Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зерносовхозская средняя школа имени М.Н. Костина п. Новоселки муниципального
образования «Мелекесский район»
Ульяновской области».
Тема урока:
« Природа – Божий храм
и наш дом родной!»
Автор- составитель: Пастухова Т.Д.,
учитель начальных классов I
категории
МБОУ Зерносовхозская СШ им.М.Н. Костина
п. Новосёлки
2017 г.
Цели и
задачи:
·
Дать представление о
взглядах христиан на природу.
·
Воспитывать бережное отношение
к природе, милосердие по отношению к животным.
Ход занятия:
I.Вступление.
1 ученик:
Есть просто
храм,
Есть храм
науки
А есть ещё
природы храм –
Входи сюда,
Будь сердцем
чуток
Не оскверняй
её святынь!
2 ученик
Земля – наш общий
дом. Этот дом сотворил для человека Бог.
3 ученик
А как это
было?
II часть «Сотворение мира»
Ведущий:
В Библии рассказана Священная история (история
жизни человека с Богом) о происхождении мира.
Мир сотворил Бог. Он
присутствует везде, но увидеть его глазами нельзя.
Священная история
рассказывает, что Бог сотворил мир за шесть дней..
Мультфильм
«Сотворение мира»(2,5мин)
Ведущий:
В шестой день Бог
сотворил человека по Своему Образу и подобию. И дал Бог первому человеку имя
Адам. Бог поставил человека во главе всех своих творений.
Стихотворение
«Сотворение человека» (Л.Мей)
1 ученик.
И
сотворил Бог человека;
По Божью образу его Он сотворил.
И, сотворив их, мужа и жену,
Благословил их Бог, глаголя:
"Растите, множитесь и наполняйте землю,
Господствуйте над всей землею.
И обладайте
рыбами морскими.
И птицами
небесными, зверями,
Скотами, всей землей и гадами земли".
Ведущий:
Христиане
верят в то, что у мира есть Творец. Если
быть внимательным, то можно научиться видеть в красоте и разумном устройстве
мира Премудрость и Любовь Бога, создавшего мир.
III часть «На человеке лежит ответственность за
мир».
1
ученик
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов говорил,
что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил
законы природы, а в Библию – заповеди.
2
ученик
Поэтому Ломоносов
считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет поистине
христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для
христианина. Но мир надо не только познавать, в мире нужно трудиться.
(музыка
тревожная)
3 ученик
К сожалению, в
последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира.
4 ученик.
Многие люди решили,
что главная цель их труда состоит, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они
перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.
Хором: И вот, что из этого получилось!(слайды)
5 ученик.
Несколько поколений
людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что, по сути, отравляли нашу
планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных
исчезли с лица Земли.
(Видеоролик
«Подлинная сторона человеческой природы»)
6 ученик
Христианин полагает,
что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Бог
выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с
животными. У человека есть Образ Божий, т.е. разум и свобода. И именно поэтому
на человеке лежит ответственность за мир.
Ведущий:
Поэтому перед
Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то,
убил ли он эту жизнь и красоту или сохранил и приумножил.
Хором
Кому больше дано -
с того больше и спросится.
IV часть «Святые и животные»
Ведущий:
Для христианина
вся природа – это его родной дом и Божий храм.
Это мы узнаем из
жития Святых, которые не думали «о хлебе насущном» и всегда полагались на волю
Божию.
Человек, который
любит Бога, любим всеми Божьими созданиями.
1 ученик.
В XIV веке жил
преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая
келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто
навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство
кабанов пожалует…
А однажды прямо перед
хижиной святой Сергий встретил большого медведя. Медведь был голоден. Сергий
сжалился над зверем и вынес ему свой обед — кусок хлеба. С тех пор медведь
привязался к преподобному. Каждый день он приходил к келье и угощался хлебом,
который старец оставлял для него на пеньке. Преподобный делился со зверем даже
тогда, когда хлеба было совсем мало. Если святой Сергий молился, медведь
терпеливо ждал, когда он закончит и угостит друга.
2 ученик
Другой русский Святой, Серафим Саровский, тоже долго жил в лесу.
Полянку и свою келью на ней он называл «пустынькой», в память об отшельниках,
живших в пустыне. Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу,
будь то человек или животное. «Радость моя», — так обращался он ко всякому, кто
приходил к нему.
Ведущий читает отрывок из стихотворения «Тварь»
Раз пришла монахиня и видит:
Серафим сидит на пне и кормит
Сухарями серого медведя.
