Тема: Картина –
пейзаж
Задачи:
обучающие
- познакомить учащихся с
разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в
понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности
для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции
пейзажа;
развивающие
- развивать воображение, творческую
фантазию;
- совершенствовать умение рисовать
по памяти;
воспитывающие:
- воспитывать любовь и
бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические
чувства.
Оборудование: компьютер,
проектор, экран, презентация;
картины о природе на доске.
Литературный ряд: стихи
о природе А.Пушкина, З.Александровой, М.Лермонтова.
Художественные
материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные
листы, баночки с водой.
ХОД УРОКА
I.Организационный
момент. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация
знаний.
Учитель. Ребята, внимательно
посмотрите на доску и скажите:
-О чём мы сегодня будем говорить на
уроке? /о природе/
-Как можно назвать все эти
репродукции? /пейзажами/
- А кто мне скажет, что такое
пейзаж?
III. Сообщение
темы и цели урока.(слайд 1)
IV. Работа по теме
урока.
1.Жанр - пейзаж.
(слайд 2)
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
У: Итак, пейзаж – это
изображение природы .(слайд 3)
- Посмотрите на слайд и определите
какие репродукции художников здесь лишние и почему? (слайд 4)
У: Как самостоятельный жанр
пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов
или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром
изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских
художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Ребята, кто- нибудь может мне из
вас назвать художников этого времени?
Д: Это художники, такие как
Левитан, Шишкин!
У: Верно, это художники- А. К.
Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы
содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы,
ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое,
грустное и тревожное.
- А вы наблюдали за природой?
Замечали ее красоту и настроение?
Д: Да. Природа бывает разная.
Настроение ее меняется от времени года.
У: А как меняется? Что вы
наблюдали?
Д: Когда дождь – то все вокруг
темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.
У: Молодцы! А теперь давайте
посмотрим, как художники передавали настроение природы в своих пейзажах.
2. Пейзажи 19 века. (слайды
5 – 8)
3.Знакомство с
видами пейзажей. (слайды 9- 11)
- Сельский (рисуются поля,
деревенские дома)
- Городской (изображение
различных улиц, видов города, домов.)
- морской. (рисуются виды моря)
он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты.
4. Чтение
стихов о природе.
1.НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,
ПОДТАЯЛА СОСНА,
ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ
У НАС ВЕСНА.
ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:
"ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ
СПАТЬ!"
А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ
С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.
З. Александрова
2.УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!
ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -
ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,
В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.
А.С. Пушкин
3.ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,
И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;
ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ
ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:
М.Ю. Лермонтов
4.ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,
БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,
И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.
И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ
А.С. Пушкин
5. Пейзажи России.
( слайд 12)
Учитель: Сегодня на уроке мы
любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её
территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и
океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются
дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от
васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная
чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать
холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и
понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной,
ликующей, спокойной или тревожной.
6. Детские
пейзажи.(слайд 13)
- Дети также очень любят
рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.
- Давайте присмотримся к
изображениям и определим настроение представленных пейзажей.
V. Практическая
работа.
А теперь давайте вы создадите свой
пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
- Как правильно компоновать пейзаж?
(Провести линию горизонта, изображения
первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
Повторение порядка
работы над пейзажем:
1.Выбор уголка природы. Работа
выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска
карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части:
небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и
воздушной перспективы.
Законы
перспективы.1.
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все
ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На
большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее
ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и
видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся
плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве
влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года
или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и
представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
YI.Итог
урока. Выставка работ учащихся.
- Что такое «пейзаж» ?
- Как называют художников,
рисующих природу?
- Как правильно строить
композицию пейзажа?
- Назовите известных вам
художников-пейзажистов.
Демонстрация
наиболее удачных композиций. Оценки за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.