Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект внеклассного мероприятия "Загадочная история поэта С. Маршака"

Конспект внеклассного мероприятия "Загадочная история поэта С. Маршака"

Скачать материал

Загадочная история писателя Евгения Петрова

Мистическая переписка советского писателя и таинственного незнакомца, который предугадал его смерть.

 

У советского писателя Евгения Петрова — того, который совместно с Ильей Ильфом написал знаменитые «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка» — было весьма любопытное хобби. Он собирал конверты — но не все подряд, а от собственных писем. Казалось бы, дело немыслимое, но Петров придумал прекрасный метод: писал письмо за границу и выдумывал весь адрес — и город, и улицу, и дом, и фамилию адресата. Естественно, через пару месяцев письмо возвращалось назад, разукрашенное красивыми штемпелями «Адресат неверный».

 

И вот весной в 1939 году Евгений Петров решил получить конверт со штемпелями Новой Зеландии. Выдумал город Хайдбервилль, в котором на улице Райтбич проживал в доме № 7 мифический Мерил Юджин Уизли. И, увлекшись игрой, вложил в конверт и письмо: «Дорогой мой Мерил! Я искренне соболезную тебе из-за кончины твоего дяди Пита. Держись, дружище! И прости, что я так долго не отвечал тебе. Как поживает Ингрид? Поцелуй дочку, она уже, наверное, совсем большая. Жду ответ, твой Евгений».

 

Прошел месяц, второй, третий — а письмо не возвращалось. Петров стал о нем забывать, но в конце лета неожиданно получил... ответ из Новой Зеландии. Прочитав обратный адрес, писатель получил настоящий шок — на конверте значилось: «Мерил Юджин Уизли, Райтбич, 7, Хайдбервилль, Новая Зеландия». Стоял и штемпель почтового отделения, подтверждающий отправителя. Но удивительнее всего оказалось содержимое конверта.

 

Текст полученного письма был такой: «Милый Евгений! Благодарю тебя за сочувствие! Дядя Пит погиб совершенно нелепо, и эта трагедия на целых полгода выбила из колеи всю нашу семью. Потому я и не писал столь долго, но мы с Ингрид не забыли тебя и те три дня, что ты провел с нами. Глория действительно подросла на полголовы, но все еще не расстается с российским мишкой, которого ей привез ты. Твой Мерил». Но и это было еще не все — из конверта Петров трясущимися руками достал фотографию, на которой был запечатлен он сам в обнимку с абсолютно незнакомым мужчиной! Увидев же дату на снимке, писатель схватился за сердце — именно в тот день, 9 октября прошлого года, он угодил в больницу с тяжелейшей формой воспаления легких, и несколько дней врачи буквально вытаскивали его с того света...

 

Ни в какую мистику Евгений Петров никогда не верил, а потому немедленно написал в Новую Зеландию еще раз. Но вот ответа не дождался — в Европе началась война, и Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» с первых же ее дней. Кстати, его коллеги утверждали, что после получения странного письма этот вечный шутник стал мрачным и замкнутым, а шутить перестал вовсе...

 

Ну а закончилась эта история совсем уж не забавно. В 1942 году Евгений Петров летел на самолете из Севастополя в столицу, и этот самолет был сбит немцами в Ростовской области. Мистика — но в тот же день, когда стало известно о гибели самолета, домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии. В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, ты мне сказал после купания в озере, что утонуть тебе не суждено, а суждено разбиться на самолете. Очень прошу тебя — летай как можно меньше!».

 

По этой истории был снят короткометражный фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли, которую снял российский режисер Алексей Нужный по своему же сценарию. Посмотреть его вы можете ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект урока: "Слово о полку Игореве"— величайший памятник древнерусской литературы

 

Чумакова Ирина Валериевна, учитель русского языка и литературы 

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы             

 

Цель:

 

    интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;

    формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

    воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

 

Оборудование: карта “Русь в XII – нач. XIII вв.”; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А. Фаворского “Золотое слово Святослава”, запись “Плач Ярославны”, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”; карточки-информаторы с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

 

“Слово…” - произведение огромной идейной силы, это – произведение,

призывающее к единству, обличающееусобицы князей.

 

Д.С. Лихачев

 

Ход урока

 

Учитель. В набросках статьи о русской литературе А.С. Пушкин писал: “Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники”. Предлагая обратиться к ним, думаю, что великий поэт не исключал и “Слово о полку Игореве”, которое он знал наизусть и необычайно высоко ценил. Перед вами текст этого исторического памятника, авторство которого до сих пор не установлено. Более 200 лет находится “Слово о полку Игореве” в поле зрения издателей, исследователей, переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.

 

Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, ИЗО, музыки), мы будем говорить об историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, какое он имел значение для Руси, что объединяет разные источники, повествующие об одном и том же событии.

 

Начнем с истории открытия “Слова о полку Игореве”.

 

Ученик, используя карточку-информатор. Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

 

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

 

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.

 

В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.

 

Учитель. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории.

 

- Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре?

 

Звучит рассказ ученика у карты. В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

 

Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.

 

- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным?

 

Учитель. О том, как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича, рассказывают летописи. Познакомиться с содержанием летописного источника позволяет учебник литературы.

 

- Самостоятельно прочитайте, отметьте главное, касающееся истории похода.

(Звучит ответ учащегося.)

 

Учитель. А теперь перелистаем страницы “Слова…” и посмотрим, как в нем развивается поэтический рассказ об Игоревом походе.

 

- Придерживается ли автор “Слова…” строгой последовательности в развертывании событий? Как их изображает? Почему?

 

Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Повествование прерывисто, фрагментарно, читатель не подводится к событию постепенно, а как бы сталкивается с ним. Автор “Слова” - по мнению Д.С. Лихачева, исследователя поэмы, - рассчитывал на точное знание современниками обстоятельств похода Игоря. Мы же о них узнали из исторической справки летописного толкования.

 

Учитель. Древняя поэма построена так, что напоминает нам монтаж эпизодов в кино. Эти эпизоды и подсказывают композицию “Слова…”.

 

- Что такое композиция? Какова она, по-вашему, в “Слове…”?

 

Учитель. Итак, поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли.

 

Звучит музыкальный фрагмент “Вступление” в исполнении М. Северского.

 

- О чем сообщается во вступлении?

- Кто такой Боян?

- В чем особенность его поэтической манеры?

- Как намерен вести повествование автор?

 

Учитель. Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа.

 

- В чем оно проявилось?

- Какова роль ее?

 

Учитель. Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал “Поход князя Игоря”. Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.

 

 

Н. К. Рерих “Поход князя Игоря”

 

 

 

Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания. (Н.К.Рерих. Зажигайте сердца, с.126)

 

На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы. (П.Беликов, В.Князева. Н.Рерих, с.242)

 

Учитель. Первое столкновение войск Игоря было удачным.

 

- Нарисуйте словесную картину битвы.

 

Учитель. Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину силы половцев.

 

- Опишите кровопролитное второе сражение.

 

Учитель. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет дружина, а князь Игорь попадает в плен к кочевникам. Обратите внимание на картину В.М. Васнецова “После битвы Игоря с половцами”.

 

- Что на ней изображено?

 

 

В.М. Васнецов “После битвы Игоря с половцами”

 

 

 

Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Да, мы видим, как, раскинувшись в смертной истоме, рядом лежат и старый, опытный воин, и юноша, впервые изведавший “упоение в бою”. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела, но не успел еще сойти со щеки румянец. И.Е Репин по поводу этой картины писал В.М. Васнецову: “Для меня это [картина В.М. Васнецова] необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь…”

 

Звучит фрагмент арии Игоря из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”.

 

- Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?

- Каковы для Руси последствия поражения Игоря?

- Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?

- Куда действие переносится во второй части?

 

Учитель. Перед вами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель.

 

- Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?

- Как он относится к случившемуся?

- “И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…” В чем суть его?

 

 

 

 

Семенов В.И. Золотое слово Святослава

 

Ученик, используя карточку-информатор. Четырежды “Слово о полку Игореве” иллюстрировал народный художник, лауреат Ленинской премии академик Владимир Андреевич Фаворский. Его гравюра “Золотое слово Святослава” - средоточие идейного смысла всей поэмы.

 

Учитель. К “золотому слову” Святослава - к его размышлениям о судьбах Руси – присоединяет свой голос создатель поэмы.

 

- К кому он обращается?

- К чему призывает?

- В чем обвиняет князей?

 

Учитель. Тема княжеских несогласий закончена. Автор возвращается к повествованию об Игоре. Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления судьбы родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе героя своего повествования – Игоря Святославича. Широкая тема сменяется частной, личной.

 

- Чем она вводится в поэму?

 

Звучит в записи “Плач Ярославны”.

 

Ученик, используя карточку-информатор. Мы видим лаконичный рисунок Марии Александровны Рыбниковой. Тоска, разливаясь по всей русской земле, достигла и Путивля, где с нетерпением ждала возвращения Игоря жена его – Ярославна. Вот стоит она на стенах древнего путивльского кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, взывает она к Ветру-Ветрилу, к Днепру Словутичу, к пресветлому солнцу. Ярославна и упрекает, и заклинает, просит прилелеять к ней горячо любимого ладу.

 

Учитель. Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой”. Природа помогает ему в пути на родину.

 

- Куда он устремляется?

- Как меняется тон повествования?

- Что отражает концовка?

 

Учитель. Итак, композиция “Слова…” строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

 

- Каков этот путь?

 

Обобщение. Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение.

 

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.

 

    познакомить учащихся с «золотым словом» Святослава, выяснить причины поражения русских князей;

    развивать способность анализировать художественный текст;

    формируя общекультурную компетенцию, воспитывать любовь к родной истории и культуре.

 

Ход урока

 

1. Проверка домашнего задания.

 

- Связное высказывание по теме «Жанры древнерусской литературы.

 

«Повесть» и «Слово».

 

Повесть – всякий рассказ – повествование – событие общественного характера – рассказ «извещающий», «весть подающий» - не о себе, не о «я» - эпический характер (о народе, об истории, о племенах и т. п.)

 

Слово – повесть (эпическое повествование об истинном событии) + субъективная лирическая стихия (собственное, от рассказчика, отношение к эпическим) событиям

 

Вопросы

 

    Как перевести слово «повесть»?

    Что такое эпос, эпическое повествование?

    Как отличить древнерусскую повесть от древнерусского слова?

 

Словарная работа у доски – родственные связи русских князей (индивидуальное задание, подготовленное с учителем истории)

 

Игорь -

 

Осмомысл Ярослав –

 

Всеволод –

 

Роман Мстиславович -

 

Владимир –

 

Ингварь и Всеволод -

 

Всеволод –

 

Изяслав -

 

Рюрик и Давид –

 

Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам - (слова предыдущих уроков)

 

- Подобрать эпитеты из текста к словам:

 

Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.

 

Найдите ошибку:

 

    То Боян свои вещие персты на живые струны воскладал, а они сами князю славу пели (рокотали)

    Встрепенулся Див, поет на верхушке дерева (кличет)

    О Русская земля! Уже ты за оврагом (за холмом)

    То было в те войны и походы (рати)

    Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами погибли за землю Русскую (полегли)

    Сохнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклоняется (никнет)

 

2.Словарная работа в классе

 

Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).

 

Найдите ошибку:

 

    Копья звенят (поют)

    Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)

    А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)

    А Святослав страшный сон видел (смутный)

    Тогда великий Святослав изронил мудрое слово (золотое)

    Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)

    Черпали мне красное вино, с горем смешанное (синее вино)

    Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)

    Вступайте же, господа, в стальное стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)

    Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)

 

3.Работа над фрагментом текста «Сон Святослава.

