Тема занятия: Сказочный дворец.
Цели:
·
Знакомство учащихся с основными видами
контрастов.
·
Закрепление знаний основных законов
построения композиции.
·
формирование у учащихся
навыков рисования по представлению, знаний об основных законах композиции,
умение выделять композиционный центр.
·
Развивать практические умения в подборе цветов для различных типов
цветовых контрастов. Развивать воображение и наблюдательность.
·
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Тип урока: практическое занятие, знакомство с видами
контраста.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный.
Форма организации
деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа
учащихся.
Оборудование: бумага А4, гуашь, палитра, кисти, карандаш,
баночка с водой.
Ход урока:
1. Организационный
момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
2. Сообщение темы
урока
3. Беседа:
Контраст (от французского contraste - противоположность), в оптике,
отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме.
Композиция, в
которой наиболее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме,
тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных отношениях.
Зрительный
контраст характеризует особенность зрительного восприятия, в силу которой
оценка яркости наблюдаемого объекта меняется в зависимости от окружающего фона
либо от предыдущих зрительных впечатлений. Для глаза человека существует минимальный
(пороговый) контраст.
Значение контраста в
композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в
«Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать контрасты:
«рядом с
высоким ставить низкого, с толстым — худого, с одетым в бархат с тяжелыми и
мягкими складками — фигура в шелку, дающем мелкие и острые складки».
Можем еще
добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и
далекое — или пойти через аллегории добра и зла, времен года...
Если с
помощью контраста передаем остро выразительный сюжет в состоянии природы
(гроза, шторм) или настроение человека гнев, радость, печаль.
Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей
цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за
счёт цветового контраста объект выделен…»). Особенность восприятия и выделения глазом объектов в
зависимости от условий восприятия ( фона ,
движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие
усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета, в частности, синего ижелтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зелеого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту: цвет детали светлеет на темном фоне и
темнеет на светлом. Известно и явление последовательного цветового контраста. Оно выражается в том, что после
перемещения взгляда с одних цветных деталей на др. возникает последовательный
зрительный образ: некоторое время после перемещения взгляда цвет
рассматриваемого предмета смещается в сторону цвета дополнительного к ранее рассматриваемому
участку изображения.
Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы
кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов?
А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая
листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне
ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого
противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску
окружающих предметов.
Взгляните на таблицу 1.
Серый квадрат приобретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным
цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым,
другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Этот и
следующие рисунки не следует рассматривать с близкого расстояния; взгляд надо
фиксировать между квадратами, а не переводить с одного на другой. Здесь
мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового контраста,
который связан с кажущимися изменениями, происходящими при восприятии соседних
цветовых пятен. Каковы же его основные формы?
против друга,
взаимно усиливается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне
кажется нам гораздо насыщеннее того, что лежит на оранжевом, родственном
красному, хотя в действительности хроматические качества обоих квадратов
совершенно одинаковы При контакте двух красок, лежащих на «цветовом круге»
друг (таблица 2).
Бесцветная,
или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону,
окружающему эту плоскость (таблица 1).
При
сопоставлении контрастных цветов, расположенных в цветовом круге недалеко друг
от друга, наш глаз стремится как бы изменить оттенок, приблизив его к
контрастному. Так, зеленый квадрат на синем фойе воспринимается с
оранжево-желтым оттенком, а желтый на красном — с зеленоватым (таблица 3).
Зная эти
закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой
гармонии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря
таким факторам, которые художник не в состоянии использовать в своей работе.
Прежде всего это влияние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного
света из окна или электрической лампы. Зачастую мы не замечаем такого влияния:
лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при
«холодном» свете пасмурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако
на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объединяя
однородной окраской окружающую среду.
На таблице
4 оба квадрата окрашены одной желтой краской, но на синем фоне она кажется
«теплее», чем на красном. Все здесь зависит от взаимодействия цветов. Красный
несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»
1.
4. Самостоятельная
работа учащихся.
Учащимся предлагается
выбрать один из типов цветовых контрастов и выполнить изображение сказочного
дворца.
5. Анализ работ.
6.
Подведение итогов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.