Конспект
занятия НОД по ФЭМП во II
младшей и старшей группе малокомплектного детского сада
Тема: «Формирование
у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»
Программные задачи.
Образовательные:
·
II младшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться
в расположении частей своего тела, различать правую и левую руки;
- учить различать пространственные
направления от себя (вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади));
- учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять
умение работать по образцу;
- упражнять в сравнении двух неравных
групп предметов, в уравнивании их двумя способами.
·
старшая группа:
- совершенствовать умение ориентироваться
в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
- учить работать с планом заданного
маршрута: «читать» условные обозначения, «двигаться» в соответствии со
стрелками-указателями;
- развивать умение ориентироваться на
листе бумаги, определять и называть стороны, углы и середину листа;
- совершенствовать умение различать и
называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал);
- продолжая формировать количественные
представления, закреплять навык соотнесения количества предметов с его цифрой;
- учить определять местоположение
окружающих предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди,
позади, слева, справа;
- развивать умение двигаться в заданном
направлении, меняя его по сигналу.
Развивающие: вести
работу по формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных
действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности,
развитию интереса к приобретению знаний, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитывающие:
формировать умение работать в коллективе, умение сопереживать, оказывать помощь
попавшему в трудную ситуацию.
Материалы:
план «маршрута» (лист бумаги с условными обозначениями), игрушки зайчихи и
зайчат, белые листы для ориентирования на плоскости, плоские геометрические
фигуры (картон), предметные картинки игрушек, ежей и грибков, бумажные листы с
цифрами и множествами предметов, заготовки для аппликации, клей, коробка для
зайчат.
Ход
занятия
II
младшая
|
старшая
|
I.
Мотивационно – ориентировочный этап.
1. Введение в игровую ситуацию. Целеполагание.
|
-
Ребята, сегодня к нам, в детский сад из сказочного леса пришла Мама Зайчиха.
У нее случилось несчастье: злой Волк украл и спрятал ее зайчат. Мама Зайчиха
просит нас помочь отыскать ее малышей.
- Как вы
думаете, справимся ли мы с этим непростым заданием? Сумеем ли освободить
бедных зайчат? Давайте попробуем!
|
II.
Практический этап.
1. Знакомство с планом маршрута. «Движение» по
плану.
|
-Посмотрите,
ребята, Мама Зайчиха принесла с собой план, который поможет нам отыскать спрятанных
зайчат и не заблудиться в лесу. Дорога наша будет трудной, так как на пути
нам встретиться множество препятствий. Их нужно будет преодолеть, чтобы
достичь цели нашего поиска (лист с планом вывешивается на магнитной доске).
Итак, в путь!
|
2. Ориентировка на листе бумаги.
|
(Дети
рассматривают план, проговаривают направление движения до первого задания)
-
Ребята, давайте проговорим, в каком направлении мы начнем свой маршрут: как
пойдем сначала и куда свернем потом. Мимо каких ориентиров (условных знаков)
пройдет наш путь.
- И вот
на пути у нас первое препятствие. Чтобы его преодолеть, придется выполнить
первое задание. Займите свои места за столами и приготовьтесь внимательно
слушать.
|
2.1.
Самостоятельная работа: раскладывание предметных картинок по образцу
воспитателя.
|
2.1.
Раскладывание геометрических фигур на плоскости листа по заданию воспитателя.
|
-
Расположи эти картинки на листе бумаги так, как они лежат у меня. (Ребенок из
старшей группы проверяет выполненное задание, сверяя его с образцом)
|
- У тебя
на столе множество знакомых геометрических фигур. Они разного цвета и
размера. Будь внимателен, слушая мое задание, и клади нужную фигуру на
определенную часть листа.
- Возьми
большой красный круг и положи в верхний правый угол своего листа.
- Возьми
маленький зеленый треугольник и положи в нижний левый угол.
- Теперь
желтый прямоугольник расположи в правом нижнем углу.
- Синий
квадрат нужно положить в левый верхний угол листа.
-
Размести овал посередине.
Дополнительно:
- По
верхнему краю листа положи 5 фигур с тремя углами. Как называются такие
фигуры?
- По
нижнему краю листа расположи фигуры с четырьмя углами и равными сторонами. Но
так, чтобы их было меньше, чем треугольников на 1. Сколько и какие фигуры ты
выбрал?
- Слева
от овала положи 2 фигуры с четырьмя углами, у которых противоположные стороны
равны. Какие это фигуры?
- Справа
от овала найди место для фигуры без углов. Назови ее.
|
3. Дидактическая игра «Выполни движение»
|
- Молодцы,
ребята. Справились с заданием. Можем двигаться дальше.
-
Посмотрим, куда поведет нас дорога? Встречаем следующее испытание.
- Я
предлагаю вам поиграть!
