Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
Тема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
Программные задачи.
Образовательные:
II младшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать правую и левую руки;
- учить различать пространственные направления от себя (вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади));
- учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать по образцу;
- упражнять в сравнении двух неравных групп предметов, в уравнивании их двумя способами.
старшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
- учить работать с планом заданного маршрута: «читать» условные обозначения, «двигаться» в соответствии со стрелками-указателями;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны, углы и середину листа;
- совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- продолжая формировать количественные представления, закреплять навык соотнесения количества предметов с его цифрой;
- учить определять местоположение окружающих предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, позади, слева, справа;
- развивать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Развивающие: вести работу по формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитывающие: формировать умение работать в коллективе, умение сопереживать, оказывать помощь попавшему в трудную ситуацию.
Материалы: план «маршрута» (лист бумаги с условными обозначениями), игрушки зайчихи и зайчат, белые листы для ориентирования на плоскости, плоские геометрические фигуры (картон), предметные картинки игрушек, ежей и грибков, бумажные листы с цифрами и множествами предметов, заготовки для аппликации, клей, коробка для зайчат.
Ход занятия
II младшая
старшая
I. Мотивационно – ориентировочный этап.
1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание.
- Ребята, сегодня к нам, в детский сад из сказочного леса пришла Мама Зайчиха. У нее случилось несчастье: злой Волк украл и спрятал ее зайчат. Мама Зайчиха просит нас помочь отыскать ее малышей.
- Как вы думаете, справимся ли мы с этим непростым заданием? Сумеем ли освободить бедных зайчат? Давайте попробуем!
II. Практический этап.
1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по плану.
-Посмотрите, ребята, Мама Зайчиха принесла с собой план, который поможет нам отыскать спрятанных зайчат и не заблудиться в лесу. Дорога наша будет трудной, так как на пути нам встретиться множество препятствий. Их нужно будет преодолеть, чтобы достичь цели нашего поиска (лист с планом вывешивается на магнитной доске). Итак, в путь!
2. Ориентировка на листе бумаги.
(Дети рассматривают план, проговаривают направление движения до первого задания)
- Ребята, давайте проговорим, в каком направлении мы начнем свой маршрут: как пойдем сначала и куда свернем потом. Мимо каких ориентиров (условных знаков) пройдет наш путь.
- И вот на пути у нас первое препятствие. Чтобы его преодолеть, придется выполнить первое задание. Займите свои места за столами и приготовьтесь внимательно слушать.
2.1. Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу воспитателя.
2.1. Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя.
- Расположи эти картинки на листе бумаги так, как они лежат у меня. (Ребенок из старшей группы проверяет выполненное задание, сверяя его с образцом)
- У тебя на столе множество знакомых геометрических фигур. Они разного цвета и размера. Будь внимателен, слушая мое задание, и клади нужную фигуру на определенную часть листа.
- Возьми большой красный круг и положи в верхний правый угол своего листа.
- Возьми маленький зеленый треугольник и положи в нижний левый угол.
- Теперь желтый прямоугольник расположи в правом нижнем углу.
- Синий квадрат нужно положить в левый верхний угол листа.
- Размести овал посередине.
Дополнительно:
- По верхнему краю листа положи 5 фигур с тремя углами. Как называются такие фигуры?
- По нижнему краю листа расположи фигуры с четырьмя углами и равными сторонами. Но так, чтобы их было меньше, чем треугольников на 1. Сколько и какие фигуры ты выбрал?
- Слева от овала положи 2 фигуры с четырьмя углами, у которых противоположные стороны равны. Какие это фигуры?
- Справа от овала найди место для фигуры без углов. Назови ее.
3. Дидактическая игра «Выполни движение»
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Можем двигаться дальше.
- Посмотрим, куда поведет нас дорога? Встречаем следующее испытание.
- Я предлагаю вам поиграть!
- Точно выполняйте мои указания, будьте внимательны. Не ошибитесь!
- Поднимите правую руку вверх. Опустите. Теперь левую вытяните вперед. Опустите. Правую ногу поставьте на носок. Левую – на пятку. Левую руку положите на правое колено. А правую руку – на левое. Правой рукой возьмитесь за левое ухо. А левой рукой – за правое.
4. Формирование количественных представлений.
- Проговариваем наш дальнейший маршрут. В какую сторону нам теперь идти? Необходимо опять сделать остановку и выполнить новое задание. Иначе нам не дойти до зайчат. Присядьте за свои столы.
