Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Классному руководителю / Конспект внеклассного занятия "Горький хлеб войны".

Конспект внеклассного занятия "Горький хлеб войны".

Тема: Горький хлеб войны.

Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.
Задачи:
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; пословицами о хлебе.

- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к Родине.
Ход занятия:

1.Орг момент

Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб.)

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы поговорим о военном хлебе, о его ценности особенно в годы ВОВ, об отношении героев к хлебу и продуктам питания.
3. Основная часть занятия.

Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью.
Давно это было, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Вот тогда-то он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, человек смачивал их водой, а позже научился растирать зёрнышки в муку.
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия.
Что же попробовал человек? Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.
Главной заботой русского человека и его основной пищей был хлеб. В мире есть страны, где хлеб не едят совсем, лепешки пекут из рисовой муки. На Руси хлеб всегда был в почете. Людей, которые растят и убирают хлеб, называют хлеборобами. Раньше относились к ним уважительно и если шел по улице села хлебороб с ним все здоровались: «Иван Петрович, здравствуйте!» Никто не называл его Ванькой или каким-то обидным словом. Во все времена хлеб был и остается основным продуктом, способным прокормить человека. Хлеб-начало всех начал, это-символ Родины, ее богатства и благополучия. Как вы понимаете выражение «Хлеб – всему голова»? Какие выражения, пословицы, поговорки о хлебе вы знаете? (Ответы детей.)

Хлеб-это наша жизнь, без хлеба-жизни нет.

Вот лежит каравай у меня на столе, черный хлеб на столе - нет вкусней на земле!

Человек может обойтись без многого, а без хлеба не может.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет, плачет хлеб, если к лодырю в рот попадет.

Хлеб - драгоценность, им не сори! Хлеба к обеду в меру бери.

Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Мальчик, ногами пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб-это жизнь, а не просто еда.

Мирная жизнь закончилась, когда на нашу страну 22 июня 1941 года напали фашисты. Внезапное нападение врага на родную землю, страшные разрушения, потеря близких, голод вызвали гнев народа. Я хочу рассказать Вам о городе Ленинграде.

Блокадный хлеб


В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.

Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

250 грамм черного хлеба – дневная норма рабочего населения во время блокады Ленинграда. Но так как вы все не работаете, эта норма была бы еще ниже – 125 граммов. Но представьте: это на целый день.
- Вы знаете, как ели блокадный хлеб?
- Я раньше тоже не знала... Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. ...


Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его выпекали с примесями. Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. Месяц спустя, тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовых почек и сосновой коры. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

А это уже из дневника Л.К. Заболотской, после страшной зимы 1941-1942 г.:
… Самый дорогой предмет - хлеб, "ленинградское золото". Ан.Мих N продала в феврале золотую длинную цепочку за 400 р (это была стоимость килограмма хлеба). В декабре, когда ремесленники в погоне за деньгами начали продавать хлеб, в самый разгар голода, когда мы получали 125 гр. хлеба в день, я покупала несколько раз его на рынке по 300-350 рублей. Коробка спичек стоит 100 гр хлеба и 40 рублей денег. Это самые дорогие товары; к ним принадлежит и картошка, которая ценится, примерно, наравне с хлебом, а иногда немножко дешевле. Овощи, которые разрешено продавать на рынках на деньги, стоят: 1 кг капусты 80-100 руб., цветная стоила 150 р., стакан клюквы 20 руб. Я позволила себе месяц тому назад роскошь: купила полкило картошки за 125 руб. <...> Масло и сахар можно купить у спекулянтов на деньги (около 1000 рублей кг сахару и до 2000 рублей кг масла). Я променяла в мае или июне чайный сервиз на полкило сахару и полкило масла.
А вот свидетельства той ужасной зимы. Это дневник архитектора Э.Г.Левиной:
12 января 1942 года
…Четвертый месяц блокады. Нет воды, нет электричества, радио. По улицам лежат трупы - проходим мимо. Люди не едят, не моются, лица опухшие. (Надо запомнить, что спички ценят 10 р. коробок, кило хлеба - 350-450 руб, кило сахару - 1000-1200 руб., керосин 30 руб. поллитра). <...>
В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ.

Эйлу Репину война застала у бабушки в Невской Дубравке .
…Однажды мы получили неожиданный подарок. В чемоданчике мама принесла немного хлеба и несколько булочек. Но началась бомбежка - и чемоданчик мы задвинули под кровать и забыли. Когда его нашли, то хлеб засох, а булочки покрылись плесенью. Все это отмыли, почистили и съели, - вспоминает Эйла Борисовна. - Мама сама недоедала, поэтому быстро слабела. Мне же она никогда не давала переедать: для людей, отвыкших от насыщения, это было смертельно опасно. Помню, наши соседи принесли домой кочан замерзшей кап
усты и строго-настрого велели детям не трогать. А они не выдержали и съели. Все умерли...
Стихотворение «Военный хлеб». А. Морозов.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке,
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью,
Был равен горький хлеб войны.
Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранный конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали
«Дорогой смерти», но позже появилось другое название «Дорога жизни». Когда была в наличии, использовалась коревая мука (от слова корка). Как и откуда бралась эта мука? Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Иногда мука находилась под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.

Множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен. Не будь хлеба – не было бы и Победы! .. А людям нужно было работать, жить, выживать – назло фашистам, бомбёжкам, обстрелу, холоду и голоду.


Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

Рассказ о Максиме Емельяновиче Твердохлебе.

1 января 1942 года в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах…

В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе – гречневая каша с настоящей котлеткой. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому – по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь.

Максим Твердохлеб тоже не знал про Алешу, но каждую минуту жизни он помнил, что в родном городе умирают от голода люди. Он возил хлеб по Ладожскому озеру. Максим Твердохлеб водил машину без сна уже третьи сутки. 31 декабря на складе продуктов ему сказали:

- Особой важности груз доверяем вам. Вот фанерные ящики и на каждом написано: «Детям героического Ленинграда». Это мандарины из Грузии, для новогодних праздников детям. Берегите их изо всех сил.

Машина, идущая среди ровных белых льдов, видна издалека. Фашистские истребители, заметив машину, стали пикировать на нее. В таких случаях шоферы выскакивали из машины и прятались в сугроб – лишь бы живым остаться. Машину можно починить, а за грузом на другой день кто-нибудь приедет.

Но Твердрхлеб вез мандарины. Их нельзя морозить, их надо быстрей везти ленинградским детям. И Максим Емельянович продолжал борьбу с фашистскими самолетами. Бросал машину то вправо, то влево. Внезапно останавливал ее, снова мчался вперед. Пулеметная очередь пробила кабину, другая – разбила переднее стекло, третья – отколола кусок от руля. Кровь заливала лицо шофера, были поранены руки, но машины продолжала идти. Наконец фашисты улетели.

Когда шофер Твердохлеб довез мандарины до места, он не мог сразу разжать руки. Так крепко он сжимал остаток изломанного руля. Друзья вынесли его из кабины и перевязали. Сорок девять пробоин насчитали они в машине. И в мандарине Алеши Пахомова тоже была пробоина от фашистской пули.

Вот что я хотела рассказать вам о военном хлебе. Почему он назывался горьким?

Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.)
-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).
Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

4. Итог

Что вы узнали на занятии?

Как будем относиться к хлебу?



  • Классному руководителю
Описание:

Тема: Горький хлеб войны.

Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.
Задачи:
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; пословицами о хлебе.

- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к Родине.
Автор Конспект внеклассного занятия "Горький хлеб войны"
Дата добавления 17.02.2017
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 909
Номер материала MA-070260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»
Курс повышения квалификации
«Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»