Т.Н.
Богатова
педагог
дополнительного
образования
Муниципальное
бюджетное учреждение
дополнительного
образования
«Центр детского
творчества»
города
Оренбурга
Конспект занятия «Путешествие
в зимний лес»
предмет «Развитие
речи»
Возраст детей 5-6
лет
Тема:
«Использование опорных картинок»
Форма занятия:
групповая
Цель: Формировать умение использовать
опорные картинки - схемы для пересказа, заучивания стихотворения и составления
описательного рассказа.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей воспринимать небольшое по объёму
литературное произведение.
-Учить отчётливо и внятно произносить двустишие в
разном темпе.
-Закрепить знания детей о зиме.
-Пополнить словарный запас.
-Закрепить умение образовывать прилагательные,
подбирать и называть глаголы.
Развивающие:
-Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать навыки пересказа.
- Развивать ассоциативное
мышление детей.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
-Воспитывать умение работать в коллективе,
поддерживать дружеские отношения.
Пособия: бутафорские деревья, 3 мольберта,
фотоаппарат, музыка П.И.Чайковского «Времена года», фонограмма воя волка, д/и
«Чей хвост, чья голова», картинки со следами животных.
Раздаточный материал: на белых листах
нарисованные парафином животные.
Демонстрационный материал: сюжетная картина «Волки»; картинки
животных: белочки, лисы, зайца, волка, кабана; схемы опорных картинок для
заучивания стихотворения, пересказа рассказа и составления описательного
рассказа,
Ход занятия
(В кабинете на полу наклеены следы
разных животных. Стоят бутафорские деревья и мольберты, на которых расположены картины
обратной стороной к детям.)
Организационный момент.
- Здравствуйте! Ребята встаньте все в круг.
- Ребята, какое у вас настроение? Вот с таким хорошим
настроением мы и начнём наше занятие.
Мотивационный момент.
(Дети садятся на стульчики. Педагог
читает стихотворение о зиме).
Снег да снежные узоры.
В поле вьюги разговоры.
В пять часов уже темно.
День - коньки, снежки, салазки.
Вечер - бабушкины сказки.
- Ребята, о каком времени года, это
стихотворение?
- Сейчас на улице зима и я вам предлагаю совершить
сегодня на занятии прогулку по зимнему лесу. Мы возьмём с собой фотоаппарат
для того, чтобы сохранить в памяти всех, кого увидим. Фотографом будет у нас
Егор. В лес мы поедем на санках. Но до леса мы доберёмся только тогда, когда
чётко и правильно скажем 3 раза слова:
«Мы на саночки садимся,
В лес на санках быстро мчимся».
Первый раз надо сказать медленно, второй раз -
быстрее, третий раз ещё быстрее. (После последнего повторения слов звучит «
волшебная» музыка, дети переносятся в лес).
Основная часть
Пересказ рассказа с помощью опорных
картинок.
Итак, мы в лесу. (Звучит музыка Чайковского
«Времена года», педагог читает текст рассказа для пересказа).
Наступила зима. Кругом
лежит белый снег. Небо затянуто серыми облаками. Деревья стоят голые. Река
покрылась толстым льдом. Звери спрятались в норы. Но лесная жизнь продолжается. (Музыка выключается. Педагог
вывешивает перед детьми схему опорных картинок для пересказа рассказа). Приложение
1.
Сейчас я ещё раз прочту рассказ, а вы должны
внимательно слушать, запоминать, а потом пересказать. Но сначала я вас
познакомлю с картинками - подсказками, которые помогут вам пересказать рассказ.
Каждая картинка подскажет вам, о чём надо говорить.
(Чтение рассказа педагогом с
показом картинок. Пересказ рассказа детьми).
Составление описательных рассказов о
диких животных с помощью опорных картинок.
(Педагог
обращает внимание детей на следы).
Посмотрите, в лесу много разных
следов. Отгадайте, чьи это следы? (Рассматривание следов). А я
вам про этих животных загадаю загадку.
Белый на
белом, Рыжая прочтёт,
Написал, где
бегал. Белого найдёт.
