Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект урока русского языка на тему "Омонимы"

Конспект урока русского языка на тему "Омонимы"

Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС

Класс: 5

Тема урока: Омонимы (путешествие в царство омонимов)

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока: - сформировать понятие об омонимах; - познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища; - формировать культуру общения.

Формируемые УУД: Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения, работать в группе.Познавательные: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста , выразительного читать, строить устное и письменное высказывание, проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя. Регулятивные: планирование самостоятельного выполнения заданий, выбор темпа работы, умение действовать самостоятельно.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Слайд 1 - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение. Подарите это хорошее настроение соседу по парте и нашим гостям. Я не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем активны, внимательны,
И очень старательны.

Слайд 2 - Хочу напомнить наш эпиграф к урокам: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»,- говорил писатель К.Г.Паустовский.

- Как вы понимаете смысл высказывания К.Г.Паустовского?

-Какой из разделов лингвистики изучает словарный состав языка?

- Каким понятием мы называем богатство языка, то есть словарный состав?

-Верно. Молодцы. Мы продолжаем путешествовать по стране Лексика. Какие города этой страны мы посетили на прошлых уроках?

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Задание 1

- Лексический диктант

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Слова, имеющие несколько значений

3. Основная единица языка.

4. Слово, имеющие одно значение

5. Словарный состав языка.

6. Слова с противоположным лексическим значением.

7. В словосочетании золотые часы прилагательное употреблено в ……. (прямом) значении, а в словосочетании золотой характер – в …….. (переносном) значении.

- Какой вывод можно сделать? (Вывод: мы изучаем лексику)

кран²F:\уроки_надо\5 класс\i.jpg

F:\уроки_надо\5 класс\a956a5d70c256ed8facd47bc42b2bf0b521.jpgF:\уроки_надо\5 класс\5642143d0b09d05292a767efeffa7891214.jpgF:\уроки_надо\5 класс\c4be57dd1b8ccd46fa4b51f27db3ae5e816.jpg

капитан кран¹

Слайд 3 Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»

Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.

У предметов, называющихся крАнами, -никакого сходства в значении нет.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

-Какие одинаковые слова вы услышали?

-Чем они похожи и в чём отличие?

Учащиеся отмечают, что они одной и той же части речи, одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 4 На доске появляется запись: синонимы… На доске написано слово ОМОС=одинаковый

- образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.

-ОМОНИМЫ

Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
 Но по смыслу, по значению
 Быть мы разными хотим.
 Мы ОМОНИМЫ, друзья,
 Путать нас ни с кем нельзя.
 ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
 С языком всегда мы дружим.

Поэтому словаКРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.

Слово омоним – новое слово. Пополним им ваш лексикон.

- Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Добро пожаловать в царство омонимов!

Слайд 5- в рабочих листах запишите число. Тему урока.

- Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?

-Какова цель урока?

- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами...

- Вы должны выяснить, какие слова являются омонимами, познакомиться с разными видами омонимов, научиться находить омонимы в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а помогать нам будут наши помощники Мудрый учебник, словарик и компьюша. В конце урока мы с вами должны составить паспорт омонимов.

I. Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.

- Возвращаемся в царство омонимов. Сценка

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Учитель:

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Кажется, я слышу чей-то разговор:

- Это чужие, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем они оказались в нашем царстве.

- Хорошо, я мигом.

- Что ты мне принёс?

- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!

- Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: они направляются сюда

- Как вы считаете, почему они не поняли друг друга?

- Вы знаете, как называются такие слова?

-Так что же такое «омонимы»? Попробуйте сформулировать правило.

-Что это за слова? – откройте учебник на стр. 160

Задание 2. Слайд 6

- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нет уж в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

- О чём это стихотворение?

- Назовите и выпишите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?

*Норка - хищное млекопитающее;

норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. - С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».

А слово «норка» заимствовано из финского языка - «горностай».

Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что по происхождению и по ЛЗ эти слова различные. - Какой сделаем вывод? (Это омонимы)

Слайд 7 Записать слова в тетрадь, объясните, что вы представляете, когда читаете эти слова.

Наводящие вопросы:

1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?

3. Одинаково ли лексическое значение этих слов?

- Значит, перед нами …омонимы.

Лингвистический эксперимент по рядам

Слайд 8

- Перед вами рисунки. Ответьте на вопрос

-почему рисунок 1 и 2 ряда имеет одно название, а рисунки 3 ряда имеют каждый свою подпись?»

- нос - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: находится впереди чего-либо

У предметов, называющихся экипажами, - никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (лёгкая повозка и команда корабля)

Слова экипаж-1 и экипаж-2 называются омонимами.

Работа с учебником и со словарём Работа по группам Слайд 9 найдите в толковом словаре слова, дайте определение. Составить предложения.

1 группа – Свет, клуб, 2 группа – дробь, ласка, 3 группа – мир, язык

- Как определить в словаре, что это омонимы?

-Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.

-Как даётся толкование многозначных слов?

-Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами.

- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов Слайд 10http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597475/01.gif

Задание 4.

- Выполним упражнение 354 (устно).

Выступление уч-ся

- А откуда берутся омонимы?

1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» - крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.
2) Омонимы появляются из многозначных слов - одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.
3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник - «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник - «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол - «должность дипломата», посол - «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).

В нашем багаже заметно прибыло, а нам идти ещё далеко, давайте отдохнём.

Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

II. Классификация омонимов. Перед вами самая высокая гора царства омонимов. Поднявшись на неё, вы сможете узнать обо всех секретах этого государства. Задание 5 (работа в парах). - Перед вами листы с упражнением (раздаточный материал). Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.
- Какие особенности омонимов вы можете назвать? В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы) Слайд 11 Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.

