Изучение
нового материала.
Упражнение 140.
-
Глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Какого лица и числа бывают
личные местоимения? Назовите их парами.(я-мы, ты-вы,он-они) Мы будем
изменять глаголы при помощи личных местоимений, вопросов, выделять окончания
у глаголов.
- Сейчас я раздам вам карточки. Это задание вы будете выполнять
самостоятельно.
Образец:
Я (что делаю?) леч у , ид у.
Ты (что делаешь?) лет ишь , ид ёшь .
- Готовы проверять? У кого по-другому?
- Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).
-
Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).
-
Что остаётся неизменным? (Корень)
-
Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).
-
Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам)
-Такое
изменение имеет своё название, давайте прочитаем.
- Что
правило из учебника дополняет наше? (изменяются в настоящем и будущем
времени, при спряжении меняется окончание)
- Из
каких частей состоит правило? (из 3).
-
Кто может обобщить и сформулировать правило самостоятельно?
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется
спряжением.
Работа с таблицей
- А теперь рассмотрим таблицу.
- Посмотрите на глаголы в настоящем времени по таблице.
- Сколько колонок в таблице? (2, гл.ед числа и мн.числа)
- Что в первой колонке? (гл.ед.числа)
- Какое местоимение у 1лица? Какие могут быть окончания?
- Что заметили? (окончания меняются).
- Какую орфограмму вы заметили во 2-ом лице ед.ч? (Мягкий знак в глаголах после шипящих)
Упражнение141
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
( спряжение)
- Ребята, посмотрите упражнение 141, прочитайте задание.
-Что вам нужно сделать в этом упражнении? (выписать глаголы в
наст.вр. и определить лицо и число каждого глагола.)
- Прочитайте 1-ое предложение , найдите глагол, назовите ,в
каком времени стоит глагол, докажите. (Скачет(что делает?)-нас.вр.)
- Что нужно сделать, чтобы определить, лицо и число глагола? (подставить
местоимение)
- Какое местоимение подставим ?(он скачет)
- «Он скачет» в каком числе? (в единственном)
Образец:
Скач ет , лет ит ,
гоня ешь , волну ешь , ве ешь , люб им , выезжа ют .
- Итак, давайте повторим, что нужно сделать, чтобы определить
лицо и число глагола?
Вывод: Чтобы определить лицо и
число гл. в нас. вр, надо установить лицо и число местоимения, с которым этот
глагол может сочетаться.
Физминутка
Ребята, а теперь давайте встанем из-за
парт и немного отдохнем.
Руки подняли и покачали;
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули;
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, даже покажем –
Руки сложили назад.
Упражнение142
- Ребята, прочитайте задание к упражнению 142.
-Что говорится в задании? Что вам нужно сделать? (поставить
глаголы в форму наст.вр. и проспрягать их)
- Мы опять будем заниматься спряжением, а что значит
проспрягать? ( Изменить глаголы по лицам и числам)
- Прочитайте глаголы. В какой форме? (в начальной ф.)
- А нам нужно в какой? (в форме нас.вр.)
- Как это сделать? ( подставить местоимение)
- Давайте, первое слово выполним вместе. (1ученик у доски)
Образец:
ед.ч мн.ч.
я леч у
ты лет ишь
он лет ит
|
мы лет им
вы лети те
они лет ят
|
-Остальные слова проспрягайте самостоятельно.
-Сравните свою работу с доской, у кого по-другому?
-Что мы делали? (проспрягали глаголы) Что значит,
проспрягали? (изменили по числам и лицам)
Упражнение143
-Следующее упражнение вы будите выполнять самостоятельно. На что
вы будите обращать внимание? (на местоимение или существительное)
- Первое предложение читаем сразу с изменением. (Я люблю тебя,
милая Родина!) Какое число? Какое лицо? Как подпишите?
Образец:
Я любл ю тебя, милая Родина!
- А теперь запишите правильно, указывая число, лицо, не
забывайте выделять окончания.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
- Кто допустил ошибки? Почему?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.