Правильно, это следы зайца и лисы. (Идут по следам)
А вот и они сами. (На мольберте открываются картины зайца и лисы). Приложение
2
-Ребята, расскажите, что вы знаете о зайце и лисе. А в
помощь вам, я предлагаю картинки - подсказки, которые подскажут вам, о чём надо
говорить. Приложение 3
( Объяснение педагогом пользованием
схемы для составления описательных рассказов. Один ребёнок составляет
описательный рассказ о зайце, другой о лисе по плану: размер животного, цвет,
части тела, где живёт, как называется жильё, чем питается, как называется
детёныш.)
- Егор, сфотографируй зайца и лису, пока они не
убежали.
Заучивание стихотворения с помощью
опорных картинок.
Продолжаем нашу прогулку по лесу. Смотрите, а вот
другие следы. (Следы ведут к бутафорскому дереву. По стволу наклеены следы,
а на верхушке грибы и шишки).
- Чьи это запасы? (Белочки).
А вот и сама белочка. ( Открыть картину белочки). Приложение
4
Послушайте
про белочку стихотворение.
В этом стихотворение есть слово « сучки». Кто из
вас знает, что оно означает? (Педагог показывает ветку дерева). Вот
так выглядят сучки. Это боковые отростки от основного ствола. Белочка очень
хочет, чтобы мы выучили про неё стихотворение. Вы согласны?
Для того, чтобы вам легче и быстрее его запомнить,
есть картинки – подсказки. Каждая картинка подскажет вам, какие слова надо
говорить. Приложение 5 (Повторить с детьми хором стихотворение 2-3
раза пользуясь картинками и опросить 2-3 детей).
- Егор, сфотографируй белочку, и мы пойдём дальше.
Составление предложений по сюжетной
картине «Волки».
Идём дальше. (Идём по следу волка, звучит
фонограмма воя волка).
- Ребята, чей это голос? (Волка). Не
бойтесь, этот волк добрый.
( На очередном мольберте, педагог
открывает сюжетную картину с волками).
Составьте по этой картине по одному полному
предложению.
( Опрос всех желающих детей).
- Егор, запечатли на память волков и мы отправимся
дальше.
Подбор глаголов.
(Идём по следам кабана).
- Чей этот след? Я вам подскажу. Вместо
хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Если дети называют свинью, педагог
спрашивает, как называется дикая свинья. Появляется картина кабана). Приложение
7
- Расскажите, что умеет делать кабан? (Ходить,
бегать, есть, пить, спать, хрюкать, рыть, искать, смотреть, наблюдать,
заботиться, добывать и т.д.)
Дидактическая игра «Чей хвост, чья
голова?». Приложение 8
-Ребята, давайте вспомним, каких
зверей мы видели в лесу. (Белку, лису, волка, зайца, кабана).
Звери решили с вами поиграть, они спрятались за
деревья, а вам показывают только хвост и голову. Назовите, чья это голова и
чей хвост? (Педагог по-очереди показывает картинку головы и хвоста
животного. Дети отвечают: это беличья голова и беличий хвост, заячья голова и
заячий хвост, лисья голова и лисий хвост, волчья голова и волчий хвост, кабанья
голова и кабаний хвост).
Итоговый момент:
Подходит к концу наша прогулка. И
мы с вами увидели, что лес живёт своей жизнью даже зимой.
- Как вы думаете, легко ли
живётся зимой диким животным? (Диким животным зимой холодно и им трудно
добывать еду).
Зима красивое время года, но очень трудное для
животных. А для вас ребята, зима какая бывает? (Холодная, морозная,
долгая, снежная, красивая, сказочная, вьюжная, злая, весёлая, радостная и т.
д).
- Когда вы слышите слово «зима»,
что вы представляете?
(Снег, лёд, санки, лыжи, сугробы, снеговики, сосульки, метель и т.д.).
- Назовите признаки зимы? (Перечисление
детьми признаков зимы).
- Ребята,
сегодня на прогулке Егор сфотографировал всех животных, которых мы встретили.
А сейчас мы проявим нашу плёнку и посмотрим, какие получились фотографии. (Дети
садятся за столы, губку мочат в воде с добавлением гуаши. Мокрой губкой
проводят по бумаге, на которой заранее были нарисованы животные парафином,
появляются рисунки зверей.)
Фотографии
возьмите с собой в память о нашем занятии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.