IV. Сообщение темы урока.
|
1.
Кроссворд «Морфемы» (Слайд 1)
- Из далёкой страны
Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием, только разгадав
кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны
завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят.
-Я стою перед корнем
и могу образовывать слова.
- И я тоже могу
образовывать слова, только стою после корня.
-А я без окончания
проживу, удалите его от меня!
- А я самый главный
среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
- Между прочим, без
меня из слов невозможно составить предложение.
По вертикали в
выделенных ячейках находится ключевое слово, которое является темой нашего
сегодняшнего урока. (Морфемы)
Обобщение по теме
«Состав слова» – тема нашего урока.
|
Дети записывают
отгадки в кроссворд.
|
VI. Основная часть
VII. Физкультминутка.
VIII. Продолжение основной части урока.
|
1. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 3)
К доске приглашаются
3 команды по три человека
На доске карточки со
словами:
подносчики
перевозчики сапожники
Правила игры: Игрокам
нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы
каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным
словом. Каждый игрок рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое
слово получилось.
В результате этого на
доске появляется следующая запись:
подносчики перевозчики сапожники
подносчик перевозчик сапожник
поднос
перевоз сапог
нос
воз
Посмотрите на третий
столбик.
Какое языковое
явление здесь наблюдается?
- Без какой части
слово не может жить?
Как называются слова
одного корня?
Какие слова называют
родственными? Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?
2. Упр.80, с.52
Устное
обсуждение.
Прочитайте
первую группу слов.
-Какой корень в этих
словах?
- Значит эти слова
однокоренные?
А если они одинаковые
по написанию и звучанию, но разные по значанию, то какие они?
На какие две группы
можно разделить?
- запишите в тетрадь.
Повторяйте за мной.
Показываю различные
упражнения для пальчиков и др.
3.
Игра «Замени одним словом»
-А есть в русском
языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и
называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе?
Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:
Любитель книг.
(Книголюб)
Машина, которая возит
молоко. (Молоковоз)
Рабочий, который
варит сталь. (Сталевар)
Машина, которая сама
летает. (Самолёт)
Человек, который
разводит птиц. (Птицевод)
4. Посели слово в свой домик (Слайд 6)
- Перед вами схемы
разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:
Выход,
алмазный (ловушка!), заморский, приём, кустик, рыболов, прибрежный, разбег,
мелок, старики, подъёмный, катаются.
-Ой,
а слово «катаются» ни к какой схеме не подходит…
- Давайте его разберем.
- Большое количество
ошибок всегда допускается при разборе глаголов. Какие правила нужно помнить,
чтобы не допускать ошибок?
Формообразующие
суффиксы в основу не входят. Какие суффиксы называют формообразующими и
почему?
Не путать личные
окончания глаголы с суффиксами. Как различить глаголы с ться и тся?
Возвратные глаголы
имеют постсуффикс -ся или –сь, в этом случае основа разрывается.
|
У доски работают 3
ученика.
Чередование
согласного в корне слова.
-
корня
-
однокоренные, родственные
-
окорённые
-
перевозчики, подносчики, обходчики.
-
Это форма слова
рис
нет, у них разное
значение.
Омонимичные.
Это корни
слов, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению
Дети записывают в
тетрадь.
Дети повторяют
упражнения.
Книголюб
Молоковоз
Сталевар
Самолет
Птицевод
На доске слова и
схема разбора.
Дети выходят и
распределяют слова по столбикам.
Дети разбирают слово.
Ся, сь.
|
IХ. Итог урока. Оценивание работы.
|
Что такое морфема?
Какие части слов вы
знаете?
Какие используются
для образования новых слов?
Какая морфема
используется для соединения слов в словосочетания и предложения?
Какие слова
называются однокоренными?
Как по-другому их
можно назвать?
|
Часть слова
Корень, приставка,
суффикс, окончание.
Приставка, суффикс.
Окончание
Слова, которые имеют
один корень и схожие по смыслу.
Родственные.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.