МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА»
Конспект
открытой непрерывно образовательной деятельности
по
формированию элементарных математических представлений
для
детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Тема:
«Число 10. Запись числа 10»
Воспитатель
Бударная Анна Владимировна
СУРГУТ
2019
Образовательная
область:
познавательное развитие
Возрастная группа: старшая
группа (5-6 лет)
Тема: Число 10.
Запись числа 10.
Цель: создать условия
для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
от 5 до 6 лет при знакомстве с числом 10.
Задачи:
Образовательные:
1) сформировать
умение считать до 10, соотносить цифры 1-9 с количеством различать запись числа
10 и соотносить ее с десятью предметами;
2) сформировать
опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на
основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если
что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;
3) тренировать
умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар соотносить
цифры 1-9 с количеством, прямой обратный счет до 10, умение составлять
числовой ряд.
Развивающие:
Тренировать
мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование,
развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление,
творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1)
воспитывать
желание помочь тем, кто затрудняется.
Материалы к
занятию.
Демонстрационный:
1) презентация «Число
10. Запись числа 10»
Раздаточный:
1) наборы кругов и
треугольников (по 10 на каждого ребенка).
2) карточки с
числами 8, 9, 01, 100 на каждого ребенка, с числом 10 по 2 карточки.
3) «бумажные
коробочки» для игры «Напиши число» по 2 на каждого ребенка.
Ход непрерывной
образовательной деятельности:
1. Введение
в ситуацию
Дидактические
задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать
их знание об окружающем мире, развивать речь.
Слайд 1
Воспитатель
собирает детей около себя.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Слайд 2
- Ребята к
вам пришли гости: Таня и Ваня, сестра и брат.
- Они
очень любят фрукты, а вы любите фрукты?
- Какие
фрукты вы любите больше всего?
- У Тани и
Вани в деревне живет бабушка, у нее растет много фруктов. Таня и Ваня помогают
бабушке собирать яблоки и груши и просят вас помочь им собрать урожай.
- Хотите
помочь брату и сестре собрать урожай?
- Сможете
это сделать?
- Для того
чтобы попасть в деревню, закрываем глазки, скажем волшебные слова: раз, два,
три в деревне у Тани и Вани очутись.
2.
Актуализация знаний.
2.1. Игра
«Сбор урожая».
Дидактические
задачи:
1)
актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству
путём составление пар;
2)
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание,
память, речь.
Слайд 3
- Мы с
вами очутились в деревне у Тани и Вани
Дети
садятся за столы по 4 человека, на середине которых находится круги и
треугольники по 9 на каждого ребёнка. Круги имеют меньший размер, чем
треугольники.
Воспитатель
рассказывает, что Таня решила собирать яблоки, а Ваня груши. Таня сорвала 9
яблок. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.
Ваня
сорвал столько же груш. Дети должны отсчитать 9 треугольников.
-
Маленькая Таня обиделась на брата: «У тебя груш больше: чем у меня яблок!» Как
вы думаете, стоит Тане обижаться на брата?
Как
правило, дети говорят, что яблок и груш поровну, по 9.
- Но
маленькая Таня не умеет считать, как показать, что яблок и груш поровну?
Дети
должны расположить круги и треугольники парами.
- Почему
вы считаете, что яблок и груш поровну? (Потому что у каждого яблока есть пара –
груша.)
Воспитатель
делает вывод: девять и девять – поровну.
Вдруг с
дерева упало одно яблоко. Воспитатель кладёт на стол круги по количеству детей,
и дети берут по одному кругу.
- Поровну
ли теперь груш и яблок? (Нет.)
- Чего
больше? (Яблок больше.)
- Как
сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или
убрать одно яблоко.)
Воспитатель
кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному
треугольнику.
- Сколько
яблок? (Груш?)
Воспитатель
следит за соблюдением правил счета 1, 2, 3, …, 10, и в завершении делает вывод:
при счете предметов после 9 идет 10.
- Как
получили число 10? (Было 9 яблок (груш), добавили еще одно (одну) и получили
10.)
- Что
можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну.)
Воспитатель
делает вывод: десять и десять поровну.
3.
Затруднение в игровой ситуации
3.1. Игра
«Напиши слово»
Дидактические
задачи:
1) создать
мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10.
2)
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания
его причины и опыта целеполагания.
3)
тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение,
логическое мышление, речь.
Слайд 4
- Таня и
Ваня захотели отправить посылки с яблоками и грушами своими друзьям в другой
город. Дети положили в яблоки в один ящик, а груш - в другой и ящики
заколотили.
«Сколько в
ящике яблок (груш)? – спросил работник почты. – При отправке посылки это
необходимо знать».
Дети: - 10
яблок и 10 груш.
Работник
почты: - Я боюсь забыть, так как посылок много.
- Что
можно сделать для того, чтобы, не открывая ящиков, знать, сколько в них
фруктов? (Нужно написать количество с помощью цифр.)
Воспитатель
кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100,
(количество карточек с числом 10 в два раза больше количества детей.)
- Выберите
карточки с числом 10 и положите ее на каждый «ящик».
Дети
выбирают.
Слайд 5
-
Посмотрите: Таня выбрала такую запись.
- Какая
запись правильная?
- Могли мы
помочь почтовому работнику? (Нет, не смогли.)
- Почему
не смогли? (Потому, что не знаем, как записать число 10.)
- Что же нам
надо сделать? (Узнать, как записать число 10.)
4.
Открытие нового знания.
4.1. Игра
«Напиши число» (продолжение).
Дидактические
задачи:
1)
познакомить с записью числа 10, сформировать умение соотносить запись числа 0 с
количеством предметов.
2) закрепить
способ действия «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике».
3)
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать
речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Сможете
ли вы сами определить это по учебнику?
Дети в
учебнике находят общепринятую запись числа 10.
- Возьмите
карточку и покажите Тане, как правильно записывается число 10.
Слайд 6
- Молодцы!
Значит, как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно узнать? (По учебнику.)
- Число 10
записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
- Сколько
нулей надо записать рядом с единицей, чтобы получилось число 10? (Один ноль.)
- С какой
стороны от единицы надо записать ноль для того, чтобы обозначить число десять?
(Справа.)
- В каком
случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов.)
Воспитатель
делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов.
5.
Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра
«Яблонька»
Дидактические
задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение выражать
эмоции мимикой.
Слайд 7
Воспитатель
предлагает вместе с Таней и Ваней нарвать яблок.
Дети
встают на ковер.
У дороги
яблонька стоит
На ней
яблочко висит
Я к
яблоньке подойду
И яблочко
сорву.
Какое оно
румяное
И пряное
Попробуем?
Откусим?
Яблочко
кислое.
Сорвем
другое яблочко.
Оно выше
висит – тянемся.
Сорвали?
Пробуем – сладкое.
Давайте
нарвем яблок в корзину.
Имитация
движений: срываем яблоки с дерева и кладем в корзину.
- Молодцы,
ребята.
5.2.
Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3).
Дидактические
задачи:
1)
закреплять умение соотносить число с количеством.
2) тренировать
мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение,
мелкую моторику рук.
Слайд 8
Дети
садятся за столы и открывают учебники – тетради.
№1. Стр.
15
«Прикрепи
на каждую кастрюлю карточку с числом, которое показывает количество яблок в
кастрюле».
Слайд 9
- Ребята,
много вы яблок сорвали с дерева? (Много.)
- Что моджно
приготовить из яблок (груш слив)? (Компот, варенье, ждем повидло сок.)
- Давай
сварим компот.
- Как
будет называться компот из яблок (груш, слив, персиков)?
- А как
называется компот, сваренный из разных плодов? (Ассорти.)
- Прикрепите
на каждую кастрюлю карточку с числом, которое показывает количество яблок в
кастрюле.
Дети
работают самостоятельно.
- Какое число
вы прикрепили на красную (синюю, темно-зеленую, желтую, светло-зеленую) кастрюлю?
6. Итог
занятия.
Дидактические
задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель
собирает детей возле себя.
- Ребята,
давайте попрощаемся с Таней и Ваней. (Прощаются.)
- Нам пора
возвращаться в группу, закрываем глазки и скажем волшебные слова: раз, два, три
в группе очутись.
- Где вы
сегодня побывали?
- Чем вы
помогли Тане и Ване?
- Как вы
помогли помириться Тане и Ване?
- Что вы
сделали, чтобы отправить посылку?
- Какое
число вы сегодня узнали?
- Сколько
у числа 10 единиц? Нулей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.