Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 8 260 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 1 960 руб.
Смотреть
Главная / Другое / Конспект урока "Приставка (общее понятие)" (3 класс)

Конспект урока "Приставка (общее понятие)" (3 класс)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

16 предметов

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Принять участие

ПРЕДМЕТ: «Русский язык»


КЛАСС: 3


ТЕМА УРОКА: «Приставка (общее понятие)»


ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.


ЗАДАЧИ УРОКА:


Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

  • формировать навык разбора слова по составу;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.











Планируемые результаты:


  • На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

  • Научатся находить приставку среди других частей слова;

  • Образовывать новые слова с помощью приставки;

  • Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

  • Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • Аргументировать свою позицию;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

  • Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • Осуществлять итоговый контроль по результату;

  • Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.


Формы работы учащихся: фронтальная работа, практикум, самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Оборудование урока:учебникКанакиной В.П. «Русский язык» 3 класс, компьютер, мультимедийный проектор, тесты, карточки с заданиями.





План:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  3. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.

IV. Гимнастика для глаз «Крошка Енот»

V. Наблюдение

VI. Физминутка

VII. Включение в систему знаний (закрепление)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

X. Домашнее задание








Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд 1.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Желаю вам и вашим близким здоровья и удачного рабочего дня.


Слайд 2.

-Солнце на небе проснулось.

Всем, ребятам, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Подарим тепло и улыбки друг другу. Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши сердца добрыми чувствами.

Слайд 3.

- Девиз урока.

Орешек знанья тверд.

Но все же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Девиз : «Хочу все знать»


II. Актуализация знаний.


1) Разминка Блиц – опрос


  • Слово состоит из предложений? – Нет

  • Корень – это главная часть слова? - Да

  • Может ли слово быть без корня? – Нет

  • У родственных слов одинаковый корень? – Да

  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет

  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

  • Назовите, все изученные части слова.





2) Повторение знаний о частях слова.

Слайд 4.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Части слова».

Слайд 5

- Но мы отправляемся в путь не одни! С нами – герои повести Николая Носова. Узнали их?(Незнайка, Знайка)


-Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.


- Какие части слова вы знаете? (корень, окончание)

Знайка решил проверить ваши знания о частях слова. Расскажите, что вы знаете о них.

а)Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Как найти корень? Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Как выделяется на письме?

б) Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слов.

Для чего служат окончания? Для связи слов в словосочетании и предложении.

Как выделяется на письме?

Проверим!

Слайд 6.


Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Записываем число, классная работа.



Ш. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.


1. Введение

Слайд 7

Посмотрите, Незнайка забрёл на лесную поляну и застыл в недоумении. Он никак не может понять, какое отношение имеет корень дерева к корню слова. Вы можете ему объяснить?

Из корня вырастает дерево, а из корня слова – однокоренные слова.

Без корня не может существовать ни растение, ни слово.

Это дерево волшебное. На нем растут слова. Отгадайте их и запишите в тетрадь.

(отгадывают слово и записывают на доску)

Запись на доске: лесок, лесной, лесоруб, лесник, перелесок


Маленький лес (лесок)

Прилагательное (лесной)

Рубит лес (лесоруб)

Охраняет лес (лесник)

Ой,а что же означает это слово?(перелесок). Куда нам обратиться?(толковый словарь)


Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса.


Слайд 8


2) Самоопределение к деятельности


- Что объединяет эти слова? (они однокоренные). Найди сложное слово.


А Незнайка не верит. Что надо сделать? (выделить корень). Выделяем.

- Посмотрите, что я подчеркнула? Где стоит?

Посмотрите, эту часть слова как бы приставили к корню.

Как вы думаете, как называется эта часть слова? (Приставка)

Что же такое приставка? (часть слова), стоит (перед корнем)


3) Постановка темы и цели урока


Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове, значение)

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.


Как пишется приставка со словом слитно или раздельно? (слитно – это же часть слова).

На письме приставка обозначается вот таким значком:

Выделите приставку.



IV. Гимнастика для глаз «Крошка Енот»

Слайд 11 - 12



V. Наблюдение


1. Для чего служит приставка


Слайд 13

Один скворец опустился на поляну, где собрались приставки. Он поможет нам понять, для чего служат приставки.

