Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / конспект урока технологии на тему "Художественные ремесла. Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения. "

конспект урока технологии на тему "Художественные ремесла. Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения. "

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Тема. Художественные ремесла. Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения.

Цель:

  1. Образовательная – ознакомить учащихся с историей макраме, материалами и приспособлениями для плетения, расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия;

  2. Развивающая – развитие у учащихся умения плести основные узлы и на их основе выполнять простое изделие, развитие точности движения, внимания, самостоятельности, инициативы;

3. Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к рукоделию, привитие культуры труда, воспитание бережливости; воспитание волевой саморегуляции;

Оборудование: изделия, вязанные крючком, спицами, плетеные из ниток (макраме), нитки мулине, веревка разной толщины, ножницы, булавки, линейки, карандаши, технологические карты по плетению основных узлов, карточки для самоанализа, презентация по теме урока.


Подготовка кабинета.

Возле доски оформлена выставка работ учащихся, родителей, учителей: вязаные крючком жилетки, пинетки, шапочки, грелка на чашку, в технике макраме сова, абажур, панно.

Для работы на уроке учитель разбивает класс на группы. Каждой группе дается домашнее задание: подготовить материал об истории возникновения макраме.

1 группа создает презентацию об истории макраме.

2 группа работает с литературой «Первый подвиг Геракла».

3 группа подыскивает материал «Влияние рукоделия на здоровье человека».

4 группа работает с энциклопедией «Морские узлы».


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Назначение дежурных.

- Отсутствующие в классе.

- Проверка готовности к уроку.



Не то дорого, что из красна золота сделано,

а то, что добрым мастером сработано”.


Учитель. Ребята, раздел, который мы сейчас изучаем, называется «Рукоделие. Художественные ремесла». Для сегодняшнего урока мы с вами организовали небольшую выставку работ, выполненных вашими руками, родителями и учителями.

Посмотрите внимательно на эти изделия и ответьте мне на следующие вопросы.

Вопросы классу.

1.Каким образом выполнены эти работы?

Ответ. Связаны крючком, спицами, сплетены из веревок и мулине.

2. Какие изделия вам нравятся больше всего?

3. Актуальны ли они сейчас?

4. Что из этих видов рукоделия мы уже учились выполнять?

Ответ. Вязание крючком.

5. А с чем еще незнакомы ?

Ответ. Макраме.


2. Объявление темы урока.

Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Макраме. Материалы, используемые для плетения узорных поясов, тесьмы. Виды узлов макраме. Способы плетения».

Постановка цели урока.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока.

Учащиеся высказывают свои мнения, а учитель выписывает на доске или формулирует устно.

Цель урока: познакомиться

- с историей возникновения макраме;

- с материалами и инструментами для плетения в технике макраме;

- повторить технику безопасности;

- научиться выполнять основные узлы макраме;

-выполнить простое изделие в технике макраме.

Учитель. Ребята, прошу вас внимательно прослушать материал урока и в конце ответить на вопросы теста.


3. Изучение нового материала.

Учитель.

В течение веков людьми создано немало видов рукоделия. Одним из них является макраме - узелковое плетение. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома».


Его популярности и широкому распространению, особенно в последнее время, в немалой мере способствует то, что этот вид народного творчества не требует какого-либо специального приспособления, инструментов. 
Ведь основным “орудием производства” являются умелые руки - плетение осуществляется просто на пальцах, из-под которых выходят изумительные изделия. Не зря в старину говорили: “Не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что добрым мастером сработано”.

Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение служило самым различным целям, причем во многих древних цивилизациях.

Кто первым завязал узел?


Выступления учащихся.

Группа № 1. Презентация. Показ иллюстраций.

 

Однозначно можно сказать только, что это был первобытный человек. Можно предположить, что первые узлы были использованы для изготовления топора, когда острый камень растительными волокнами или сухожилиями животных привязывался к палке. Или же при строительстве крыши примитивного жилища, когда ветки деревьев удерживались вместе при помощи длинных стеблей травы. 