- Точно
выполняйте мои указания, будьте внимательны. Не ошибитесь!
-
Поднимите правую руку вверх. Опустите. Теперь левую вытяните вперед.
Опустите. Правую ногу поставьте на носок. Левую – на пятку. Левую руку
положите на правое колено. А правую руку – на левое. Правой рукой возьмитесь
за левое ухо. А левой рукой – за правое.
|
4. Формирование количественных представлений.
|
-
Проговариваем наш дальнейший маршрут. В какую сторону нам теперь идти?
Необходимо опять сделать остановку и выполнить новое задание. Иначе нам не
дойти до зайчат. Присядьте за свои столы.
|
4.1.
Упражнение в сравнении двух неравных групп предметов. Уравнивание
двумя способами.
|
4.1.
Самостоятельная работа по соотнесению количества предметов с его цифрой.
|
- В
сказочном лесу живут ежики. Они очень любят собирать грибы.
-
Угостим и мы этих ежиков грибочками! (На столе у ребенка – раздаточный
материал в виде ежей и грибков, наборное полотно)
- Положи
на верхнюю часть наборного полотна всех своих ежей.
- Теперь
разложи внизу грибки так, чтобы каждому ежику досталось по грибочку.
-
Поровну ли получилось грибков и ежиков? Чего больше? Чего меньше?
- Что
можно сделать, чтобы вверху и внизу количество было одинаковым?
(Прибавить
еще один грибок) Теперь поровну?
- А как
еще уравнять число грибков и ежиков? (Убрать одного ежа) Сейчас также
поровну?
|
- А тебе
придется сейчас самостоятельно на листе бумаги соединить линией нарисованные
предметы с цифрой, обозначающей их количество. Не забудь правильно, не
торопясь, пересчитывать каждую группу предметов. (Проверка сделанного
воспитателем)
|
- Вы
хорошо справились со своими заданиями. Путь свободен. Можем идти.
-
Ребята, скоро окончится наше путешествие. Впереди – последние испытания.
|
5.
Совместная деятельность ребенка и помощника воспитателя. Аппликация «Угощение
для зайчат»
_______________________________
- На
тарелочку наклей для зайчат морковки, а к ним – хвостики. Чтобы получилось
настоящее угощение! И не забудь угостить морковью Маму Зайчиху.
|
5.
Отгадывание загадок. Определение местоположения предметов в комнате.
__________________________________
-
Отгадай мои загадки и определи, в каких частях нашей комнаты «поселились»
лесные зверюшки.
- Чье
дупло полно орехов?
Шубка
чья с красивым мехом?
Глубоко
дупло, не мелко.
Кто
живет в нем? Это…(белка)
- В шар
свернулся под ногами,
На спине
с тремя грибами,
Не
споткнись – вдруг упадешь!
Это же
колючий…(еж)
- Кто в
лесу глухом живет,
Неуклюжий,
косолапый,
Летом
ест малину, мед,
У зимой
сосет он лапу. (медведь)
-
Одурачит ловко
Рыжая
плутовка,
Длинным
хвостиком махнет,
Зубки хитро
облизнет,
Не
успеешь оглянуться –
Вокруг
пальца обведет! (лиса)
- Это
что за зверь лесной
Встал,
как столбик, под сосной?
Он стоит
среди травы –
Уши
больше головы! (еж)
|
|
6.
Упражнение в ориентировании в пространстве. Игра «Не ошибись!»
|
|
- Сейчас
ты должен будешь выполнить определенное количество шагов, чтобы добраться до
коробки с зайчатами. Слушай внимательно, выполняй правильно!
- Сделай
3 шага вперед. Теперь 2 шага влево. Вперед продвинься на один шаг. Сделай
направо 4 шага. Пройди вперед на 2 шага. Повернись направо. Мы пришли к
месту, где спрятаны наши зайчата. Откроем коробку, освободим бедных малышей!
|
- Вот и
встретились зайчата со своей мамой! Они счастливы. А у нас как раз уже готово
специальное угощение для наших героев. Посадим их за стол. А Тимоша может
предложить счастливой лесной семье свое «блюдо».
|
III.
Рефлексивно-оценочный этап.
Подведение итогов занятия.
|
- Мама
Зайчиха рада. Говорит вам «большое спасибо» за помощь. Теперь она вместе со
своими зайчатами.
-
Ребята, получается, мы выполнили свое обещание найти зайчат? Справились с
этой нелегкой задачей?
- Что
сегодня в нашем путешествии вам особенно понравилось? Что было интересным?
Может быть, какое-то препятствие, испытание вызвало у вас затруднение? А что
выполнили без особых усилий?
-
Молодцы! Вы, ребята, справились, потому что были сегодня внимательными,
слушали ответы своих товарищей, правильно и точно выполняли все мои задания.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.