У нас есть корень -лет- из слова «лететь» и разные приставки. Прочитайте их. Смотрите внимательно на действия скворца, показывайте их руками, называйте получившееся слово.

(показывают действие, называют слово, записывают его в тетрадь)

Прилетел, влетел, вылетел, перелетел, улетел.

Прочитайте слова.

Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?

Какую роль играют приставки?

С их помощью образуются новые слова.

Выдели корень, обозначь приставки


2. Обобщение наблюдения (работа в парах). Ответь на вопросы.

Поработаем в парах. Расскажи о приставке.

Карточка

Что такое пристава? Приставка - это… .

Где стоит в слове? Стоит … .

Как пишется со словом? Пишется с словом … .

Для чего служит? Служит для … .

Чтение правила на с.84


VI. Физминутка


Отложите-ка тетрадку!

Становитесь на зарядку!

Сладко-сладко потянулись,

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись?

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – потопать, посмеяться,

С вы – вытягиваем руки вперед, вверх, в стороны,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.

Какие приставки вы запомнили?

Плакат.

VII. Включение в систему знаний (закрепление)


- Незнайка приготовил для вас игры

1. Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок. Игра  «Кто больше» (устно)


2. Игра «Третий лишний»


- Вставьте буквы, не спешите

И свой выбор докажите.


В.да, в.дить, в.дичка.

Поб.жал, уб.жал, б.жал.

В.рёный, пов.р, в.ренье.


Кто быстрее всех прочтет,

Слово лишнее найдет?



3.Игра «Потеряшки».

Какая часть слова потерялась? .(приставка). Как приставки пишутся со словом?

Кот …плакал (мало) -раз

Язык …вязался. (много болтать) -об

Пальчики …лижешь (вкусно) -на


- У нас получились….фразеологизмы. Поясни, что они обозначают?

4) Игра «Собери предложение»

--Рассыпались слова.

Давайте порядок наведём.
Из слов мы предложенье соберем.

Перелетные птицы улетают в жаркие страны.

Задание:

1. Разбери предложение по членам предложения и по частям речи.

2. Найди однокоренные слова, выдели корень, приставку.




5) Самостоятельная работа (дифференцированная) по группам

Зелёная карточка

«Вставь приставку»:


…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
на-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
«Выдели приставку»:

налить
перелить
полить
вылить

Подсказка

Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

лить чай в чашку

лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из пакета в стакан.





VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше путешествие в страну «Части слова» заканчивается. Пришла пора прощаться с нашими спутниками. Но Знайка хочет убедиться, что путешествие многому вас научило.

- Какую цель пред собой поставили?( познакомиться с приставкой)

- Достигли?

- Итак, расскажем Знайке, что же мы сегодня узнали?


Слайд 15

Знайка хочет провести игру «Да - нет»



Игра «Да - нет».

1.Приставка –это часть предложения.

2. Приставка- это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Приставка- это общая часть родственных слов.

8. Приставка служит для образования новых слов.



Слайд 15

Запомни

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.



XI. Домашнее задание

- Что бы закрепить полученные знания дома.


Слайд 16


Благодарю всех за урок.


Слайд 16.


Молодцы!































Зелёная карточка

«Вставь приставку»:


…лить,
…лить,
…лить,
…лить.

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-




Зелёная карточка

«Вставь приставку»:


…лить,
…лить,
…лить,
…лить.

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-



Зелёная карточка

«Вставь приставку»:


…лить,
…лить,
…лить,
…лить.

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка


«Выдели приставку»:

Налить,
перелить,
полить,
вылить.



Синяя карточка


«Выдели приставку»:

Налить,
перелить,
полить,
вылить.



Синяя карточка


«Выдели приставку»:

Налить,
перелить,
полить,
вылить.




Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.




Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.





Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.




Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

..лить чай в чашку,
…..лить цветы,
…..лить воду из ведра,
…..лить сок из пакета в стакан.



  • Другое
Скачать материал
Автор Розанова Елена Александровна
Дата добавления 14.01.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 45
Номер материала MA-090289
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.