Тема:
КАЗАХСТАН – МОЯ ЛЮБИМАЯ ОТЧИЗНА
Цели занятия:
-
ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с ценностями «Казахстан», «Родина», «Отчизна»;
-
формирование у ребенка представления о
Республике Казахстан и ее символах;
-
воспитание у дошкольников
эмоционально-положительного отношения к своей Родине.
Методические
приемы:
беседа, рассказ, объяснение, игра, исполнение Гимна РК. Работа с книгой,
слушание музыки.
Ресурсы:
тетрадь «Мир открытий», хрестоматия, паспорт, свидетельство о рождении.
Ход занятия:
1.
КРУГ РАДОСТИ.
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю
вас в наш замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая у
нас большая и великая страна (дети и воспитатель берутся за руки). А
теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она
какая, наша огромная Родина с безбрежными степями, голубыми морями и озерами,
великолепными аулами и городами! Молодцы!
А теперь
скажем нашей Родине: «Здравствуй, моя Родина – Республика Казахстан! Мы очень
любим тебя! Мы очень гордимся тобою!»
А теперь
пройдите и присядьте на стулья. Продолжаем наше занятие.
2. МИНУТКА
ТИШИНЫ.
Сегодня мы,
как всегда, отправляемся в путешествие. Сядьте удобно, на счет «три» - закройте
глазки. Один, два, три (дети закрывают глаза. Звучит кюй Курмангазы «Сары
арка»). Послушайте, о чем говорит волшебная домбра (пауза).
Представьте себе, как по широким степям нашей Родины мчатся табуны лошадей (пауза).
В голубом чистом небе парит орел, уверенно и красиво взмахивая крыльями (пауза).
Свободный и легкий ветерок нежно прикасается к траве и цветам (пауза).
Солнышко согревает нашу Родину (пауза). Старый аксакал играет на
волшебной домбре и поет песню о том, как радостны и счастливы люди, потому что
у них есть Родина, наш Казахстан. Старый аксакал играет на домбре, воспевая
степи, природу и людей своей Отчизны (пауза). Почувствуйте, как приятно
слышать о Родине (пауза), как приятно думать о Родине (пауза),
как приятно жить на Родине (пауза). Запомните это состояние души (пауза).
Давайте научимся думать и говорить о Родине (пауза), научимся гордиться
и любить свою Отчизну (пауза). А сейчас медленно на счет «три» откроем
глазки. Один, два, три (дети открывают глаза). Потянитесь. Глубоко
вздохните. Молодцы!
3. ПОБЕСЕДУЕМ.
Послушайте, я
произнесу одно слово «Родина». Правда красивое слово? А теперь давайте вместе
пропоем слово «Родина» (дети пропевают). А как сказать Родина на
казахском языке (дети отвечают). Молодцы! А теперь пропоем «Отан» (дети
пропевают). Скажите слово «Родина» с любовью, с гордостью. Произнесите его
шепотом, по слогам. Слово «Отан» - с нежностью, с радостью. Молодцы! Дети, а
вам понравилась музыка, под которую мы путешествовали? (ответы детей).
Мы слушали кюй очень талантливого и мудрого человека, имя которого Курмангазы.
Это имя известно всему Казахстану.
А как вы думаете,
дедушка Курмангазы любил свою Родину? (Ответы детей). А как вы это
почувствовали? (Ответы). Только человек, который сильно любит свою Родину,
гордится ее достижениями мог написать такую музыку. Именно поэтому он сумел
через такую славную музыку рассказать всем нам о красоте, мощи и величии нашей
Родины. Эта музыка радует сердце каждого из нас. Ее любят все казахстанцы.
А сейчас я
предлагаю исполнить главную песню нашей страны – наш Гимн (исполняют Гимн РК).
Почему вы исполняли
эту песню стоя? Почему встали наши гости?
Когда звучит Гимн
государства, все встают. Эта традиция, проявление уважения к народу, к земле, к
государству. Гимн – это очень торжественная музыка. Когда ее слышишь, то сердце
наполняется любовью, радостью, гордостью, добром и верой.
В нашей стране,
которая зовется Республикой Казахстан имеется много городов, поселков, аулов.
4. РАЗМИНОЧКА
«Мой любимый Казахстан».
Сейчас я вам
предлагаю поиграть. Давайте встанем в круг и сделает юрту. Это – маленький
флажок нашей Родины (воспитатель показывает флажок). Один из вас идет с
флажком по кругу и между кем он остановится, должны обежать нашу юрту. Кто
первый добежит, тот встанет в круг, помашет флажком и скажет вот так:
«Казахстан любимый
мой,
Буду я всегда с
тобой!
Здесь и мама и
друзья,
Это Родина моя!»
(дети
играют в игру)
Молодцы! Вы очень
хорошо поиграли. А сейчас можете пройти и присесть на стульчики. Продолжаем
беседу.
Мы сейчас играли с
флажком, а есть ли у нас в детском саду большой Флаг нашей Республики?
Где он находится?
Почему
Государственный Флаг нашей Республики такого цвета?
Что хотели
рассказать нам эти краски о нашей Родине?
(ответы детей).
Конечно же, наш
Государственный Флаг красивого голубого цвета, чистого как небо над нашими
головами, на котором сияет яркое солнышко, а в небе парит орел. Когда мы
высоко поднимаем наш флаг, все люди, которые видят его, узнают о том, что мы –
представители Казахстана.
Для всех для нас,
граждан многонациональной Республики Казахстан, светит одно солнышко, которое и
согревает всех одинаково. Мы все свободные и счастливые люди, которые могут,
как орел, высоко лететь к своей мечте.
Мы гордимся своим
флагом. И гордимся человеком, который его придумал и нарисовал для своей Родины
и ее граждан. Это замечательный художник Казахстана – Шакен Наязбеков.
5. ПОЧИТАЕМ.
Ребята, сегодня мы
говорим о самом главном – о Родине. А знаете, что Родину называют таким дивным
словом «Отечество». Я хочу прочитать вам рассказ об этом. Послушайте его
внимательно.
Отечеством мы зовем
Родину. В ней испокон веков жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому,
что в ней родились, и все в ней родное; здесь много домов, в каждом из них
рождаются дети, такие же хорошие, как и вы. И для всех Казахстан – одна большая
Родина. Все дети Казахстана, как и взрослые люди, граждане нашей республики.
6. ПОБЕСЕДУЕМ.
Я хочу вам показать
очень важный документ (воспитатель показывает детям паспорт). Обратите,
пожалуйста, внимание: вот этот небольшой документ показывает, что я являюсь
гражданином Республики Казахстан. А документом называется потому, что в нем
заложена очень важная и ценная информация: фамилия, имя, отчество человека, год
его рождения, национальность. Его вы все подучите, когда станете большими. С
таким документом человек не должен расставаться?
А какие документы
есть у вас? (Ответы). У детей нашей страны, как и в других странах, есть
особый документ. Он называется «Свидетельство о рождении». Когда вы придете
домой, то обязательно спросите у родителей свой документ. Пусть они расскажут
вам, что написано в нем. А теперь давайте вместе посмотрим на документ (Воспитатель
показывает детям свой документ). Что на нем изображено? (Ответы детей).
Молодцы! Действительно изображен Герб нашей Родины. А знаете, зачем издавна
люди придумали герб (ответы детей). Действительно, герб нужен для того,
чтобы по нему узнать государство.
Как сказать на
казахском языке Герб? (Ответы). Правильно – Елтанба. Герб нашей Республики
придумали Шота Уалиханов и Жандарбек Малибеков. Давайте посмотрим, что
нарисовано на нашем Гербе (дети рассматривают Герб. Их ответы).
Обратите внимание,
весь Герб Республики Казахстан представляется как шанырак. Шанырак – в переводе
с казахского – «крыша дома». У нас у всех есть один дом – это наша Родина, наш
Казахстан.
Ребята, а на что
похож шанырак? (Солнце, купол юрты, степные часы). Шанырак на нашем
Гербе – символ государства. По бокам Герба нарисованы два крылатых тулпара.
Тулпар – это казахское слово. В переводе обозначает – конь. Тулпар – не простой
конь, а волшебный. Казахские мудрецы говорили, если ты хочешь рассказать о
своей Родине, о том, что там живут смелые и храбрые люди, которым помогают
осуществить крылатые мечты и светлые надежды – нарисуй Тулпара. Два тулпара на
Гербе говорят о том, что наша Родина все время идет вперед, и что наша
Республика многонациональное государство. Его сто тридцать народов в мире и
согласии живут под одним шаныраком. Родину мы называем матерью потому, что она нас
вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть
на свете всяких хороших государств и земель. Но одна у человека мать и одна у
него Родина.
Каким еще словом
называют Родину?
А как называется
наша Родина?
Почему мы любим свою
Родину?
Вы все учили к
празднику песни и стихи. Кто хочет прочитать?
(Дети читают стихи о Родине на
казахском и русском языках).
7. КРУГ «От
сердца к сердцу»
Мы сегодня много
узнали о символах нашего государства. Назовите их (Дети называют символы).
Конечно, Очень
важно, чтобы мы научились гордиться нашей страной, нашей символикой,
трудолюбивым и мирным народом. Потому что гражданин государства, народ
государства возвеличивает силу страны.
Ребята! Я приглашаю всех встать в
круг «От сердца к сердцу». Правую ручку положите на свое сердечко.
Почувствуйте, как сердечко радуется тому, что услышало сегодня. А в завершении
нашего занятия я предлагаю исполнить песню.
(Дети исполняют песню «Менің
Отаным», музыка О. Байдилдаева, слова Б. Искакова).
Молодцы! Спасибо за
сегодняшнее занятие.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.