Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект урока: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

Конспект урока: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

Скачать материал

Урок 6. Возникновение земледелия и скотоводства

Педагогическая
цель

Способствовать формированию представлений об изменениях в труде и образе жизни человека после ухода ледника, умений характеризовать понятие присваивающего и производящего типов хозяйств, выделять факторы, способствующие переходу от одного типа к другому, характеризовать понятие неолитической революции как переворота в жизни человека

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные
результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы

Основное содержание темы, понятия и термины

Потепление на Земле (13 тыс. лет назад). Возникновение земледелия (10 тыс. лет назад). Орудия труда древних земледельцев, первые сельскохозяйственные культуры. Одомашнивание животных, появление скотоводства. Неолитическая революция. Отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Изобретение новых орудий труда: ткацкого станка, гончарного круга, прялки. Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, земледелие, скотоводство, неолитическая революция, ремесло, оседлый образ жизни, топор, серп, мотыга, зернотерка, керамика, гончарный круг, ткацкий станок, прялка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, старейшина, совет старейшин, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд

Образовательные ресурсы

Учебник. Электронное приложение к учебнику. Учебная картина «Мотыжное земледелие». Аппликация (слайды) «Возникновение земледелия и скотоводства». Рабочая тетрадь № 1


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблема

Знакомит с темой урока, создает проблемную ситуацию (см. Приложение 1)

Слушают учителя

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Потепление
на Земле. Появление земледелия, скотоводства, ремесла

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, аппликацией (слайдами), иллюстрациями учебника,

беседа

Рассказывает о потеплении на Земле
(13 тыс. лет назад), показывает на карте древнейший район земледелия. Рассказывает о возникновении земледелия (10 тыс. лет назад), скотоводства, ремесла, используя аппликацию (слайды): 1) старейшина; 2) собака; 3) охотники с луками и копьями; 4) кабан; 5) поросята; 6) козлята;
7) женщина-жница; 8) женщина
с зернотеркой; 9) женщина с мотыгой; 10) женщина-гончар; 11) ткачиха

Под руководством учителя указывают даты важнейших событий всеобщей истории, устанавливают последовательность исторических событий; проводят поиск необходимой информации в изобразительных источниках; характеризуют условия и образ жизни,

занятия людей

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; овладевают умением смыслового восприятия познавательного рассказа

Работа с картой, хронология

Неолитическая революция. Присваивающее и производящее хозяйство

Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с терминами, беседа

Характеризует термины: неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство
(см. Приложение 2)

Раскрывают смысл важнейших

исторических понятий

Познавательные: структурируют знания.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

Беседа по вопросам, термины

Духи, идолы
и жертвы

Парная. Словесный, практический.
Работа с текстом, чтение, беседа, работа с терминами

Предлагает прочитать п. 5, выписать и объяснить термины, составить план текста

Раскрывают смысл важнейших

исторических терминов. Составляют план текста

Познавательные: структурируют знания.

Коммуникативные: умеют работать в паре; контролируют действия партнера

Работа
с текстом, термины

IV. Закрепление новых знаний
и способов действий

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с картой

Организует беседу по вопросам (см. Приложение 3), предлагает на карте показать древнейший район земледелия.

– Почему, по мнению ученых, именно
в этом районе возникло земледелие?

Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий. Находят на карте древнейший

район земледелия

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Беседа по вопросам, работа с картой

V. Подведение итогов

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

Предлагает обсудить проблемную ситуацию, предложенную в начале урока

Излагают суждения о причинах
и следствиях исторических событий

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия*

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Закончите предложения:

•  Я нашел подтверждение…

•  Я был удивлен… разочарован…

•  Мне пригодится в жизни (…) потому, что…

•  Я заметил, что по ходу урока моя точка зрения изменилась…

•  Я не знал…

•  Теперь я знаю…

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§ 4, рассказ «Как первобытные земледельцы вырастили зерно». Задания 13–17 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Рассказ,
задания
в рабочей тетради


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Два племени живут в разных местностях и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, а другое – земледелием и скотоводством. В конце урока предстоит ответить на вопрос: люди какого племени жили в лучших условиях и почему?

Приложение 2

Неолитическая революция – переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве – трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7–8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

Когда историки говорят о древних людях, добывавших себе пропитание охотой и собирательством, они называют их хозяйство присваивающим, потому что эти древние люди попросту брали у природы то, что она им давала. Когда же историки говорят о тех древних людях, которые уже научились пахать землю и разводить скот, они называют их хозяйство производящим, потому что эти древние люди прилагали усилия для того, чтобы взять у природы больше, чем она дала бы им сама.

Приложение 3

– От какого более древнего занятия людей и как произошло скотоводство? Какие животные были приручены первыми?

– От какого более древнего занятия и как произошло земледелие?

– Какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство по сравнению с охотой и собирательством?

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.11.2020 303
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Низамиева Фериде Ханум Эрвиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74275
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе