Классный час во 2-м классе "Поговорим о дружбе"
Преснецова А. Д.
Цели:
·
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен
быть настоящий друг;
·
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и
самосозидания личностей учащихся;
·
содействовать формированию дружного коллектива.
Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс
рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.
Оборудование:
магнитофон; аудиозапись мелодии песни “Когда мои друзья со мной”;
мультимедийный проектор, экран; электронная презентация (Приложение
1).
Ход классного часа:
I. Орг.
Момент (2 мин.)
Учитель: Я рада
вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час
принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
-
Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его
начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку –
«настроение» .)
II. Стадия вызова.
Учитель:
А
чтобы тему классного часа узнать, Нужно нам кроссворд отгадать.
Кроссворд:
1.Хозяин
лесной
Просыпается
весной,
А
зимой под вьюжный вой
Спит
в избушке ледяной.
2.Одной
ручкой всех встречает,
А
другой провожает.
3.В
лесу у пня с утра беготня,
Народ
рабочий с утра хлопочет
4.С
неба звездой, в ладошку – водой.
5.Стоит
Антошка на одной ножке.
6.
Из горячего колодца через нос водица льется
|
м
|
е
|
д
|
в
|
е
|
д
|
ь
|
|
д
|
в
|
е
|
р
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
м
|
у
|
р
|
а
|
в
|
ь
|
и
|
с
|
н
|
е
|
ж
|
и
|
н
|
к
|
а
|
|
г
|
р
|
и
|
б
|
|
|
|
|
|
|
|
ч
|
а
|
й
|
н
|
и
|
к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
дружба
–
Учитель:
Молодцы!
Тема нашего классного часа «Дружба». А эта картинка подходит к теме нашего
урока? Почему?
–
Как
вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить ?
2.
Прием «Дерево предсказаний»
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии
(правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом
вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения,
на доске фиксируются и альтернативные идеи.
Звучит песня
В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”.
Учитель: Каким
должен быть настоящий верный друг?
Учитель: Разгадали
кроссворд и восстановите предложения «… - это счастье!
… - это боль!
… - это радость!
…
- это всё!»
Дружба - это счастье!
Дружба - это боль!
Дружба - это радость!
Дружба - это всё!
Учитель:
Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба
ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности,
а из дружеского расположения;) разг.
3.
Этап осмысления.
а) фронтальная работа
Учитель: Как вы,
ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
Учитель:
Случается,
что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о
дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.
Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за
младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому
человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного
человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю
жизнь.
б) работа в группах.
Учитель: Подобрать
пословицу по ключевым словам.
Каждая
группа выбирает ключевые слова и объясняет её смысл.
·
…
– ищи ,а нашел – …
·
Не
имей … … ,а имей … ….
·
Человек
без …… ,что дерево без ….
·
…
– как стекло разобьешь – не ….
·
Недруг
поддакивает, а …спорит.
Заслушивание ответов групп.( Прокомментировать
пословицу.)
Учитель: О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Физминутка:
Встаньте
дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
Учитель: Что свойственно дружеским отношениям?
в) работа в группах.
Поиграем в игру
«Ромашка». Игра-тренинг «Ромашка»
Учитель: У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое
качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё
качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
(Группы по очереди
выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые
для дружбы.
Учитель:Какими качествами должен обладать человек,умеющий дружить?
Лепестки ромашки:(не
бросать друга в беде,умеет хранить секреты,честный,должен уметь
дружить,заступаться друг за друга)
г) работа в парах.
Учитель: Составьте по 3 толстых и 3 тонких вопроса о дружбе.
Учащиеся
составляют по 3 толстых и 3 тонких вопроса. (7 мин)
Например:
Толстые
|
Тонкие
|
Что
отличает дружных людей, что присуще их отношениям?
|
Что
несвойственно дружеским отношениям?
|
Что бы ты сделал ради дружбы?
|
Кого
человек вправе назвать своим другом?
|
Порядочность проявляется когда?
|
Нужна
ли тебе дружба?
|
4.
Рефлексия
Учитель: Наш
классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Учитель: кого вам хочется поблагодарить за работу ?
Составьте
синквейн по нашего классного часа. Лучший вариант я размещу на доске:
Дружба
Настоящая,
лживая.
Создается,
укрепляется, разрушается.
Улей
дружбой крепок
Друг
Выберите
из конверта звездочку такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в
конце классного часа.
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича,
музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)
Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня?
Докажите свои предположения.
Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и
рассуждения.)
/1 слайд презентации/
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и
устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и
крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение
между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и
поговорок.
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о
дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?
Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?
Учитель: А с чем вы не согласны?
Учитель: Что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. /2
слайд презентации/
Учитель: Названия населённых пунктов, названия трудных участков
горных переходов (перевал Дружба на ледник Джамансу).
Учитель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы
понимаете его значение?
Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к
толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:
Друг – это человек, который связан
с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с
этим понятием:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Учитель: А есть ли у вас друг?
Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они –
ваши друзья?
(Добрые, веселые, умные и т. д.)
Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь
позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».
Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте,
можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?
Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется,
переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А для чего нужны друзья?
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.
Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
Учитель: Что же у нас получилось?
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать,
быть вежливым, внимательным и т. д.) /3 слайд презентации/
·
Уступать
·
Не бояться просить прощения, если обидел друга
·
Не грубить
·
Не злиться
·
Не жадничать
·
Помогать другу
·
Быть честным
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга -
ищи, а нашел - береги».
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым,
что захотелось вместе с вами спеть. А вам?
Исполнение песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского,
музыка В. Шаинского, из кинофильма «И снова Анискин»)
Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!
Раз иголка, два иголка — будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
В небесах зари полоска заполощется.
Раз березка, два березка — будет рощица!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите
себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? /4 слайд
презентации/
Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов
Земли?
1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета
одна».
2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и
решать их мирным путём.
3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.
Учитель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами
готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)
4) Проводить совместные праздники (2 апреля - День единения
народов Белоруссии и России).
5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.
Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России,
есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? /5
слайд презентации/
Орденом Дружбы народов награждаются:
·
граждане России;
·
предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения,
республики, края, области, города.
·
Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся
гражданами нашей страны.
Учитель: Где находит своё отражение дружба в жизни человека? /6
слайд презентации/
·
в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы
·
спортивный клуб называется «Дружба»
·
интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе
между людьми
Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и
общаться? /7 слайд презентации/ Животные - наши друзья.
Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?
Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас
можно считать настоящими друзьями.
Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба —
это созвучие душ в соединённости судеб».
Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли
много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали
некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)
/8 слайд презентации/
·
Человек без друзей, что дерево без корней.
·
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
·
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
·
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
·
Друзья познаются в беде.
·
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
·
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
·
Друг спорит, а враг поддакивает.
Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним
и споём. /9 слайд презентации/
·
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
·
Я иду и пою обо всём хорошем.
И улыбку свою я дарю прохожим.
·
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
·
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
·
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
·
Если с другом вышел в путь - веселей дорога.
·
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий друг.
Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного
часа. /10 слайд презентации/
Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных
героев может так сказать? (Кот Леопольд).
Учитель: Почему вы так решили?
Учитель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки
он приготовил для мышат: (читаем все вместе)
·
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
·
Лучше честный враг, чем коварный друг.
·
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Учитель: А нам это может пригодиться в жизни?
/11 слайд презентации/ Теперь вы знаете о дружбе всё!
Учитель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?
Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.
Учитель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.
Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в
нашей гимназии или классе, если все вокруг подружатся?
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.