 

По мере развития человечества орудия труда совершенствовались: появился лук — гибкий кусок дерева с натянутой тетивой, края которой закреплялись на концах лука с помощью простейших узлов, потом появились силки, сети и привязи для животных. Благодаря этим простым приспособлениям начали развиваться не только охотничий и рыболовный промыслы, но и сельское хозяйство, да и вся цивилизация в целом.

 

Переселяясь по разным континентам, первобытным людям приходилось пересекать обширные речные и морские пространства. Для этого они начали сооружать простейшие плавательные средства, где верёвки и узлы опять же играли немаловажную роль. 

 

Кроме того, в древние века завязанные узлы являлись способом накопления и передачи информации — у многих народов (древние китайцы, индейцы Северной и Южной Америки, древние славяне) имелась своя система узелковой письменности. 



Группа 2. Гордиев и Гераклов узлы.

В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.

Мифы Древней Греции. Первый подвиг Геракла – битва с Немейским львом. Геракл задушил громадного немейского льва, который был рождён чудовищами Тифоном и Ехидной и производил опустошения в Арголиде. Шкуру льва, неуязвимую для копий и стрел, Геракл надел на себя, лапы льва были завязаны на груди Геракла двойным узлом или геракловым.

Группа 3. Плетение на Руси.

Плетение на Руси считалось особым искусством. Расцвета узелковое плетение достигает во время формирования Киевской Руси. Узел воспринимался не просто как сплетение нитей, а выступал символом таких понятий, как жизнь, счастье, хлеб, солнце, любовь.

Однако с течением времени узелковое плетение начали считать языческим (колдовским) рукоделием. В словаре Даля - узлы вязать - значит колдовать, ворожить, знахарить. Плетение уже рассматривалось как преступление, приравнивалось к зелейству (изготовлению приворотных зелий), колдовству, еретичеству.


Но со временем декоративное искусство победило древнюю заклинательную символику и использовалось во многих сферах жизни.


Группа 4.

Но, самыми изобретательными, в создании практичных узлов, оказались моряки. Парусный корабль, просто немыслим был без верёвок, на которых держались паруса и крепились мачты. Было придумано более 500 узлов и плетений. Много плетений и орнаментов было придумано моряками, когда они уходили в дальнее плаванье и от скуки придумывали различные поделки: из сизаля, пеньки, манилы. По возвращению домой, после долгой разлуки, дарили своим любимым. Поэтому, с годами, женщины переняли искусство плетения из веревки и стали сами использовать его, для плетения изящных вещей.

Группа 5. Влияние рукоделия на здоровье человека.

Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на определенные точки - нервные окончания на наших золотых ручках и это, конечно, не может не сказывать на нас. 

Вязание крючком: Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания.

Макраме: Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, снимает раздражение,волнение.Не рекомендуется заниматься макраме людям с чувствительной кожей.

Выжигание по дереву: Снимает напряжение, нервные тики, помогает при лечении хронических заболеваний простудного характера, нормализует давление.
Дымом дышать нельзя. При аллергических заболеваниях и особой чувствительности к запахам заниматься выжиганием не рекомендуется.


Резьба и роспись по дереву: Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ушибах, гематомах, лечит гастрит, бронхит, одышку, нарушения вестибулярного аппарата, различные фобии.

Материалы и инструменты для плетения макраме.

Для изучения этого раздела учитель разделяет класс на группы.

Iгруппа учащихся. Учитель предлагает рассмотреть готовые изделия, выполненные в технике макраме и определить, какие материалы для этого понадобились.

IIгруппа учащихся. Работа с учебником. Стр.214 первый абзац. Прочитать, какие инструменты необходимы для работы. На парте лежат инструменты для различных видов работ. Необходимо выбрать те, которые нужны для плетения макраме.

Техника безопасности при работе с булавками, ножницами.Учащиеся вспоминают и называют основные правила безопасной работы с ножницами, булавками.