Каждый ряд проводит расследование и составляет определение разным видам омонимов:

Частичные омонимы:

- ОМОФОНЫ - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Карточка: «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков)

- ОМОФОРМЫ - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Карточка:

Вы, щенки! За мной ступайте!

Да смотрите ж, не болтайте,

Будет вам по калачу,

А не то поколочу. (А.С.Пушкин)

- ОМОГРАФЫ - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (различия в ударении). Карточка:

А что такое Атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и атлАс.

- Подведём итоги расследования.

- Запишите в тетрадь новые определения

Минутка для шутки.

Разгадайте загадки, ответы запишите. Разгадайте шарады Слайд 12-16(очки, нос, ключ, перо)

Итоговое задание! Слайд 17

Закрепление изученного материала

Письменный опрос на листочках

Закончите фразу

Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________

У омонимов лексическое значение _________________________________________

3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________

В толковом словаре одна словарная статья для_______________ и разные словарные статьи для ____

Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________

- Итак, у вас остался не заполненным только паспорт омонимов. Вам нужно поставить какой – либо знак (плюс или минус) в колонку напротив определения. Проверка В результате получился паспорт омонимов. Слайд 18

- Ну что, ребята, вот мы и на вершине самой высокой горы царства омонимов.

- Омонимы нередко используются в художественной литературе как средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Эта игра слов называется необычным словом Каламбур. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Шуточные вопросы Слайд 19 (колодезный журавль, корень, швейную, из строительного, насекомое), Слайд 20 (кисть руки, по гимнастическому, губа-часть лица, из железнодорожного)

Рефлексия деятельности

Что узнали сегодня на уроке?

- Что было самым интересным?

Какие трудности встретились? Домашняя работа Слайд21






















































Рабочий лист Ф.И._____________________________________________


Дата _____________ Тема урока____________________________________________________________


Задание 1. Лексический диктант

1__________________________


2___________________________


3___________________________________


4_____________________________________


5________________________________________


6______________________________________


7_________________________________________



Задание 2. - Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.


Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нет уж в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!


Задание 3


_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________


Задание 4


_________________________________________________________________________________________


Задание 5 (работа в парах). - Перед вами листы с упражнением (раздаточный материал). Найдите слова – омонимы. 1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.

Письменный опрос на листочках

Закончите фразу

Омонимы и многозначные слова одинаково____________________________

У омонимов лексическое значение _________________________________________

3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это____________________________________________

В толковом словаре одна словарная статья для______________________________ и разные словарные статьи для ______________________________

Сторожил (охранял) и старожил (старый человек) – это_______________________________________


Паспорт омонимов

Признаки

Омонимы

1. Один и тот же вопрос


2.Одинаковое произношение


3.Одинаковое написание


4.Разные значения


5. Примеры























































Как появляются омонимы в языке?
1) Заимствование. Например, в русском языке существовало слово «скат» -пологий спуск, а в скандинавских слово «skat(a)» - крупная рыба с плоским телом и острым хвостом.
2) Омонимы появляются из многозначных слов - одно из лексических значений многозначного слова переходит в самостоятельное слово. Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение, из которого «выросли» остальные. Представим себе в виде дерева значения слова чай: они связаны между собой, как бы растут друг из друга.
3) Словообразовательный (в результате словообразования). Например, суффикс -ник в русском языке обозначает предмет и называет человека по профессии. Проводник - «вещество, хорошо проводящее электрический ток, звук, теплоту». Проводник - «железнодорожный служащий, сопровождающий вагон». Посол - «должность дипломата», посол - «соление чего-либо» (образовано от глагола солить).















































ДРОБЬ

дроби, ж.

1. только ед., собир. Мелкие свинцовые шарики (употр. для стрельбы из охотничьего ружья). В утку попал весь заряд дроби.

2. Число, состоящее из частей единицы (мат.). Правильная дробь (меньше единицы). Неправильная дробь (больше единицы). Десятичные дроби. Непрерывная дробь.

3. только ед. Разбитые, измельченные части чего-н. (спец.). В стекле много дроби.

4. перен., только ед. Ряд частых, прерывистых звуков, трель. Соловей... мелкой дробью вдруг по рощам рассыпался. Крылов. Барабанная дробь.


Свет

Свет¹ - энергия, источник освещения. Яркий свет.

Включить свет.

Свет² - мир, вселенная, земной шар.

Целый свет.

Путешествовать по свету.

норка



Мир

Мир¹ - планета Земля. Весь мир.

Посмотреть мир.

Мир² - отсутствие войны, радость, счастье.

Жить в мире.

Молния

,








Работа с текстом.

На партах разложен текст «Главное слово». Чтение и анализ.

Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.

Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.

И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.

Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».

Одна девочка сказала:

-Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!

Но Дверь не открывалась.

Тогда заговорил мальчик:

-В тех местах, где живу я, — настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли.Главное слово – огонь!

Но дверь и теперь не открылась.

Одна маленькая девочка прошептала:

Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.

Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.

И тогда мальчик уверенно проговорил:

Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце.Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.

Золотая Дверь торжественно распахнулась.

vКто главные герои сказки?

vОткуда они приехали?

vЗачем хотели дети открыть Золотую Дверь?

vЧто нужно было сделать для этого?

vКакие слова дети считали главными?

vПочему Дверь не открывалась?

vКакое слово самое главное для всех детей на планете?

vА почему?

vВстретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите.


  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 05.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1832
Номер материала MA-073124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»
Курс повышения квалификации
«Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»