Кордюкова Любовь Владимировна, учитель – логопед, МБОУ СОШ №2 г. Покачи.
Конспект логопедического занятия с применением здоровьесберегающих и
информационно – компьютерных технологий по теме: «Дифференциация звуков и букв
п - б» с обучающимися 2 – го класса общеобразовательной школы, СКК VII вида, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные
несформированностью фонетико – фонематического восприятия и связанного с ним
анализа и синтеза.
ТЕМА:
Дифференциация звуков и букв п – б
Цель: Систематизировать
знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы б- п в устной и
письменной речи.
Задачи:
1. Коррекционно -
образовательные:
- закрепить знания
о механизме образования звуков "п" – "б" и их
акустических особенностях;
- упражнять обучающихся
в дифференциации фонем "п"-"б" по звонкости – глухости
с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
- закрепить умения
дифференцировать звуки п- б по звонкости – глухости в слогах, словах,
предложениях устно и на письме;
- учить правильному
построению словосочетаний и предложений.
2. Коррекционно -
развивающие:
- развивать
фонетико – фонематическое восприятие;
- обогащать
лексико- грамматический строй речи;
- развивать познавательных
психических процессов: внимания, памяти, мышления.
- формировать
пространственное восприятие и представление .
3. Воспитательные:
·
воспитывать интерес к занятиям;
·
формировать положительную учебную мотивацию;
·
повышать речевую активность;
·
оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Методические
приемы:
- наглядность (
карточки, слайды презентаций);
- совместная и
индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении
некоторых упражнений;
- элементы
сказотерапии;
- игровые ситуации.
Дидактические
средства:
·
оборудование: картинки и карточки по
дифференциации звуков и букв п–б;
·
тетрадь для логопедических занятий № 3. «Различаем
глухие и звонкие согласные» ( автор Л.М.Козырева);
·
мультимедийная техника: ноутбук, проектор,
колонки; презентация занятия в Power Point;
·
цветные карандаши, ручки, ребусы, карточки, мягкая
игрушка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1.Психогимнастика.
Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнитесь друг
другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы!
Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что
вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь
выдохните. Вдохните еще раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы!
Давайте еще раз улыбнемся друг другу и произнесем пожелания.
Игра на групповое
сплочение " Пожелания ". (Дети передают друг другу мягкую игрушку и
говорят пожелания).
СЛАЙД- 1
Прозвенел и смолк
звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно
сели
И на доску
посмотрели. ( монитор).
II.
Основная часть
2. Сообщение темы. СЛАЙД-2, 3
Распались буквы,
необходимо собрать в слова:
и, о, б, ч, к (
бочки)
и, о, п, ч, к
(почки)
Работа над значением
слов..
- Выделить первый
звук в словах?
- Сегодня мы с вами
будем работать со звуками "п" – "б", буквами п - б
3.Характеристика
звуков
- О каком звуке
сказано?
Язычком, передним
краем,
В десна верхние
ударим.
Звук короткий, звук
взрывной,
Звук без голоса,
глухой.
(Дети произносят
звук "п", дают характеристику звуку ).
Аналогично – работа
со звуком "б"
Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.
- Так чем похожи? (согласные,
есть преграда – язык).
- Чем отличаются
звуки "п"-"б"? ( "п"- голосовые связки не
работают, звук состоит только из шума; "б"- голосовые связки
работают, горлышко дрожит).
4.
Связь звука с буквой. СЛАЙД -4
«П»- согласный,
парный, глухой, твердый.
«Б» - согласный,
парный, звонкий, твердый.
- На что похожи
буквы?
П ( турник),
Влез на букву озорник:он решил, что П
– турник.( Е. Тарлапан)
Б ( на человечка)
Буква Б с большим
брюшком, в кепке с длинным козырьком. ( А. Шибаев)
5. Развитие
фонематического слуха. СЛАЙД- 5
-Сказка – это
всегда чудеса и приключения.
-Вы хорошо знаете
сказки?
-Сейчас мы узнаем
это.
-Ваша задача –
разгадать загадки , назвать сказочного героя .
«У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?»
(Буратино)
Буратино.
Из какой он сказки? ( золотой ключик …). Он не любил учиться и слушать
старших, торопился и всегда допускал много ошибок.
Чтобы правильно
писать без ошибок, нужно научиться различать звуки на слух.
Необходимо определить
на каком месте стоят звуки "п" или "б".
·
Определить место звука "п"(глухой).
Слова: лампа,
дупло, пастух, попугай, белобока ,…
·
"б"(звонкий).
Слова: грибы, колобок,
рыба, борода, барабан, бабочка…
6.
Дифференциация в слогах. СЛАЙД-6
«Не лежалось на окошке -
Покатился по дорожке...»
(Колобок)
- А этот герой из
какой сказки?( Сказка про колобка). СЛАЙД-7
·
Вставить нужный слог в слово: па или ба .
ры -, Лю -, ли-, - ран, тро - ,
- лец, ло - та , - зар,- бушка,
тру-,-
рус,- лата, ло – та.
·
Работа по карточкам индивидуально: по или бо
Слова: -
ле, - вар, - жар, - лото, -лет, - лел,
са – ги,
ра – та, за – та (взаимопроверка )
7.
Дифференциация в словах. СЛАЙД- 8, 9
Работа в тетрадях .
«В Простоквашино
живёт,
Службу там свою
несёт.
Почта-дом стоит у
речки.
Почтальон в ней —
дядя ...»
(Печкин)
Почтальон Печкин
принес нам письмо. Из какой сказки? ( Трое из Простоквашино).
·
Расшифровать слова. Вставить пропущенные буквы
п или б. Записать в
три столбика:
«п» «б»
«п - б»
Парад
борт пломба
лампа
облако палуба
поляна
букет прибор
пальма
забор проба
запор автобус
Проверка на мониторе. Работа над значением каждого слова.
Физкультминутка. Играет музыка. СЛАЙД- 10 - 16
Упражнения для
глаз.
8.
Задание «ПЧЕЛКА». СЛАЙД-17,18
К нам прилетела
пчелка! Настоящая пчелка – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает,
собирает нектар, перелетая от одного цветка к другому. Наша пчелка тоже
трудолюбивая, но летает она не по цветочному полю, а по буквенному. Вместо
нектара она собирает буквы.
Давайте поможем
пчелке правильно их собрать, чтобы получились целые слова. Внимательно
слушайте мои команды и запоминайте буквы, на которых пчела делает остановку,
чтобы прочитать полученное слово.( Приложение 1 )
·
Первая буква, на которую опустилась пчелка,
находится:
1. в верхнем правом
углу (б), 1. в верхнем среднем углу (п),
2. в нижнем левом
углу(а) 2. в нижнем левом углу(а)
3. в центре
квадрата( ш) 3. в центре квадрата( ш)
4. в верхнем левом
углу (н) 4. в верхнем левом углу (н)
5. в среднем ряду
справа( я) 5. в среднем ряду справа( я)
Какое получилось
слово? ( башня), ( высокое здание ).
Замените буквы б
на букву п , что получится ( пашня), ( вспаханная и засеянная земля).
Картинки на слайде:
башня – пашня
9.Игра
«Из двух – третье» . Слайд- 19, 20
«В клетке он один
сидит
Сам с собою говорит
Ты загадку отгадай
Это птица……»
(Попугай.)
Соедините линиями таблички со словами так, чтобы
получилось третье
слово с буквами П или Б.
банк оса
бар вол
буй рот
пол сук
пар ель
пан ус
10.
Игра «четвертый лишний». СЛАЙД-21,22
«Лечит маленьких
детей,
Лечит птичек и
зверей,
Сквозь очки свои
глядит
Добрый доктор… «
(Айболит)
Доктор Айболит подготовил следующее задание.
·
Вставить пропущенные буквы п или б и подчеркнуть
«лишнее слово»
блокнот, -омидор,
я-локи, -анка;
ло –ата, - о –угай,
- укварь, - чела;
- тон, - альто, - алка, ре- ка
Проверка
11.Дифференциация
в предложении. СЛАЙД-23,24
«Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!»
(Красная Шапочка)
Красная шапочка очень спешит к своей бабушке, но чтобы добраться до нее нам необходимо
помочь ей.
·
Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу
слово из данных за чертой.
III.Подведение
итогов занятия.
12. Итог
занятия. Слайд- 25-30.
« Постучался в нашу
дверь
Необычный чудо-зверь
-
Он в коричневой
рубашке,
Ушки-блюдца
нараспашку.»
( Чебурашка)
- Вот и подошло к концу наше занятие, но чтобы закончить урок
«Чебурашка » нам приготовил следующее задание, нужно разгадать ребусы:
(ответ: бабочка,
пальцы).
- Прочитайте
название , какие звуки есть в этих словах?
- Какие звуки
сравнивали на занятии?
- Какой звонкий, а
какой глухой?
- В чем сходство?
- В чем различие?
- Назвать сказочных
героев в именах которых есть звуки «п- б».
- Вспомнить слова
паронимы со звуками п и б.
Всем спасибо!
Урок окончен.
Литература: 1.
Л.М.Козырева«Различаем глухие и звонкие согласные»
2. Е.В.Мазанова «Учусь не путать звуки»
3. О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская «Развитие и коррекция пространственно –
временных представлений».
Интернет ресурсы:
4. http://birdsfile.com/graphics/…
5. http://www.stockers.ru/inkscape_tutorials/butterfly/(бабочка)
6. http://ua.autoreview.ru/forum/forum6/topic9366/messages/ (пальцы)
7. http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%
( верба)
9.
http://produktmore.megadoski.ru/top5593163.htm ( бочки)
10. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA% ( пашня, башня)
11. http://anime.wayy.ru/photo/prochee/animacija_pchela_majja/49-0-2323
( пчела)
Приложение 1
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.