Физпауза.

4. Практическая работа. Изучение основ макраме.

Оборудование: инструкционные карты, веревки определенной длины, карандаши для набрасывания веревок, ножницы, спица.

Учитель показывает два способа наброса нити на основу. Объясняет, что есть нити основные, на которые будет выполняться плетение и рабочие, которыми будут вязаться узлы. Они должны быть разной длины. Основные нити располагаются посредине и они короче, рабочие нити располагаются по краям и они длиннее.

Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть технологические карты по плетению простых узлов. Дети работают в группе. Пробуют выполнять узлы. Оказывают помощь своим товарищам. Карточки подготовлены с разноуровневыми заданиями. В случае затруднений учитель помогает разобраться в выполнении того или иного узла.

Учитель. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Мореплаватели».

1.Мальчикам предстоит морское путешествие. Прежде чем туда отправиться, им нужно научиться завязывать морские узлы. А девочки будут дожидаться их на берегу и плести сети.

2.Мальчики получают схемы вязания морских узлов (прямой узел (геркулесов) и восьмерка). Девочки плетут плоские узлы на нескольких нитях в шахматном порядке, образуя сетку. (Можно по несколько человек).

3. Далее устраиваем соревнования между мальчиками, кто быстрее и правильно завяжет два узла. Девочки показывают, какие сетки у них получились.

5. Рефлексия.

Учитель раздает учащимся карточки, чтобы проверить, как усвоили материал урока.

1. Необходимо ответить на вопросы небольшого теста. (Выбрать правильный ответ).


1. Что в переводе с арабского означает «макраме»?

а)кружево,бахрома;

б) плетение;

в) узелки.

2. Гордиев узел придумали:

а) греки;

б) египтяне;

в) римляне.

3. По словарю Даля плетение на Руси означало:

а) любовь;

б) колдовство;

в) создание украшений.

4. Большой вклад в развитие макраме внесли:

а) ученые;

б) моряки;

в) крестьяне.

5. Геркулесов узел – это:

а) восьмерка;

б) прямой;

в) репсовый.

Ответы выставляются в таблицу № 1

Таблица № 1.Ответы на вопросы теста.

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ






для проверки правильности ответов учащиеся меняются карточками.

Таблица № 2. Самоанализ деятельности на уроке.

Виды деятельности

Баллы

Самооценка

Общий балл

Тест

5

4

3



Моя активность на уроке

5

4

3


Как я понял материал

5

4


Смогу ли я применить это в жизни

Да

Нет





Итог урока.

Ребята, в начале урока мы поставили перед собой цель:

познакомиться

- с историей возникновения макраме;

- с материалами и инструментами для плетения в технике макраме;

- повторить технику безопасности;

- научиться выполнять основные узлы макраме;

-выполнить простое изделие в технике макраме.

Как вы считаете, справились мы с этой задачей?

Ответы учащихся.


Выставление оценок в дневники.

Домашнее задание. Найти схемы плетения узлов макраме и принести их на урок

Фамилия, имя, класс ____________________________________________________

Таблица № 1.Ответы на вопросы теста.

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ






Таблица № 2. Самоанализ деятельности на уроке.

Виды деятельности

Баллы

Самооценка

Общий балл

Тест

5

4

3



Моя активность на уроке

5

4

3


Как я понял материал

5

4


Смогу ли я применить это в жизни

Да

Нет






Фамилия, имя, класс ____________________________________________________

Таблица № 1.Ответы на вопросы теста.

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ






Таблица № 2. Самоанализ деятельности на уроке.

Виды деятельности

Баллы

Самооценка

Общий балл

Тест

5

4

3



Моя активность на уроке

5

4

3


Как я понял материал

5

4


Смогу ли я применить это в жизни

Да

Нет

















8


  • Другое
Автор Марисюк Светлана Фёдоровна
Дата добавления 30.11.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 564
Номер материала MA-072412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»