 

Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.

 

Беседа по вопросам:

 

    Как дешифруется смутный сон Святослава? Что означают все его символы? Чья одежда – саван? Какова здесь символика цвета? Какова цветовая гамма? Какие мифологические символы связаны с вином и крупным жемчугом из пустого колчана? С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке? Какой смысл имеет в этом контексте синее море?

    Кому, судя по этому сну, грозит горе – самому Святославу лично или нет? Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю – на юг, опасность грозит с юга).

    Какое истолкование сну дают бояре? К каким событиям обращены их мысли? Как расшифровать их ответ?

 

4. «Золотое слово» Святослава

 

Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России – Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).

 

- Объясните смысл выражения «золотое слово».

 

5. На этом заканчивается «золотое слово» Святослава, и сам автор, как бы продолжая «золотое слово», начинает призывать князей защитить Русь. Автор обращается непосредственно к князьям.

 

-Что общего у князей, к которым обращено «золотое слово»? Составьте их групповую характеристику. Заполняем таблицу, обращаемся к истории, смотрим карту «Русские княжества 12 века»

 

Игорь и Всеволод, родные братья

               

 

новгород-северский, курский

               

 

Рано начали себе славы искать.

 

Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.

 

Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода

               

 

киевский

               

 

Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное…

 

Ярослав

               

 

черниговский

               

 

Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь)

 

Владимир

               

 

переяславский

               

 

Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам)

 

Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М.

               

 

ростово-суздальский

               

 

Великий князь Всеволод!

 

Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно)

 

Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха

               

 

смоленские

               

 

Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры…

 

(потерпевшие от половцев)

 

Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую

 

Осмомысл Ярослав

               

 

галицкий

               

 

Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему)

 

Роман и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого

               

 

волынские

               

 

Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря…

 

Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.

 

Ингварь и Всеволод

               

 

второстепенные князья небольшого луцкого княжества

               

 

Не худого гнезда соколы!

 

Изяслав, внук Всеслава

               

 

полоцкий

               

 

Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода

 

Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.

 

- Какова же главная мысль «золотого слова»? Можно ли все высказанное подытожить одной фразой из текста?

 

Ярослава все внуки и Всеслава!

 

Склоните стяги свои,

 

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

 

ибо лишились вы славы дедов.

 

Вы ведь своими крамолами

 

начали наводить поганых

 

на землю Русскую,

 

на богатства Всеслава.

 

Из-за усобицы ведь настало насилие

 

от земли Половецкой!

 

- Каковы пространственные характеристики в этом фрагменте? Какой образ возникает благодаря им ?

 

(Образ русской земли, ее мужественных защитников. Киев, Тмуторакань, Половецкая земля… Перед нами сражения, битвы…Судьба русской земли.)

 

- Как выглядит в «золотом слове» древнерусская история?

 

Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

 

Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром – мотив родины.

 

Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли – и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.

 

6. Это история. А наша тема звучит как мифопоэтическое осмысление русской истории. Это означает, что, опираясь на фольклор и мифологию, автор поднимается до своего индивидуального видения мира, и потому рождается своеобразный, небывалый художественный стиль.

 

- Наблюдение над текстом. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся в других текстах?

 

«Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард – хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див – в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).

 

Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте:

 

    гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»);

    сравнения («храбрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»);

    эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»);

    метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»);

    перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.

 

7. Итог

 

- Чем же завершается «золотое слово»?

 

Встали стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы,

 

но врозь у них полотнища развеваются.

 

Копья поют!

 

(Приготовлением к походу. Но у русских князей врозь развеваются полотнища знамен, нет между ними согласия. Слышится звуки битвы – «копья поют». Тревожный финал.)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного мероприятия "Загадочная история поэта С. Маршака""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 671 704 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.09.2020 293
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дохужева Аида Нурбиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дохужева Аида Нурбиевна
    Дохужева Аида Нурбиевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81401
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 290 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе