Ход урока:
1. Постановка
темы урока. Слайд 3 (с последующим затемнением)
Звучит
песня «В мире много сказок»
Учитель-сказительница 1: Русский народ
богат своими традициями, обычаями и обрядами. Жизнь русского народа отразилась
в его творчестве. Это и загадки, и колыбельные песни, потешки и прибаутки,
мудрые пословицы и поговорки, былины, и, конечно же, сказки…
Учитель-сказительница 2:
Начинаем
сказку, а вернее, присказку!
В
нашем царстве-государстве,
Далеко
ли, близко ли,
За
лесами, за долами,
За
высокими домами
Стеной
стоит дремучий лес,
Он
полон сказок и чудес…
2.
Актуализация знаний.
Учитель-сказительница 1: А вы знаете, что
такое сказка?
Сказка
– это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над
злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в
обычной жизни приключения. Но вместе с тем фантастический вымысел заключает в
себе, как говорил Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», то есть в
вымысле есть правда.
Учитель-сказительница 2: Назовите жанры
русских народных сказок.
(Социально-бытовые,
волшебные, сказки о животных.)
Нет
твёрдой границы, которая отделяет бытовую сказку от волшебной, равно как и от
сказок, в которых действуют животные.
Все
сказки говорят об одном и том же, хотя и по-разному. В отличие от волшебной
сказки бытовая сказка ироничнее, насмешливее. Шутка и ирония тут пронизывают
всю историю. Сочетание выдумки и правды, чуда и чувства реальности ведомо лишь
подлинно высокому искусству.
Учитель-сказительница 1: Волшебные сказки
внушают дух уверенности, бодрости, радостного приятия жизненной борьбы за
справедливость. И в этом их социальная ценность.
Сказки
о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой
энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, пройдохи, недотёпы, лентяи, воры,
невежды, дураки, скупцы, забияки, грубияны, лицемеры, ханжи. Людские пороки
выставлены на позор и смех.
4. Постановка
проблемного вопроса.
Учитель-сказительница 1: Чем отличается
русская народная сказка от литературной?
(Ответы
детей.)
народная
|
литературная
|
1. Автор – народ.
|
1. Автор – конкретное лицо.
|
2. Существует в устной форме.
|
2. Создаётся в письменной форме.
|
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель
может вносить изменения).
|
3.Внесение изменений не допускается.
|
4. Время создания определить невозможно.
|
4. Время создания сказки известно.
|
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром.
|
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты
и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
|
Учитель-сказительница
2:
Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается. Это только присказка, а сказка впереди
будет.
5.
Творческие задания.
1. «Угадай
сказку» Слайды 4-11
Учитель-сказительница
1:
Если
хорошо сказки знаете,
То
мои загадки быстро отгадаете.
(
при отгадывании загадок на слайде появляется иллюстрация к сказке и её
название)
- Помогла
нам яблонька, помогла нам речка,
Помогла нам тёплая
с пирожками печка.
Все нам помогали,
все нас укрывали.
К батюшке и матушке
мы домой попали.
Кто унёс братишку?
Назовите книжку!
(«Гуси-лебеди»,
русская народная сказка)
- Появилась
девочка в чашечке цветка,
А была та девочка
чуть больше ноготка.
В ореховой
скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка!
Как она мала!
(«Дюймовочка»
Г.Х. Андерсен)
- Красная
девица грустна,
Ей не нравится
весна.
Ей на солнце
тяжко!
Слёзы льёт
бедняжка.
(«Снегурочка»,
русская народная сказка)
- Конь
ретивый, долгогривый.
Скачет полем,
скачет нивой.
Конь росточком
малый,
Но зато удалый.
(«Конёк-горбунок»
Петр павлович. Ершов)
- Рыбка
не простая чешуёй сверкает.
Плавает, ныряет, желанья
исполняет.
(«Сказка
о рыбаке и рыбке» А. Пушкин)
- Лисичка
дом себе нашла -
Мышка добрая была.
В доме том, в
конце концов,
Стало множество
жильцов.
(«Теремок»,
русская народная сказка)
- Нет
ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка)
- Как
начнётся гавот,
То на праздник
придёт
Та, что солнца
прекрасней на вид,
Но … в двенадцать
часов убежит.
(«Золушка»
Шарль. Перро)
Учитель-сказительница 2: Слайд 12
(с последующим затемнением)
Разделите
отгаданные вами сказки на две группы: народные, литературные. Докажите.
(Ответы
детей. Работа на интерактивной доске: показ стрелками.)
ФИЗМИНУТКА 1
Учитель-сказительница 1: С давних времён
русские народные сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки переходили
от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам, так из поколения к
поколению.
2.
«Сказочный Вернисаж»
Учитель-сказительница 2: Сказки населяют
разные герои: добрые и злые.
Я
хочу пригласить вас на «Сказочный Вернисаж». Здесь с давних
времён хранятся портреты известных сказочных героев, но со временем сами портреты
потускнели, а надписи исчезли. Слайды 13-19
Помогите
всё вернуть на прежние места.
Ø
Василиса
Премудрая
Ø
Иван
Царевич
Ø
Змей
Горыныч
Ø
Крошечка
Хаврошечка
Ø
Курочка
Ряба
Ø
Лиса
и Журавль
Ø
Кощей
Бессмертный
Молодцы!
Вы помогли вернуть портреты сказочных героев на Вернисаж.
3.
«Бюро Находок сказочных вещей»
Учитель-сказительница 1: Перед вами «Бюро
Находок сказочных вещей».
В
русских сказках почти любой предмет мог оказаться сказочным. Сейчас мы в этом
убедимся. Вам будут показывать обычные вещи, а вы сделаете их сказочными, то
есть вернёте их в сказку. Слайд 20 (с последующим затемнением)
(Учитель
показывает детям предметы.)
Соломинка
– «Пузырь, соломинка и лапоть».
Перышко
– «Финист – ясный сокол».
Горошек
– «Кот, петух и лиса».
Боб
– «Бобовое зёрнышко».
Яйцо
– «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка».
Стрела
– «Царевна-лягушка».
Рукавица
– «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Манная
крупа – «Лиса и Журавль».
Пирожок
– «Маша и Медведь».
Ведёрко
– «Морозко».
ФИЗМИНУТКА 2
4.
«Сказочная Книга Мудрости» Слайд 21 (аудиозапись)
Слайды
22-25 (Вопросы читает учитель. Ответы детей.)
Учитель-сказительница 2: Молодцы! Вы
отлично отвечали на вопросы. Читая сказки, вы проникаете в загадочный,
чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.
5.
«Сказочный кроссворд» Слайд 26
Учитель-сказительница 2:
Чтобы
сказки не обидеть –
Надо
их почаще видеть.
Их
читать и рисовать,
Их
любить и в них играть!
Кто
читать умеет книжки?
Все
девчонки и мальчишки!
Сказки
чаще открывайте,
Ежедневно
их читайте.
Для
самых внимательных читателей «Сказочный кроссворд».
(Дети
заполняют кроссворды.)
Приложение
1.doc
Самопроверка. Слайды
27-28 (с последующим затемнением)
Правильно
разгадали кроссворды? Умницы! Какое слово по вертикали получилось у мальчиков,
у девочек? (Ответы детей.)
6.
Заключение.
Учитель-сказительница 1: РУССКИЕ
СКАЗКИ!!! Сегодня
мы вспомнили любимые сказки, любимых сказочных героев. Сказка – это не только
произведение, которое интересно читать, это ещё и хороший учитель. (Дети читают стихи.)
- Нас
встречает в жизни сказка
Вместе с
материнской лаской,
С добрым
бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
- Никогда
нам не наскучит,
Быть отважными научит.
В беде научит помогать
И никогда не унывать!
- И
пусть зло пока хитрее,
Всё равно добро мудрее!
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить!
Учитель-сказительница
1: Слайд
29
Сказка - ложь, да
в ней намёк, добрым молодцам урок!
7.
Рефлексия:
1.
Кому из вас перед сном родители читают
сказки?
2.
Чему учат сказки? (Творить добро, жить по
правде и совести.)
3.
Что вам показалось сегодня на уроке
необычным?
4.
Кто помог вам на уроке, когда было трудно?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.