Онемела и ступить не смеет.
Серафим же говорит: "Не бойся,
Покорми его сама". - "Да страшно -
Руку он отъест". - "Ты только веруй,
Он тебя не тронет... Что ты, Миша,
Сирот моих пугаешь-то? Не видишь:
Гостью-то попотчевать нам нечем?
Принеси нам утешеньица".
Час спустя медведь вернулся к келье:
Подал старцу осторожно в пасти
Пчельный сот, завернутый в листы.
Ахнула монахиня. А старец:
"Лев служил Герасиму в пустыне,
А медведь вот Серафиму служит...
Радуйся! Чего нам унывать,
Коли нам лесные звери служат?
(1 апреля 1929-го Коктебель Максимилиан Волошин)
3 ученик
В древней Руси
покровителем домашних животных считался святой Власий. Ему молились,
если вдруг заболеет лошадь или заблудится теленок. Почему же именно к нему
обращались русские крестьяне за помощью? А вот почему…
В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители города
Севастии упросили своего епископа св.Власия покинуть город, чтобы скрыться от
преследований и мучений. Св. Власий послушался любящих его людей и поселился на
горе Аргеос, окруженной лесами, в которых было много зверей. Дикие звери часто
приходили к пещере святого. Они терпеливо ждали, когда он закончит молиться.
Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать,
ползать, прыгать… лизали святому руки и ласкались к нему. Больных зверей Власий
исцелял, возлагая на них руки.
4 и 5 ученики
Ведущий:
Некий
мясник Иван Катков рассказал святому о своем приобретении — строптивом бычке,
который уже многих искалечил. Что делать? И держать невозможно, и зарезать
жалко.
Феофил
и говорит:
—
А ты подари его мне!
—
Но как, если к нему и приближаться трудно? — спросил Иван.
—
Просто. Подойди и скажи: «Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца Феофила.
Собирайся в гости к нему...»
Так
Иван и сделал. И о чудо — фыркающее животное стало послушным и мягким.
Ученик
:
Блаженный Феофил смастерил себе телегу, маленькую будочку и впряг
бычка. У него не было вожжей, святой вообще оборачивался спиной и по дороге
коленопреклоненно читал Псалтырь. Но животное чувствовало своего хозяина,
объезжало ямы, бугорки. Более того, бычок точно знал, куда именно надо отвезти
святого, хотя тот ничего не говорил.
Ведущий:
Это
лишь малая часть историй о том, как дикие животные становились друзьями святых.
Если
посмотреть на Божий замысел о мире, проанализировать изменения после
грехопадения Адама и Евы, то становится ясно: Бог сотворил гармонию, в которой
человек и мир животных жили в согласии.
(отрывок из
стихотворения «Тварь»)
Не
для зверя, а для человека
Бог сходил на землю. Зверь же раньше
Человека в нем Христа узнал.
Бык с ослом у яслей Вифлеемских
До волхвов младенцу поклонились
Не рабом, а братом человеку
Создан зверь. Он приклонился долу,
Дабы людям дать подняться к Богу.
Зверь живет в сознанье омраченном,
Дабы человек мог видеть ясно.
Зверь на нас взирает с упованьем,
Как на божиих сынов. И звери
Веруют и жаждут воскресенья...
Покорилась тварь не добровольно,
Но по воле покорившего, в надежде
Обрести через него свободу.
Тварь стенает, мучится и ищет
У сынов господних откровенья,
Со смиреньем кротким принимая
Весь устав жестокий человека.
Человек над тварями поставлен
И за них ответит перед Богом:
Велика вина его пред зверем,
Пред
домашней тварью особливо".
Ужасная
неприязнь и насилие берут начало в порочности этого мира. В раю такого точно не
было. А святые обретали эту гармонию. Поэтому животные рядом с ними становились
такими, какими они и были созданы. Они служили человеку, а тот, в свою очередь,
заботился о них.
V. Итог занятия.
Ведущий:
- Так
давайте, и мы будем заботиться о мире, который создал для нас наш Творец!
(Ученики
читают по одной строчке)
Давайте вместе Землю
украшать
Сажать сады, цветы
сажать повсюду.
Давайте вместе Землю
уважать
И относиться с
нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она
у нас одна –
Неповторимая,
ранимая, живая.
Прекрасная: хоть
лето, хоть зима…
Вместе:
Она у нас одна, одна
такая!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.