4.1. Упражнение в сравнении двух неравных групп предметов. Уравнивание двумя способами.
4.1. Самостоятельная работа по соотнесению количества предметов с его цифрой.
- В сказочном лесу живут ежики. Они очень любят собирать грибы.
- Угостим и мы этих ежиков грибочками! (На столе у ребенка – раздаточный материал в виде ежей и грибков, наборное полотно)
- Положи на верхнюю часть наборного полотна всех своих ежей.
- Теперь разложи внизу грибки так, чтобы каждому ежику досталось по грибочку.
- Поровну ли получилось грибков и ежиков? Чего больше? Чего меньше?
- Что можно сделать, чтобы вверху и внизу количество было одинаковым?
(Прибавить еще один грибок) Теперь поровну?
- А как еще уравнять число грибков и ежиков? (Убрать одного ежа) Сейчас также поровну?
- А тебе придется сейчас самостоятельно на листе бумаги соединить линией нарисованные предметы с цифрой, обозначающей их количество. Не забудь правильно, не торопясь, пересчитывать каждую группу предметов. (Проверка сделанного воспитателем)
- Вы хорошо справились со своими заданиями. Путь свободен. Можем идти.
- Ребята, скоро окончится наше путешествие. Впереди – последние испытания.
5. Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение для зайчат»
_______________________________
- На тарелочку наклей для зайчат морковки, а к ним – хвостики. Чтобы получилось настоящее угощение! И не забудь угостить морковью Маму Зайчиху.
5. Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате.
__________________________________
- Отгадай мои загадки и определи, в каких частях нашей комнаты «поселились» лесные зверюшки.
- Чье дупло полно орехов?
Шубка чья с красивым мехом?
Глубоко дупло, не мелко.
Кто живет в нем? Это…(белка)
- В шар свернулся под ногами,
На спине с тремя грибами,
Не споткнись – вдруг упадешь!
Это же колючий…(еж)
- Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
У зимой сосет он лапу. (медведь)
- Одурачит ловко
Рыжая плутовка,
Длинным хвостиком махнет,
Зубки хитро облизнет,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведет! (лиса)
- Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
Он стоит среди травы –
Уши больше головы! (еж)
6. Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!»
- Сейчас ты должен будешь выполнить определенное количество шагов, чтобы добраться до коробки с зайчатами. Слушай внимательно, выполняй правильно!
- Сделай 3 шага вперед. Теперь 2 шага влево. Вперед продвинься на один шаг. Сделай направо 4 шага. Пройди вперед на 2 шага. Повернись направо. Мы пришли к месту, где спрятаны наши зайчата. Откроем коробку, освободим бедных малышей!
- Вот и встретились зайчата со своей мамой! Они счастливы. А у нас как раз уже готово специальное угощение для наших героев. Посадим их за стол. А Тимоша может предложить счастливой лесной семье свое «блюдо».
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Мама Зайчиха рада. Говорит вам «большое спасибо» за помощь. Теперь она вместе со своими зайчатами.
- Ребята, получается, мы выполнили свое обещание найти зайчат? Справились с этой нелегкой задачей?
- Что сегодня в нашем путешествии вам особенно понравилось? Что было интересным? Может быть, какое-то препятствие, испытание вызвало у вас затруднение? А что выполнили без особых усилий?
- Молодцы! Вы, ребята, справились, потому что были сегодня внимательными, слушали ответы своих товарищей, правильно и точно выполняли все мои задания.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
Тема:
Программные задачи.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Материалы:
II младшая | старшая |
I. Мотивационно – ориентировочный этап. 1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание. | |
II. Практический этап. 1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по плану. | |
2. Ориентировка на листе бумаги. | |
2.1. Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу воспитателя. | 2.1. Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя. |
3. Дидактическая игра «Выполни движение» | |
4. Формирование количественных представлений. | |
4.1. Упражнение в сравнении двух неравных групп предметов.Уравнивание двумя способами. | 4.1. Самостоятельная работа по соотнесению количества предметов с его цифрой. |
5. Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение для зайчат» | 5. Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате. |
| 6. Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!» |
| |
III. Рефлексивно-оценочный этап. | |
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 10.12.2015 |
Раздел | Другое |
Подраздел | Конспекты |
Просмотров | 7025 |
Номер материала | MA-063105 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: