Инфоурок Классному руководителю КонспектыКонспект внеклассного мероприятия в начальной школе " Помоги птицам зимой!"

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе " Помоги птицам зимой!"

Скачать материал

                             Внеклассное мероприятие: «Помоги птицам зимой!»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;
  • Способствовать привитию любви к животному миру района;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Воспитывать экологическую и эстетическую культуру.

Оборудование: презентация "Зимующие птицы”, фотографии зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц.

Ход занятия:

Вступительная часть. (Звучит музыка  “Как прекрасен этот мир”.)

Ведущий:  Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.

   Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

   Ребята, а для чего вообще нужны птицы в природе? (Ответы детей.)

      Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашей области. 

 

Ребенок

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

         Ребенок

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

        Ребенок

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

       Ребенок

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей… (К. Мухамадиший)

 

 

Ведущий:       Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать корма.  Как  называются эти птицы? ( Перелётные)

 -Но некоторые птицы  живут у нас всю зиму, потому что и зимой находят корм.  А как называются эти птицы? ( Зимующие)

-Каких зимующих птиц вы знаете? ( Ответы детей)

-Давайте мы свами посмотрим презентацию о зимующих птицах нашей области. ( Показ презентации)

Ведущий: А сейчас, давайте с вами  поиграем.  Объявляется игра “Узнай птицу!”. Загадки о птицах.

(Выходят «дети – птицы» и представляются. Когда дети угадывают птицу , показывается её фотография. После того как птица названа включается фонограмма с голосом этой птицы)

Воробей: Маленький мальчишка, в сером армячишке,
                 По дворам шныряет, крохи собирает.

Синица:  Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
                Чёрненькая шапочка и полоска шарфика..

Дятел: Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
             На нем малиновый берет и пестрая спецовка.

Снегирь: Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
                  Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.

Клест: Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
             Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.

Сорока: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
               Птица говорливая, самая болтливая.

Ворона:

 Во дворе – я королева.                                                                                                                                                    Вон мой дом на ветке слева                                                                                                               Птица в перьях серо- чёрных.                                                                                                            Я умна, хитра, проворна.

Свиристель:

Северные гости                                                                                                                           Клюют рябины грозди                                                                                                                     Так нарядны и ярки,                                                                                                                          На головках хохолки.

Поползень:  

Только я из птиц, признаться,                                                                                                                              В зной, морозы и пургу                                                                                                                          По стволу передвигаться                                                                                                                      Головою вниз могу.

Воробьи.

- Живут воробьи в многолюдных селениях и городах, рядом с человеком и на севере, и на юге. Они зимуют в тех местах, где родились и жили.

Синицы.

- Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте.

- Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.

- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.

Дятлы.

- В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.

Снегири.

- Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая.

- Неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Из рябиновых плодов извлекают только семена, а мякоть выбрасывают.

Клесты.

- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.

- Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит.

Поползень.

- Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек.

Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт картинку с  названием  птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту.

Ведущий: А что вам известно о том, как переживают зиму птицы? (Ответы детей.)

    Зимой птицам трудно и голодно,  наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.

Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик – чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.

Сорока возмущенно:

Чик – чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Ведущий: Что же мы можем сделать,чтобы помочь птицам пережить холода? ( Ответы детей) Правильно, сделать кормушки и подкармливать птиц.

   А какие же бывают кормушки? (Ответы детей) Правильно! Столовые для птиц изготавливают различной формы и типов: в виде полочек, домиков, ящичков. Самая простая - это дощечка с низкими бортиками и кормушка из пластиковых бутылок. А это самые распространённые кормуш­ки:  ( слайды презентации)

1. Кормовые столики - их посещают многие птицы  (сне­гири, синицы, щеглы).

2. Кормушки-дуплянки - эти кормушки хорошо посеща­ют синицы, дятлы, поползни. Кормушки-дуплянки имеют не­сколько отверстий, крышки у них поднимаются и корм засы­пается внутрь. Развешивать эти кормушки можно в лесах и садах.

3.Кормовые домики - устанавливают в лесопарке.

4.Кормушка-столик - устанавливается в лесу на пеньке.

5.Кормушка-полочка - на окне.

Есть птицы, которые сами делают себе запасы на зиму. Вот, например, поползни  любят делать запасы в углублениях коры. Они то и дело прячут туда семена  подсолнечника, набирая сразу полный рот.

 Ведущий: Но мало просто сделать кормушку, повесить на дерево и забыть про неё. Необходимо приготовить корм и не забывать регулярно класть его в кормушку. А что любят есть наши зимующие птицы?

 Мы сейчас узнаем это. Конкурс. Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку птицам без вреда для  здоровья птиц.

1. Рябина.

2. Макароны

3. Семечки.

4. Ягоды шиповника

5. Ржаной хлеб.

6. Белый хлеб

7. Шоколадные конфеты

8. Яблоко

9. Пшено (крупа)

10. Гречневая каша

11. Сало соленое

12. Кусочки сырого мяса и др.

    Проверка задания: с блюда с "угощением "для  птиц выбираются полезные и вредные  продукты.

 

Ведущий: ( слайд презентации)

- Семена подсолнечника –  охотно едят почти все птицы и, в первую очередь  снегири, синицы, поползни и воробьи.

- Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.

- Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы.

- Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки ( чёрный ржаной хлеб птицам вреден!) едят синицы и воробьи. Его нужно подсушить и мелко растолочь, крупные замерзшие куски птицам не по « зубам».

- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

 Перловую крупу горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно едят овсянку и пшенную.

 В зоомагазине можно купить специальный корм для птиц.

(Рассказ сопровождается демонстрацией кормов)

Конкурс . "Птичья столовая" 

Необходимо разложить корм, соответствующий птицам

Задания:

Синицы----------кусочек сала
Клесты----------семена шишек
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника


Ребята,  не забывайте наполнять наши кормушки, помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим
.  Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть  своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в  ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось  заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым  урожаем,  спасенным птицами  от вредителей  вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее  будете относиться ко всему живому.

Конкурс: "Аудио- викторина"

Ведущий: Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

 прослушивают аудио запись и угадывают голоса птиц: синица, снегирь, дятел, поползень, голубь, воробей.

Конкурс : "Узнай птицу"

Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц  Тульской области. Вам в течение  минуты необходимо угадать, что это за птицы.

  1. НИЦАСИ
  2. БЕЙРОВО
  3. КАРОСО
  4. ЛУБЬГО
  5. НАВОРО
  6. ЗЕНЬПОЛПО

Конкурс:  « Собери птицу»

Нужно собрать картинку зимующей птицы из фрагментов.

- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…  Поделитесь с птицами едой!

 

Ведущий: Мы надеемся, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

Раздаются памятки с птичьем меню.  Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и кормить птиц.

 

Литература.

  1. Лободина Н.В. Классные часы в 1-4 классах. -  Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Норенко И.Г. Пернатые друзья. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.       Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

4.      Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: Академия развития, 1997.

  1. Интернет - источники

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе " Помоги птицам зимой!""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. В игровой форме учащиеся повторяют перелётных и зимующих птиц, которые обитают в их родном крае. Знакомятся с особенностями питания различных видов птиц, рассматриваю различные виды кормушек для подкормки птиц. У ребят воспитывается и развивается чувство любви и бережного отношение к окружающей природе,сочувствие к тяжёлой жизни птиц в зимнее время и желание им помочь.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 497 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.10.2020 511
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новожилова Ульяна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новожилова Ульяна Олеговна
    Новожилова Ульяна Олеговна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103149
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 547 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 793 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 965 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 413 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 43 человека