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая
может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей,
которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.
Любой
объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом
культуры». (С№ 3,4,5,6 )
Например,
просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или водохранилище, просто
дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае
творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.
Кроме
того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый
народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры
существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не
только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
Работа с
иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.
-
Рассмотрите иллюстрации на развароте. Элементы каких национальных культур на
них представлены?
(С№7 )
Культура
включает материальные и духовные ценности человечества следовательно, культура
делится на материальную культуру,(записать в тетради) включает в себя
предметы человеческого труда и духовную, это представления,
идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.
- Задание
для групп.
У вас на столах лежат карточки. Необходимо их разделить на 2 части. Одни
карточки отнести к материальной культуре, а другие к духовной культуре. Я прошу
вас встать и выполнять задание стоя, можно передвигаться вокруг стола. Пока вы
выполняете задание звучит музыка. Как только музыка перестанет звучать
необходимо сесть на свои места и приготовиться отвечать.
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЗАСТАВКА(Проверка выполнения.)
- На какие
два вида делится культура? материальную культуру духовную
(Слайд 8 )
Духовная
культура в свою очередь делится на: (записать в
тетради)политическую- это идеалы и жизненные ценности людей в
государстве;
Правовую-законы,
по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без
исключения;
Особый вид
духовной культуры Мораль. Вы когда-нибудь встречались со словом
мораль? (Читать мораль, мораль той басни такова).Мораль-система
норм и ценностей, правила регулирующие поведение людей.
Работа с
учебником. Стр.9 последний абзац (чтение обучающимся)
- А как по
вашему, может ли культура существовать без морали?
- Какого
человека можно назвать культурным?
Поиграем в
игру «Осуждаем-одобряем »
Постарайтесь
определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут
осуждаются. Группы по очереди отвечают на вопрос. Если кто-то выкрикивает, тот
по правилам игры пропускает ход (Слайды 9-25)
Долго болтать по
телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать
престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным.
Оставить в беде
малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц.
Обижать животных. Оказать помощь, попавшему в беду человеку. Спасти животных.
Сделать скворечники. Уборка в классе. Игры на переменах. Дарить подарки к дню
рождения.
Подведение
итогов.
Сегодня за вами очень внимательно наблюдали и слушали о чём мы с вами
говорили, учителя из других школ. Давайте еще раз повторим чем о чём мы
сегодня узнали на уроке. А гости могут нам помочь.
- Что означает
слово «Культура»?
-Какие виды культуры
ты запомнил?
- Приведите
примеры материальной и духовной культуры.
- Что за особый
вид духовной культуры?
-А вы считаете
себя культурными людьми?
Рефлексия.
Перед вами лежат
листочки вам необходимо их подписать. Кружком обвести правильные ответы.
Домашнее задание.
Задание 4 на стр 9.Вместе с
родителями составьте свой свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в
вашей семье. Запишите в тетради.
- Благодарю всех детей за работу на
уроке. Урок окончен
Укажите своё имя_____________________________________
1. Выберите
из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки
зрения добра и зла.
А) умение
говорить правду
В) неопрятность
Г) нежелание
выполнять домашнюю работу
Д) уважение к
родителям
2. Выберите
из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки
зрения добра и зла.
А) невыполнение
данного обещания
В) помощь другу
Г) опоздание в
школу
Д) соблюдение
режима дня
Укажите своё имя_____________________________________
1. Выберите
из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки
зрения добра и зла.
А) умение
говорить правду
В) неопрятность
Г) нежелание
выполнять домашнюю работу
Д) уважение к родителям
2. Выберите
из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки
зрения добра и зла.
А) невыполнение
данного обещания
В) помощь другу
Г) опоздание в
школу
Д) соблюдение
режима дня
Материальная культура
|
здание
музея
|
картина
|
царский
дворец
|
старинныемонеты
|
украшения
|
одежда
|
Духовнаяная культура
|
традиции
|
обычаи
|
ценности
|
идеалы
|
нормы
|
правила
|
Используемые источники:
http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5908&hry=./54555/215143
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.