Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
«Культура и мораль»
МБОУ «Бондаревская СОШ» Бейского района Республики Хакасия
Учитель ОРКСЭ истории и обществознания Кончакова С.П.
Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Задачи урока:
- ознакомить обучающихся с понятием культура;
- ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);
- ознакомить обучающихся с понятием мораль;
- научить различать культурные и моральные ценности.
Ожидаемые результаты урока:
Обучающиеся узнают:
- что такое культура;
- что такое мораль.
Обучающиеся научатся:
- различать культурные и моральные ценности;
- формулировать вопросы по изученному материалу.
Обучающиеся освоят:
-первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Мотивационно –организационный этап.
- деление на подгруппы
-приветствие гостей
Проверка домашнего задания. (Учебник стр.7)
Кто был основателем науки этики?
Что означает слово мораль?
Что помогает понять светская этика?
2. Введение в тему урока.
- Сегодня мы поговорим с вами о таких важных понятиях, науки Этики как КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ.(С№1)
- Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА? Где вы сталкивались с этим понятием в повседневной жизни?
Ответы детей. (культура поведения, культурный человек, год культуры)
- Однозначного ответа на данный вопрос не найти.
Давайте по порядку.
Работа с учебником. Стр.8 (чтение обучающимся)
-Обобщение учителем(С№ 2 )
Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли» Предполагалось, что уход за полем- это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях: 1)хлебопашество, земледелие; 2)образованность.
- Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.
Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры». (С№ 3,4,5,6 )
Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.
Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
Работа с иллюстрациями в учебнике стр. 8-9.
- Рассмотрите иллюстрации на развароте. Элементы каких национальных культур на них представлены?
(С№7 )
Культура включает материальные и духовные ценности человечества следовательно, культура делится на материальную культуру,(записать в тетради) включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.
- Задание для групп. У вас на столах лежат карточки. Необходимо их разделить на 2 части. Одни карточки отнести к материальной культуре, а другие к духовной культуре. Я прошу вас встать и выполнять задание стоя, можно передвигаться вокруг стола. Пока вы выполняете задание звучит музыка. Как только музыка перестанет звучать необходимо сесть на свои места и приготовиться отвечать.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА(Проверка выполнения.)
- На какие два вида делится культура? материальную культуру духовную
(Слайд 8 )
Духовная культура в свою очередь делится на: (записать в тетради)политическую- это идеалы и жизненные ценности людей в государстве;
Правовую-законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения;
Особый вид духовной культуры Мораль. Вы когда-нибудь встречались со словом мораль? (Читать мораль, мораль той басни такова).Мораль-система норм и ценностей, правила регулирующие поведение людей.
Работа с учебником. Стр.9 последний абзац (чтение обучающимся)
- А как по вашему, может ли культура существовать без морали?
- Какого человека можно назвать культурным?
Поиграем в игру «Осуждаем-одобряем »
Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаются. Группы по очереди отвечают на вопрос. Если кто-то выкрикивает, тот по правилам игры пропускает ход (Слайды 9-25)
Долго болтать по телефону. Навестить больного человека. Обманывать родителей. Помогать престарелым людям. Работать на школьном огороде. Ходить грязным.
Оставить в беде малыша. Защитить малыша от собаки. Испугаться грозы. Сделать кормушки для птиц. Обижать животных. Оказать помощь, попавшему в беду человеку. Спасти животных. Сделать скворечники. Уборка в классе. Игры на переменах. Дарить подарки к дню рождения.
Подведение итогов. Сегодня за вами очень внимательно наблюдали и слушали о чём мы с вами говорили, учителя из других школ. Давайте еще раз повторим чем о чём мы сегодня узнали на уроке. А гости могут нам помочь.
- Что означает слово «Культура»?
-Какие виды культуры ты запомнил?
- Приведите примеры материальной и духовной культуры.
- Что за особый вид духовной культуры?
-А вы считаете себя культурными людьми?
Рефлексия.
Перед вами лежат листочки вам необходимо их подписать. Кружком обвести правильные ответы.
Домашнее задание.
Задание 4 на стр 9.Вместе с родителями составьте свой свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье. Запишите в тетради.
- Благодарю всех детей за работу на уроке. Урок окончен
Укажите своё имя_____________________________________
Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла.
А) умение говорить правду
В) неопрятность
Г) нежелание выполнять домашнюю работу
Д) уважение к родителям
Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки зрения добра и зла.
А) невыполнение данного обещания
В) помощь другу
Г) опоздание в школу
Д) соблюдение режима дня
Укажите своё имя_____________________________________
Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла.
А) умение говорить правду
В) неопрятность
Г) нежелание выполнять домашнюю работу
Д) уважение к родителям
Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество осуждает с точки зрения добра и зла.
А) невыполнение данного обещания
В) помощь другу
Г) опоздание в школу
Д) соблюдение режима дня
Материальная культура
здание музея
картина
царский дворец
старинныемонеты
украшения
одежда
Духовнаяная культура
традиции
обычаи
ценности
идеалы
нормы
правила
http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5908&hry=./54555/215143
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Задачи урока:
- ознакомить обучающихся с понятием культура;
- ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);
- ознакомить обучающихся с понятием мораль;
- научить различать культурные и моральные ценности.
Ожидаемые результаты урока:
Обучающиеся узнают:
- что такое культура;
- что такое мораль.
Обучающиеся научатся:
- различать культурные и моральные ценности;
- формулировать вопросы по изученному материалу.
Обучающиеся освоят:
-первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 05.01.2015 |
Раздел | Другое |
Подраздел | |
Просмотров | 1685 |
Номер материала | 31363 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: